Оля, спасибо!
Света Дорофеева ... Человек, чьи плюсы и минусы всегда будут видны, ибо работа с людьми не подразумевает иного. Слышала, что кто-то из группы подходил с критическими замечаниями прямо к ней, кто-то до поры до времени помалкивал, чтобы высказать свое "фе" на страницах интернета, были равнодушные и молчащие. Я не отнесу себя к равнодушным, но я молчала. Кажется, в предпоследний день у Светы был День рождения. Парни ( почему-то запомнилось так, может, ошибаюсь) из группы организовали сбор средств и покупку букета. Да, да, они вручали его возле Уффици, мы более-менее дружно покричали: "Поздравляем", вызвав интерес у всех, стоявших неподалеку.
В автобусе Света ставила для просмотра фильмы. Про Нерона, про Сиену и Палио... Мне и то, и другое показалось по делу, некоторые решили, что это - старье, которое уже видели. Да, я тоже видела, но обстановка была другой, поэтому я не сомневалась в правоте Светы.
Я не напрашивалась на дружбу, поэтому конкретики в отношении нашей сопровождающей у меня немного. Но, кажется, что не Сиена стала первым местом ее проживания в Италии.
Сиену она полюбила.
И от Светы я узнала о тамошнем университете.
Упрочение университета в Сиене произошло тогда, когда из Болоньи в результате конфликта коммуны и университета преподаватели, студенты, а затем и абитуриенты перебрались в Сиену.
Болонский университет старше, возник он от школы юридических знаний. Я поняла так: появление какого-нибудь светоча-ученого приводило к нему немало учеников. Когда в определенном городе таких учеников становилось очень много, основывалась школа, которая затем трансформировалась в университет. Для города это был плюс, ибо обучение много чего требовало.
А изучали поначалу в основном латинский язык, право и философию.
Мне интересно стало тогда, когда было сказано, что в Сиенский университет иностранцам есть шанс поступить без особых проблем, практически, с нулевым знанием итальянского.
Меня очень заинтересовала статья Павла Уварова, доктора исторических наук, в которой говорилось об университетах.
Он утверждает (как мне показалось,весьма иронично), что первые четыре универа - один из них в Болонье, никто не основывал, они возникли спонтанно, потому что созрели условия. В Болонье действительно из школы, где главным было преподавание умения судебного красноречия.
И очень привлек мое внимание пассаж:
"Ни один из институтов не приживается так хорошо: права человека, парламентаризм, свобода слова – все это встречает громадное противодействие в различных неевропейских регионах. А университеты есть везде. Сперва они вроде бы основываются как агенты глобализации. А через 2-3 поколения они, наоборот, выступают как элемент национальной идентичности. Это устойчивая особенность. Сама по себе эта структура очень противоречива. Зачем университет существует? Якобы для подготовки специалистов. Но это ведь не так. И они это прекрасно понимали. И если надо было пойти лечиться, они шли к цирюльнику, хирургу, знахарю. А уже потом к теоретику с медицинской ученой степенью. Если надо послушать проповеди, они шли к «нищенствующему» монаху-проповеднику, а не к теологу. Будущий судья учился римскому праву, но ведь его страна жила в совсем иной правовой системе, и он постигал ее лишь на практике. Но университет при этом очень ценен. И я перехожу ко второму вопросу. Я вообще специалист по XVI-му веку. И я работал с материалами дарений, адресованных студентам. В этих дарениях самое устойчивое пожелание было – «достичь степени». Ты учишься, чтобы получить степень. И человек обладает потом такими качествами, что может справиться с любой работой. За счет чего существовали древние университеты?
Самый классический путь – это пребенды, бенефиции. То есть преподаватели теологии, иногда канонического права и в редких случаях преподаватели свободных искусств включались в списки, списки отвозились в Рим или в Авиньон. И Папа выделял определенные средства. Скажем, преподаватель числился кюре в каком-нибудь отдаленном приходе. Вместо него вел службу викарий. А доходы шли ему, чтобы он преподавал и не брал денег за обучение. В итальянских городах города выдавали пособия преподавателям. Основанные университеты и коллегии ХIV-ХV-го вв. сразу же создавались с источниками финансирования: виноградниками, деревнями с крестьянами и т. д. Это были солидные экономические агенты. У них была недвижимость, они получали ренты. Студенты же могли существовать в первую очередь за счет помощи родственников. Есть огромное количество формуляров студенческих писем о том, как нужно просить денег у родственников. Я работал по ХVI-му веку с дарениями. Там такое! Две баржи вина, огромное поле и т. д. Ведь имущество студента выходит из-под налогообложения! Имущественные споры решаются судом парижского прево, который является хранителем королевских привилегий университета. Поэтому если выясняется, что поле подарено студенту, а оно являлось предметом спора, то надо было ехать в Париж, судиться. А это огромные деньги. Поэтому противная сторона отказывалась от иска.
Этот механизм легко проверить, потому что однажды Генрих Второй положил этому конец. Сказал: «Все. Теперь только то имущество, с которым студент поступил, является студенческим». И уровень дарений упал в 10 раз. Неимущие студенты выживали за счет коллегий и бурс. В коллегиях были благотворительные места, где неимущие земляки дарителя могли есть, спать, получать образование бесплатно. Какой прок был от этого дарителю? Облагодетельствованные студенты молились за его спасение в Чистилище. " Уваров - спец по Франции, но, наверное, к Италии все вышесказанное имело отношение.
Отредактировано Назиля (2014-12-07 17:50:34)