Перед самым Новым годом, как подарок москвичам и гостям столицы, в Москве открылся первый частный музей ар-деко. Основа экспозиции – коллекция мецената и бизнесмена Мкртича Окрояна, собираемая им в течении 15 лет и считающаяся самой большой в мире, во всяком случае коллекция фигурок Деметра Чипаруса точно самая полная и по словам основателя музея в ней отсутствуют лишь одна-две работы скульптора. Решение открыть в Москве музей ар деко было обосновано тем, что в России нет, и никогда не было, ничего подобного. Кстати, в мире тоже особенно нигде этот стиль не представлен, что называется, на музейном уровне. Достойную конкуренцию новому музею, по словам хозяина, может составить только, пожалуй, музей ар-нуво в Саламанке - http://www.museocasalis.org/nuevaweb/ (вот, кстати, еще один повод вернуться в Испанию).
Музей расположился в здании бывшего Императорского монетного двора на Лужнецкой набережной, что по московским меркам – в жопе мира, но добраться туда любителям изящного рекомендую настоятельно, тем более, что музей (во всяком случае - пока) бесплатный. Сайт музея не сильно информативный, он еще в разработке, но адрес, телефон, е-мейл и часы работы присутствуют http://www.artdecomuseum.ru/
Ну а кому лень, или недосуг, или нет возможности прикоснуться к прекрасному - приглашаю прогуляться со мной по окрестностям Третьего транспортного кольца и совершить виртуальную экскурсию по музею.
Тематически экспозиция музея разбита на три части – это скульптура, живопись и мебель, которые способствовали формированию стиля и самому его названию — «декоративное искусство», ар-деко.
Ар-деко – последний большой стиль XX века, родившийся и ярко засверкавший в короткий промежуток между Первой и Второй мировыми войнами, стиль людей активных, обеспеченных, стремящихся преобразовывать мир вокруг себя. Этот стиль соединил в себе роскошь и рациональность. Он стал символом финансового благополучия, процветания, изысканности, создал образ жизни людей, моду, стиль общения, стиль работы, отдыха. Ар-деко - дитя протестного духа и тяги к прекрасному, которые возникли в обществе в 20 годах прошлого века. Первая мировая стала потрясением для людей. До этого мир пребывал в идиллии. Казалось, что время воин, потрясений - далеко в прошлом. Послевоенное поколение решило: если все наше искусство, культура не смогли предотвратить этот ужас, то какой во всем этом смысл. Это было первое поколение, которое резко отвергло все, что было до него.
Ар деко – это абсолютная пластика, это материалы - дорогие, фактурные, это простые и чистые формы, утонченность, безупречность техники. Этот стиль подчинил архитектуру, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру своему пластическому языку. Он превратил мебель в предмет высокого искусства, при этом сохранив ее сугубую функциональность.
В 20-х годах XX века европейцы и особенно американцы вновь почувствовали вкус к сдержанной роскоши. Так в небоскребах и на яхтах появились лаковые панно Жана Дюнана и бронза Деметра Чипаруса. Эталоном ар-деко считается лайнер «Нормандия» 1935 года: каждая его каюта и зал получили драгоценную отделку. Их богатство в глаза не бросалось, но было понятно каждому гостю (один только сигарный салон потом был вписан во все учебники по искусству). Редкие сорта дерева, струящиеся линии, растительные мотивы рядом с чистой геометрией, бронзовая патина и серебро — вот типичные приметы шика, которыми гордился бы «великий» Джей Гэтсби и которые как нельзя лучше соответствовали духу «ревущих двадцатых».
Точкой отсчета существования ар-деко считается 1925 год, когда в Париже прошла Международная выставка декоративных и промышленных искусств, art deco - ее сокращенное название, давшее имя новому стилю.
Культурными центрами для «потерянного поколения» были европейские города: Париж, Берлин, Вена. Но ар-деко – это не только Европа и Америка, этот стиль вполне себе успешно существовал и в СССР. Это и работы Мухиной в скульптуре, Дейнеки в живописи, «сталинский ампир», мебель того периода — это все проявления ар-деко, просто у нас его так не называли. Но и в СССР были роскошные интерьеры, выполненные в стиле ар деко. Это гостиницы «Националь» и «Метрополь», некоторые станции московского метро, «Аэропорт», к примеру.