Выставка обуви платьев в стиле ар-деко из коллекции Назима Мустафаева.
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ
Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons
6 марта 2019 —19 мая 2019
Кураторы: Назим и Елена Мустафаевы
Помните, весной прошлого года в Манеж проходим антикварный салон, на котором я впервые я познакомилась с коллекцией Назима Мустафаева, и вам ее показала в своем отчете. Назим Султанович собирает обувь, и все, что с ней связано - фотографии, рекламные плакаты, и даже платья в стиле ар-деко, как дополнение к обуви. У него огромная коллекция, но музей для него слишком дорого, поэтому его коллекция периодически появляется на выставках.
И вот к 8 марта, специально для дам, в Мультимедиа Арт центре на Остоженке открылась выставка, где представлены обувь, платья, каблуки, фотографии, относящиеся к 20-30 гг 20в. Многое из этого было и в Манеже.
Теперь пресс-релиз с сайта Мультимедиа Арт центра.
http://mamm-mdf.ru/exhibitions/les-anne … hoe-icons/
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons.
1920-е и начало 1930-х вошли в историю как «сумасшедшие», «безумные», «ревущие» и «процветающие». Оправившись от ужасов Первой мировой войны и экономических кризисов 1919 — 1920-х годов, мир стремился вернуться к «нормальности», к радостям жизни вместо страданий, к танцам вместо слёз и многообразию цвета вместо хаки. Первая мировая оставила глубокие шрамы в психике поколения, прошедшего страшную бойню, впервые ставшего жертвой оружия массового поражения, научившегося убивать раньше, чем жить. Тем отчаяннее эти люди стремились воспользоваться благами мирного времени и периода экономического благополучия. Многие интеллектуалы тех лет, описывая состояние общества, пишут о «чувственном разгуле», революции нравов и расточительном прожигании жизни, охватившем все классы.
Главенствующий стиль этих лет — ар-деко, — по образному выражению Скотта Фицджеральда, был сформирован «всей нервной энергией, накопленной и растраченной в войне». Зародившийся в начале ХХ века, он окончательно оформился к середине 1920-х: на парижской Международной выставке современных декоративных искусств и ремесел 1925 года он доминировал в дизайне одежды, тканей, ювелирном искусстве, дизайне интерьеров, предметов быта и мебели.
Ар-деко считается последним большим стилем, получившим распространение почти во всех странах и охватившим все сферы дизайна. Своей отличительной чертой — подчёркнутой геометричностью — он обязан породившей его новой цивилизации, в центре которой, по словам Шпенглера, «стояли техника, инженерное искусство, массовые зрелища, спорт». Круги, треугольники, многогранники, острые зигзагообразные линии, стилизованные солнечные лучи, пучки света прожекторов, выложенные стразами, геометрически выверенные растительные узоры, яркие цвета искусственных бриллиантов — все это узнаваемые характеристики стиля, которые можно увидеть и в платьях, и в обуви, и в декоре каблуков того времени.
Техноцентричность новой цивилизации имела прямое влияние на индустрию моды. Стандартизация и конвейерное производство сделали необходимым появление единой размерной шкалы. Превращению моды в феномен массовой культуры способствовали каталожная торговля по почте и появление новых дешевых искусственных тканей, например вискозы.
Новые технологии способствовали не только массовому распространению товаров, но и ускоренному усвоению модных новшеств. Универсальные магазины, именно в это время начавшие сочетать в себе функции торговых заведений и развлекательных центров, в 1920-е годы впервые стали предлагать покупателям полный модный образ — то, что сегодня обозначается словом «look», — помогая побороть страх перед экстравагантными модными новинками.
Мода 1920-х учитывает требования массового потребителя: используется минимум ткани, силуэт приводится к стилистически самому простому покрою — трубчатому. Именно такой покрой был доступен для масс, не требовал множества примерок и временных затрат на изготовление.
Огромное влияние на дизайн одежды и обуви тех лет оказала новая танцевальная культура, окончательно вытеснившая викторианские традиции этикета более раскованными отношениями. Один за другим из Америки в Европу пришли фокстрот, ритм-энд-блюз, чарльстон, шимми, блэкботтон. Энергичные телодвижения потребовали усовершенствования колодки и повышения надежности обуви. С середины 1920-х годов мыс скругляется, каблук становится ниже и устойчивее. Центральным женским образом в моде становится инфантильная девочка-подросток с короткой стрижкой. Яркие цвета, серебряная и золотая кожа, стеклярус, бисер, стразы и металлизированная, отражающая свет ткань ламе, а также длинные нити бус или жемчуга на шее придавали дополнительную эффектность выкрутасам, которые юные модницы демонстрировали на танцевальных площадках.
Революционные изменения в социальном положении женщин, возможность более свободно демонстрировать свою сексуальность — отчасти тоже следствие Первой мировой войны: всеобщая мобилизация мужчин потребовала привлечения женщин на освободившиеся рабочие места. Свобода, за которую боролись поколения феминисток и суфражисток, была невольно вручена им силой страшной необходимости. Эмансипированная женщина 1920-х активно осваивает новые социальные роли — сама себя обеспечивает, не зависит от мужчины, водит машину, предаётся удовольствиям, не считаясь с условностями старших поколений.
В соответствии с духом времени подол дамского платья постепенно укорачивался и к середине 1920-х поднялся почти до уровня колен. При такой длине платья ноги постоянно оставались на виду, что способствовало повышению интереса к дизайну обуви. Стали быстрее сменяться модные обувные фасоны. Появилось большее разнообразие моделей, широкий выбор материалов и расцветок, декоративные изыски. Ушла мода на викторианские ботинки, которые более полувека были основной женской обувью на все случаи жизни. Теперь журналы и каталоги предлагают женщинам полуботинки и закрытые туфли на шнуровке, с ремешками или эластичными вставками. На улице начинают носить туфли-лодочки, которые раньше считались уместными лишь в помещении.
Самым простым и распространенным украшением обуви остаются пряжки. Они продавались отдельно и пришивались или крепились на туфли-лодочки с помощью специальной клипсы. Также отдельно можно было приобрести гравированные, эмалевые или инкрустированные стразами металлические накладки, которые надевались на пуговицы. Сменные детали позволяли легко превратить пару обычных лодочек из одноцветной ткани в нарядную вечернюю модель.
В 1920-е вновь вошли в моду каблуки с инкрустацией стразами, исчезнувшие во время войны. Каблуки вырезали из дерева и покрывали разноцветным целлулоидом, имитировавшим слоновую кость, перламутр или черепаший рог. Помимо украшения стразами, их расписывали эмалью.
Les années folles — «безумные годы» — были временем, когда машина уже стала помощником, но еще не заменила собой руку мастера, которую видно по тщательности проработки и исполнения декоративных деталей. Именно это время подарило нам таких художников высокого искусства обуви, как Андре Перуджа, Сальваторе Феррагамо и Пьетро Янторни, и оставило нам наследие таких фирм, как «I. Miller», «Delman», «F. Pinet», «J. J. Slater», «Bob Inc.», «Saks Fifth Avenue», «Hellstern & Sons», «Bally» — равно как и многих других, творения которых можно увидеть на выставке.
Сто лет спустя мы обращаемся к ар-деко неслучайно: этот стиль до сих пор сохраняет свою актуальность и питает фантазию современных дизайнеров, модельеров и архитекторов.
Shoe Icons — одна из крупнейших в мире коллекций обуви и костюма, а также издательство, созданное Назимом и Еленой Мустафаевыми и специализирующееся на книгах по истории обуви.
Весь центр зала, где расположилась выставка, занимает подиум с платьями, к каждому из которых подобрана более-менее подходящая пара туфель.