Начало - Трек к Аннапурне
Конечно, Непал, это ПРЕЖДЕ всего горы, но также и место, куда стекаются тысячи паломников, исповедующих две ведущие религии этого региона - индуизм и буддизм, и просто любопытствующие, желающие окунуться в экзотичный для европейцев быт.
Непал до недавнего времени (до провозглашения страны республикой) был единственным индуистским королевством в мире, где индуизм являлся государственной религией. Расположенный между Индией и Китаем, Непал исторически тяготел к Индии и до сих пор находится под большим ее влиянием. Но, являясь также родиной буддизма (считается, что Будда родился на территории Непала в городе Ламбини) это течение приобрело здесь большое распространение. Вернее сложилась уникальная ситуация – две религии, одна из которых родилась как протест против другой, слились воедино и мирно сосуществуют на протяжении многих веков. Местные жители поклоняются одновременно Будде и Шиве, не впадая при этом в религиозное противоречие.
Чтобы была чуть более понятна невероятность подобной ситуации, невозможная для других религиозных течений, расскажу в двух словах об основах индуизма и буддизма.
При написании текста я пользовалась статьями из интернета, переваривая их содержание через призму информации из лекций об истории древних религий Леонида Мациха.
Источники:
http://apologet.in.ua/apologetika/inove … uizme.html
http://www.spiritual.ru/relig/induism.html
http://www.building.am/rus/stupa.php
Как не сложно предположить, [b[индуизм[/b] возник на полуострове Индостан и большинство исповедующих эту религию живут в Индии. Это самая старая религия на планете, возникшая в III - II тысячелетии до н.э. как результат смешения верований завоевателей Ариев с местными племенами, заселявшими северную Индию.
Сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу. Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм и вишнуизм. Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях.
Все направления индуизма объединяет несколько положений:
- вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.
- вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ - от насекомых до человека (сансара).
- вера то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).
Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Так что йога, это прежде всего система психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни. Европейские почитатели йоги следуют за ее физической составляющей – контроль тела, забывая, что это учение основано на глубокой религиозности, бесконечно далекой для понимания цивилизованными умами.
Еще одной основой индуизма и, соответственно системой, определяющей мировоззрение миллиардов жителей Индии, является кастовость.
Что же такое касты?
По учению индийских вед, Брахма (создатель) сотворил четыре разряда людей, сразу же разделенных на сословия, называемые варнами. Первую варну – брахманов, предназначенную просвещать человечество и управлять им, он сотворил из своей головы или рта; вторую, кшатрий (воинов) - защитников общества, из руки; третью, вайшья (крестьяне и ремесленники) - питателей государства, - из живота; четвертую - шудры (разнорабочие и слуги) из ног, уделив ей в вечный удел - служить высшим кастам.
Варны - от слова «цвет» на санскрите — по цвету носимой одежды. Другое (латинское) наименование варн — касты.
Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения.
Брахманы — высшая каста
Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.
Брахманы имеют очень много запретов:
• Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.
• Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины.
• Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты.
• Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.
Кшатрии — каста воинов
Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров.
В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.
Вайшья – ремесленники
Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.
Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.
Шудры — низшая каста
Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.
Неприкасаемые
Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.
Представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.
Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.
Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.
В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.
В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.
Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.
Будучи очень жесткой и немыслимо несправедливой для восприятия любого европейца, кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Ни буддизм, ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.
Отредактировано Julia (2014-09-18 11:10:12)