Все рассказы о Непале
Непал, Катманду, отель “Yak and Yeti”
Архитектурные памятники Катманду и Патана
Древние буддийские ступы Катманду
6-10 сентября 2010 г., Катманду, Непал
Я – в Катманду, столице Непала, “земли у подножия гор”, расположенной, кажется, на самом краю света.
За окном – густая полуночная темень. Мигнул, и опять отключился свет, надеюсь, как обычно, ненадолго, пока стартует дизельный генератор. Где-то рядом гортанно кричит какой-то зверь или птица. Может, ночной птеродактиль спустился с гор погрестись в кучах мусора в прилегающих узких переулках. Или нахальная обезьяна, из тех, что днем неподвижно сидят на высоких железных оградах вдоль шумных улиц, заскочила во двор поплескаться в нежно-голубой прозрачной воде бассейна пятизвездочного отеля Yak and Yeti
Открываю тугие рассохшиеся створки окна, выходящего во внутренний двор. Ночное небо затянуто тучами, неразличимо сливающимися с теменью гор на горизонте. После прохлады кондиционированного номера, на улице неожиданно влажно, жарко и душно. И – какой сложный букет запахов! В неподвижный тяжелый воздух подмешаны благовония, запахи готовящейся еды, бензиновые выхлопы, чад тлеющих на пустырях мусорных куч и еле уловимый кислый душок помойки. Это - Катманду.
Сколько времени сейчас в Праге? Никак не привыкну к этому необычному часовому сдвигу – плюс 3 часа 45 минут… Спать еще рано, самое время прогуляться по неярко освещенным коридорам отеля, декорированными древними тибетскими символами.
Стены холла украшены рисунками и гобеленами в стиле тибетской живописи тханки. На самое большое панно, созданное в непальском Dharmapala Thangka Centre, можно смотреть часами, поражаясь мастерству и фантазии его создателя, украсившего полотно разнообразными живыми сюжетами. Вот только смысл их, увы, недоступен непосвященному. Но все равно поражает пестрый сказочный мир, окружающий богов и людей, с огнедышащими драконами, снежными львами, неизвестными болотными чудищами с длинными усами, и летающими в облаках голубыми слонами.
В подсвеченной нише, декорированной сложным геометрическим орнаментом мандалы, “колеса времени”, поблескивают телефоны-автоматы, предлагающие платный сеанс медитации в ожидании соединения с далеким домом.
Все мои мобильные телефоны умерли еще вчера в неуспешных попытках найти роуминг. Однако я предпочел недешевый в этих краях интернет, не желая связываться с одноухими бандитами, с невероятной скоростью глотающими монеты завороженных гостей.
На углу у рецепции бронзовый Гаутама застыл в позе лотоса, сложив пальцы правой руки в знаменитой витарка-мудре, заставляющей внимать поучительным наставлениям буддистского божества, достигшего состояния высшего просветления, и помнить, что в нашем мире все преходяще и относительно.
Буддистские и индуистские божества мирно сотрудничают в оформлении интерьера отеля.
На обратном пути, в полутьме у лифта наталкиваешься на самого мудрого и предприимчивого из пантеона индуистских божеств – Генешу, четверорукого пузатенького красавца с головой слона, не к ночи он будь помянут со своими перепончатыми ушами и обломанным бивнем.
Все – закрыть окно, включить кондиционер, и спать!
Ночью снятся бесконечные, до горизонта, ленты эскалаторов пересадочных аэропортов и томительное многочасовое коротание времени до посадки, скрашиваемое подсчетом лайнеров, взлетающих в утреннем тумане за запотевшими стеклами зала ожидания (в Абу-Даби похолодало, ночью всего +36 градусов).
Фоном к этому звучит прилипчивая лирическая мелодия из “Chance pe Dance” – свежего шедевра индийского Боливуда, с неподражаемым Шаридом Капуром в главной роли, просмотренного частями, между сном, в двух самолетах авиакомпании Etihad Airways, стартующих из Франкфурта и Абу-Даби.
Утром просыпаюсь от яркого солнца и громкого гусиного гоготания. За окном - подстриженный газон и плакучая ива над водной гладью прудика – заботливо воссозданный кусочек благоустроенной Европы в центре беднейшей азиатской страны.
Посреди обычных пасмурных дней дождливого сезона, неожиданно и ненадолго сквозь дымку облаков пригрело солнце, о чем ожившие птицы спешат громко и радостно сообщить заспавшимся с долгой дороги гостям.
Ближайшие три дня будут заняты заранее запланированными встречами, не понятно – удастся ли вырваться в город с фотоаппаратом. Но зная, что на востоке время – понятие весьма относительное и растяжимое, прихватываю камеру с собой, спускаясь в холл отеля к назначенному времени начала переговоров.
И в полуторачасовом ожидании сбора всех участников успеваю неспешно прогуляться во дворе отеля.
Главная достопримечательность, демонстрируемая всем гостям во дворе – отпечаток ступни снежного человека, найденный при раскопках в Катманду. Окутанное легендами имя снежного человека – йети – вошло в название отеля.
Интересно, что основателем отеля и всего туристического бизнеса в Непале был одессит Борис Лисаневич - человек с очень интересной, наполненной приключениями биографией. Будучи близко знаком с королем Трибхуваном и другими знатными вельможами Непала, он получил в аренду крыло роскошного дворца Lal Durbar (Красного дворца), выстроенного в центре города бывшим премьер-министром Бахадуром Раном в неоклассическом стиле, и переоборудовал его под первый в стране отель “западного типа“ Royal Hotel.
В 1955 году Лисаневич убедил короля открыть страну для посещения европейцами и сам привез первую группу туристов в это “забытое королевство”. С этого времени все туристы не имеют проблем с въездом в Непал – для этого достаточно заплатить 25$ на границе или по прибытии в аэропорту Трибхуван.
Бар Yak and Yeti в Royal Hotel, также принадлежащий Лисаневичу, стал в 50-60-е годы популярным местом встреч участников высокогорных экспедиций, которые тогда открыли для себя Катманду - будущую “альпинистскую столицу мира”. Одноименный нынешний отель Yak and Yeti был построен в 1977 году в новом здании, примыкающем к дворцу Lal Durbar.
Но продолжим прогулку по территории отеля. Пара гривастых львов охраняют вход на лестницу, ведущую на невысокий холм с беседкой в тени деревьев, от демонов - злых духов, антиподов божеств в индуистской религии.
В тени беседки прячется коленопреклоненный Гаруда, мифический царь птиц, который индусами почитается в качестве ваханы, ездового животного бога Вишну, первоначально принятый мною за бога Шиву. Непросто разобраться в огромном пантеоне индуистских божеств, принимающих иногда совершенно непривычные для нашей культуры обличья.
После ночного шума в саду и прошедшего дождика, открытый бассейн как-то не тянет к купанию, хотя несколько отважных немцев чуть позже бороздили его воды бодрым кролем, демонстрируя свой железный иммунитет ко всякой местной заразе.
***
А в “исторический центр” города в этот день я так и не попал, встречи с партнерами затянулись допоздна. Под вечер вышли на ужин в соседнюю чайхану и застряли там надолго, из-за зарядившего на много часов сильнейшего тропического ливня, пока обратно в отель нас не подвез коллега, из местных, на своем авто.
Сюрреалистическая картина: Непал, Катманду. По темной улице, среди каких-то неприглядных строений с тускло освещенными окнами, под заливающими стекло струями дождя, маневрируя между ямами, едет джип, из которого на два квартала разносится записанный на кассету чистый плаксивый голос Тани Булановой -“Спи мой мальчик маленький, спи мой сын…”. Это коллега так тихо ностальгирует по студенческой молодости, проведенной в далекой северной столице
Ресурсы
Подборка статей о Борисе Лисаневиче:
Тигр на завтрак. Борис Лисаневич - одессит из Катманду
Борис Лисаневич - первооткрыватель Непала (Индия - Непал)
Одессит из Катманду
Книга Мишеля Писеля о Борисе Лисаневиче: «Тигр на завтрак»
Сайт отеля Yak and Yeti:
A premiere 5 Star Deluxe Hotel in Kathmandu,Nepal | Hotel Yak & Yeti
Анонс
Катманду, город древних памятников и ужасной бедности, уродливо скрещенной с современной “благами” цивилизации. Совершенно иной, непривычный мир. Пестрый копошащийся людской муравейник, на который с вершины священного холма Сваямбунат уже много веков взирают вездесущие наглые обезьяны.
Присоединимся к ним и мы .
P.S. Так кто же они – Yak and Yeti?
[image of David Roos and Ian Challis from Courtesy of the Artist]
Отредактировано shaf (2010-10-09 23:58:43)