Осенняя зарисовка
Наша старая квартира в Бенешове выходила окнами на небольшую улицу, уводящую к недалекому Черному лесу. После работы, сев на велосипед, можно было уже через несколько минут оказаться за городом, выбирая на развилке у леса путь из множества знакомых маршрутов, проложенных между окрестными холмами по лесным дорогам, кривым улочкам сельских поселков, полям, засеянными пшеницей, рапсом или белым маком, по краю сверкающей водной глади ставков, по прохладным ложбинам с журчащими на камнях потоками. Я всегда удивлялся, как в этой, давно и плотно заселенной части Европы, сохранилось столько приятных для глаза, живописных уголков природы.
Переехав в Прагу, мы первое время остро ощущали потерю знакомых мест, хотя вначале было не до отдыха, – все свободное время уходило на освоение нового дома и сада. Чуть наладив быт, мы возобновили вылазки по окрестностям, постепенно расширяя круг поездок в поисках новых природных красот. Тогда мы и обнаружили, что менее чем в двадцати километрах от нашего нового дома лежит большое пространство нетронутого заповедного букового леса, – национальный природный парк Водерадске Бучины (Voděradské bučiny).
От плотно заселенных пригородов столицы его отделяет водный поток, с незапамятных времен запруженный во многих местах и превратившийся в цепочку ухоженных озер – рыбников. Поселок Йеваны (Jevany), вытянувшийся вдоль воды, более ста лет пользуется славой престижной загородной зоны отдыха среди состоятельных пражан. Еще в Первую Республику здесь были выстроены роскошные виллы, которые и сейчас просматриваются за коваными решетками капитальных каменных изгородей, в глубине огромных участков, затеняемых высокими соснами. Правда, поговаривают, что частые утренние и вечерние туманы провоцируют у небедных людей тоску и депрессию, что тем не менее, никак не снижает стоимость здешних участков и не отваживает пражских звезд от желания иметь здесь загородный летний дом.
Если перейти или переехать самый большой из рыбников по узкому высокому гребню плотины, попадаешь на дорогу, уводящую далее вглубь леса, где за каждым новым поворотом открываются неповторимые по красоте природные виды.
Это – один из самых красивых лесных массивов в окрестностях Праги. Столетние необхватные буки надежно вцепились мощными замшелыми корнями в каменистую почву, выбросив свои кроны на недостижимую поднебесную высоту. Гладкие ровные стволы деревьев, словно гигантские колонны, подпирают верхний зеленый ярус, оставляя внизу простор для молодой еловой поросли. Могучие дубы раскинули в стороны толстые ветви, утвердив свое жизненное пространство и заставляя остальные деревья тесниться на почтительной дистанции.
Здесь удивительно чистый, светлый лес, манящий на долгие пешие и велосипедные прогулки.
Впервые мы оказались тут в поиске грибных мест в окрестностях нашего нового дома, и с тех пор регулярно наведываемся сюда в надежде собрать очередную корзинку толстеньких боровиков или опят, густо облепивших замшелые пни, да и просто спокойно пройтись и насладиться общением с природой.
В одну из таких наших прогулок мы неожиданно наткнулись на деревянный сруб над бьющим из-под камней родником, за которым виднелся потемневший от времени, обросший мхом камень с выбитым на нем текстом. Оказалось, что этот памятный камень установлен здесь в честь одного из первых чешских лесничих – Вацлава Ленгарта (Václav E. Lenhart), посвятившего свою жизнь восстановлению этого леса.
Трудно в это поверить, но два-три столетия назад во всей центральной Чехии, славившейся в древности своими непроходимыми лесными чащами, которые надежно укрывали Прагу от набегов завоевателей, почти все леса были вырублены. Их обновлением никто не занимался. Лесная наука только-только начинала зарождаться в немецкоязычных землях, в Вене, в Дрездене, где возникли первые леснические школы, но распространение знаний шло медленно, к тому же первые печатные инструкции издавались исключительно на немецком языке и были недоступны для чешских лесничих.
Именно тогда за восстановление местных лесов взялся присланный в находящийся неподалеку Черный Костелец новый управляющий лихтенштейнских угодий Вацлав Ленгарт.
История сохранила немного сведений об этом человеке. Известно, что родом он был с Моравии, происходил из семьи ловчего, состоявшего на службе у Лихтенштейнских князей. Начинал учеником в Моравско-Крумловском лихтенштейнском панстве, в 1764 году стал личным ловчим князя Эмануэла Йозефа Лихтенштейна, после его смерти в той же функции перешел к его сыну Франтишку Йозефу. Позже был переведен лесным смотрителем в Румбуркское панство в Чехии, где служил последующих 12 лет. В ходе реорганизации лесной службы, в 1788 году Ленгарт получил звание смотрителя лесов и занял пост управляющего лесными угодьями и инспектора лесов в Костельце над Черными Лесами.
В этой должности Ленгарт активно занимался высадкой новых деревьев, а также, помимо этого, завел множество нововведений по охране посадок: установил предельные нормы рубки леса, ограничил свободный выпас коз и овец, боролся с браконьерской вырубкой. Для пополнения дефицита древесины высаживал быстрорастущие сорта деревьев – ольху, вербу, тополь, завел сбор и продажу хвороста.
Свой накопленный опыт Ленгарт обобщил в изданном в 1793 году в Праге первом чешском лесническом руководстве. Книга была напечатана им на собственные средства и имела, как в те времена было принято, длинное описательное название, начинающееся такими словами: “Многоопытное руководство к крайне необходимой в наши времена посадке лесов, к которому также другие очень полезные сведения об обязанностях ловчих лесов из опыта успешного смотрителя приданы…”.
Руководство состояло из двух одинаковых по содержанию частей, написанных на немецком и чешском языках, где в форме 72 вопросов и ответов автор рассказывал о свойствах 16 основных сортов деревьев, давал практические советы по сбору и хранению семян, выращиванию и охране саженцев, а также приводил рекомендации по использованию древесины различных сортов.
Учебник в его чешской части был написан красочным народным языком, поэтому сразу стал необыкновенно популярным и востребованным среди местных лесничих.
Выращивание леса – дело не одной жизни. Вацлав Ленгарт не успел реализовать все свои планы. Он умер 1 мая 1806 года, не пережив страшную эпидемию оспы, поразившей в тот год Чехию. Похоронен у костела Св. Иоанна Крестителя в Костельце над Черными Лесами.
Начатые Ленгартом преобразования были продолжены его последователями, в том числе и теми, кто начинал под его руководством и учился по его книге. В Чехии была создана сильная школа лесничества, что способствовало полному восстановлению и регулярному обновлению лесов, благодаря чему и до наших дней тут сохранилось так много живописных зеленых зон.
И все же, окажись Ленгарт в нашем времени, он с трудом бы узнал свой лес. В его время насаживались смешанные, преимущественно лиственные посадки, а тот лес, который растет сейчас в центральной Чехии – по своему красивый, но иной, с преобладанием сосен, елей. Это – результат более поздних насаждений, когда предпочтение давалось хвойным породам, поставлявлявшим отличную конструкционную древесину для потребностей строительства.
Одним из немногих островков, где сохранились “тот самый ленгартов” лес, являются заповедные Водерадские Бучины. Наверное, еще и поэтому это место было выбрано в 1958 году для установки здесь памятного камня в честь признания заслуг первого чешского лесничего.
Место, действительно, очень удачное. Узкая асфальтовая дорога, петляющая по холмам среди высокого букового леса, в здесь делает крутой поворот, огибая ложбину, где по камням струится небольшой ручей, берущий свое начало у родникового источника. Все проходящие и проезжающие специально останавливаются здесь, чтобы спуститься к роднику по деревянному настилу и напиться чистой прохладной ключевой воды.
По дороге назад они обязательно ненадолго задерживаются у старого памятного камня, с полустертой надписью “Вацлав Элиаш Ленгарт (1744-1806), первый чешский лесничий и писатель”, отдавая долг памяти человека, стоявшего у истоков воссоздания неповторимой красоты этого заповедного леса.
Карта и GPS координаты места
49.9631492°N, 14.8033514°E - Lenhartova studánka
Еще почитать
Прогулка по французскому парку дворца Добржиш
Тайны и призраки средневековых подземелий Табора
Пругоницкий парк в цветении рододендронов
Хвойен – костел забытый и возрожденный
Влашимские львы, китайский дракон и великий комбинатор
Моравия, паломническое место Святой Гостин
Отредактировано shaf (2014-11-02 02:00:04)