На нашем цветнике у дома, протянувшемся неширокой полосой вдоль дорожки, от калитки к французскому окну в гостиной, пышно расцвели желтые и оранжевые чернобрывцы. Пострадавшие в поздние весенние заморозки, эти цветы тем не менее выжили, снесли долгую засуху, а затем и грозы со шквальным ветром и бесконечным ливнем, которыми были так богаты весна и начало лета в этом году, выпустили каждый по десятку ярких бархатных цветков, и радуют нас яркими красками уже почти пять месяцев.
Чернобрывцы – цветы простые, знакомые каждому, растущие здесь повсюду – во дворах, городских палисадниках, дорожных ротондах, и даже на ухоженных клумбах дворцовых парков. Про один из таких “регулярных” парков французского стиля, находящийся в небольшом городке Добржиш (Dobříš), я вспомнил, глядя на наши буйно разросшихся цветы. Почему-то этот парк мне запомнился именно в цветении чернобрывцев, источающих специфический узнаваемый запах, с раннего детства связанный в памяти со знойным летним полднем.
Дворцово-парковый ансамбль Добржиш расположен в 40 километрах на юго-запад от Праги. От нашего старого дома, это место находится по другую сторону разделяющего Среднечешский край широкого русла Влтавы. Из Бенешова мы не раз добирались в Добржиш по неплохой, но уж очень извилистой дороге, обычно совершенно пустынной в этой зеленой и живописной части сельской Чехии. Петляя между холмами, дорога соскальзывала с зеленых долин к высокому мосту, перекинутому между скалистыми берегами русла Влтавы, а затем – вилась серпантином, переваливая через поросшие лесом гористые хребты на левом берегу реки.
Впрочем, в Добржиш можно добраться и по прямой автостраде из Праги, но это совсем не та красота, хотя и гораздо быстрее.
Добржиш – это маленький провинциальный городок с населением 8 тысяч человек, расположенный в предгорье Брдских хребтов, покрытых знаменитыми первобытными лесами. На юго-запад от Добржиша лежит природный парк Гржебены, а за ним – огромнейшая незаселенная территория военного полигона Брды, поросшая густыми лесами и манящая своими грибными и ягодными богатствами.
Согласно легенде, после того, как Праотец Чех увел часть народа из охваченных войнами хорватских земель в новые необжитые места, они разбили свой лагерь на горе Ржип, находящейся севернее современной Праги, откуда, под предводительством вождей, разошлись в разные стороны по всей нынешней Чехии. Группу, отправившуюся на юг, возглавлял Добржих (Dobřich), по имени которого и был названо место их поселения – Добржиш.
C дороги на въезде в городок хорошо виден строго симметричный дворцовый фасад, украшенный высокими пилястрами бокового портика, с выразительными мансардными окнами в высокой надломленной барочной крыше, – архитектурными деталями, выдающими его родство с стилем французского барокко.
Особенно впечатляющий панорамный вид на дворец открывается с противоположной, южной стороны, с первой парковой террасы, в половине пути к высокому бельведеру в дальнем конце парка. Здесь забываешь о том, что находишься в современной Чехии, а не во Франции золотого времени Людовика XIV, когда по дорожкам сада прогуливались фрейлины, вокруг которых вились галантные кавалеры в кудрявых париках. Не зря этот дворец называют малым чешским Версалем.
И хотя меня больше привлекают естественные природные пейзажи английских ландшафтных парков, все же и в симметрии зеленых изгородей и мозаике цветочных клумб французских парков есть своя особая завораживающая гармония правильных геометрических форм.
Четко распланированные открытые пространства регулярных дворцовых парков еще именуют “французскими садами”, видимо указывая на то, что как и обычные сады, они являются целиком творением человеческих рук.
Впрочем, некоторые из них представляют собой, скорее, “французские огороды”, стоит вспомнить замок Вилландри в долине Луары, где на клумбах, огороженных невысокими декоративными изгородями из кустарника, растут не цветы, а капуста, морковь, свекла и бараболя другие вполне съедобные дары природы.
Этот рациональный подход сочетания “приятного с полезным” сохранился с тех времен, когда садовое искусство развивалось за толстыми стенами средневековых монастырей, снабжая трудолюбивых монахов одновременно и материальной, и духовной пищей. Растения, выращенные своими руками на декоративных грядках, обеспечивали независимость от внешнего суетного мира и хоть как-то скрашивали скучное и аскетичное существование.
Тогда же рядом с овощными грядками стали выращиваться и необходимые целебные и ароматические растения. Например, овощи на грядках неплохо уживаются с чернобрывцами, которые своим специфическим терпким запахом защищают их от вредных насекомых и червей.
И какой же французский палисадник обходится без лаванды, с древних времен выращиваемой человеком, а с расцветом барочной культуры ставшей почти обязательным элементом канонического “садового дизайна”. Чернобрывцы и лаванда, как я замечал, соседствуют во многих замковых и дворцовых парках Чехии.
Как и яркие бархатные цветки чернобрывцев, фиолетовые колоски цветов лаванды, притягивают своим ароматом множество бабочек и шмелей. В жаркий солнечный день сотни бабочек крапивницы порхают над ровными полосами и узорными изгибами желто-фиолетовых цветочных клумб.
Известно, что французский садовый стиль копировал помпезность и величие Версаля: его широкие аллеи, окруженные изгородями из подстриженных деревьев, замысловатый рисунок дорожек на травяном ковре, декоративные бордюры из кустарника, ограждающие разноцветные завитушки цветочных клумб. Ближе к провинции, правда, допускались и исторические атавизмы в виде практичных овощных грядок .
Дворцовый комплекс Добржиш является одним из самых выразительных барочных ансамблей в Чехии и не уступает своей красотой ни замкам долины Луары, ни венскому Шёнбрунну, архитектурным проектом которого, кстати, и вдохновлялись знаменитые архитекторы – француз Жюль-Робер де Котт младший и итальянец Джованни Никколо Сервадони, руководившие в 1745-1765 годах перестройкой ранее полностью выгоревшего барочного дворца. Кстати, Жюль-Роберт де Котт был сыном главного придворного архитектора короля Людовика XIV и помогал отцу в реализации многих известных проектов, а позже и сам выполнял престижные заказы во Франции и по всей Европе.
Скульптурный ансамбль дворца создал самый известный скульптор того времени Франц Плацер (František Ignác Platzer). Кто был в Пражском граде, помнит огромные скульптуры сражающихся гладиаторов с дубинками и кинжалами на пилонах главных ворот, – монументальное творение этого же скульптора.
Привлечение дорогих европейских архитекторов на проектирование и строительство, оформление дворцовых интерьеров и содержание обширного парка требовало огромнейших затрат. Тогдашний владелец имения из прусских немцев, граф Индржих Маннсфельд, настолько нещадно эксплуатировал подданных чешских крестьян, что те чуть не подняли бунт и не спалили, как водится, к чертовой бабушке, ненавистное панское гнездо.
Хорошо, что кто-то из соседей своевременно донес в Вену императрице Марии-Терезии о творящихся в Добржише безобразиях, памятуя уроки гуситских войн.
По жалобе предусмотрительного соседа из столицы в Добржиш приехала комиссия для расследования нарушений закона, по решению которой императрица даже временно отстранила Индржиха Маннсфельда от управления своим имением, обязала его выплатить штраф в размере 2 тысячи дукатов и полностью рассчитаться по всем долгам.
Индржих Маннсфельд не имел сыновей, поэтому условием наследования имения при замужестве его дочери Марии Изабеллы с Франтишком Коллореда, было сохранение родовой фамилии. Так возник дворянский род Колоредо-Маннсфелд, во владении которого Добржиш находился до 1942 года.
В войну семья Колоредо-Маннсфелд за свои убеждения попала в опалу, и фашисты, особо не церемонясь, реквизировали их роскошный дворец, находящийся совсем рядом с Прагой, для загородной резиденции имперского протектора Богемии и Моравии.
Не вернули дворец владельцам и после войны. В 1947 году декретом президента Эдварда Бенеша он был передан Синдикату (позже – Союзу) чехословацких писателей, превратившись в подобие подмосковного Переделкино . В нереально роскошных дворцовых интерьерах лояльные режиму чешские писатели трудились над своими нетленными произведениями, строго выдержанными в духе социалистического реализма. Посещали их изредка и “соудруги” (старшие товарищи по идейному перу) из братского Советского Союза.
Когда же по закону о реституции в 1998 году дворец возвращали владельцам, от них потребовали компенсировать все затраты на его восстановление. Таких денег у них не оказалось, поэтому семье Колоредо-Маннсфелд пришлось отказаться в пользу чешского государства от также полагавшегося им по реституции замка Збирог (Zbiroh).
Сейчас владельцем замка является Жером Колоредо-Маннсфелд, живущий в Австрии, к имени которого обожающие всевозможные титулы и звания австрийцы обязательно добавляют приставку “дипломированный инженер”. Хотя, имея такой дворец, о титулах можно было бы уже не беспокоиться
Ни привыкшие к строгому порядку немцы, ни не употребляющие чехословацкие писатели не растащили столовое серебро и не попортили богатые интерьеры дворца, обставленные роскошной мебелью, с ценной коллекцией картин XVII века, гобеленов и фарфора.
А если серьезно, то удивительно, как несмотря на все перипетии – войну, национализацию, социалистический застой, чехам удалось полностью сохранить историческое наследие своих дворцов и замков.
Сейчас Добржиш – один из немногих чешских дворцов, по залам которого водят экскурсии круглый год. Австрийские владельцы берегут традиции и “французские корни” дворцовой и парковой архитектуры. Так, в этом году, 10 сентября проводятся “Свято-Вацлавские празднования с французским колоритом” – костюмированные экскурсии по дворцу, развлекательные программы для детей в парке, поиск клада в подвалах старого пивовара (расположенными под террасами парка), дегустация блюд французской кухни.
Перед новым годом желающие могут погрузиться в рождественскую атмосферу украшенных залов дворца. Проводятся и ночные экскурсии по темными дворцовым переходам, лестницам и залам, освещенными таинственным мерцающим светом масляных фонарей.
Несомненно, дворец передает обаяние своего времени. Наверное, этому способствует и относительная удаленность от наводненной туристами Праги. На дорожках парка нет обычных для столичных достопримечательностей разноязычно галдящих толп, поэтому можно неспеша прогуляться, любуясь видами дворца и представляя себя на время перенесшимся во Францию золотого XVII века.
* * *
Со временем острота впечатлений от посещения дворца стирается, и мне снова захотелось побывать там, хотя дела домашние и рабочие все не давали такой возможности. Но яркие цветы чернобрывцев и лаванды в палисаднике у дома постоянно напоминали об отложенной поездке, - хотелось побывать там, пока не отцвели эти замечательные цветы.
И вот, наконец, сегодня мы снова едем в Добржиш по старой дороге – между зелеными холмами, по мосту через широкую, зажатую высокими берегами Влтаву, на водной глади которой скользят десятки белых парусников.
Как по заказу, на подъезде к городу, расступились и набежавшие с утра хмурые тучи, заставлявшие нас мучиться в сомнениях, не придется ли нам бродить по парку под зонтиками.
…Вот только ни чернобрывцев, ни лаванды мы в парке не нашли – их место в этом году заняли более аристократические цветы: георгины и герберы, раскрасившие узорные клумбы густыми красными и оранжевыми мазками.
Но я все же сделал несколько новых фотографий любимых цветов. Правда, не во французском парке дворца Добржиш, а на обычном рабоче-крестьянском палисаднике у себя под окнами.
А что, у нас цветы ничуть не хуже.
Отредактировано shaf (2011-08-15 21:37:21)