<<<<<<<<<< ---------------------------------------- >>>>>>>>>>
График нашего пребывания в Барселоне, как это чаще всего и бывает при базировании в одном городе, был очень гибким, за исключением воскресенья. Помимо «дня открытых дверей» в местном айюнтамьенто (о его посещении я уже писал), здесь проходило ещё несколько мероприятий, на которые нам было интересно взглянуть. Одно из них – знаменитая сардана, самый известный и самый популярный из всех каталонских танцев.
Да, как и пишут все путеводители, сардану до сих пор танцуют в Барселоне каждое воскресенье – в полдень на площади напротив собора, и эта традиция имеет уже долгую историю. Когда без чего-то 12 мы вышли на Пласа Нова, действо уже было в разгаре, и всё происходило точно так же, как описал его более полувека назад Г. Мортон: «Я услышал духовой оркестр, играющий жизнерадостную мелодию, и с удивлением увидел, что пласа полна танцующих людей. Здесь были, наверное, тысяча человек, а может больше. Они танцевали, держась за руки в кругу, мужчины и женщины попеременно, одни круги большие, другие маленькие. На первый взгляд сцена походила на какое-то из творений Ханса Андерсена и напомнила мне о странной танцевальной мании, которая охватывала целые городки в средние века; но когда я присмотрелся получше, то в картине не оказалось ничего ненормального - ни чар, ни безумия. Просто обычные жители Барселоны в воскресных нарядах пришли потанцевать под зажигательную музыку оркестра, угнездившегося на помосте в углу площади… Танец прост и изящен и, как большинство проявлений испанского духа, формален и имеет строгие правила. Танцоры встают лицом к центру круга, взявшись за руки, а потом, когда вступает музыка, делают короткие шаги, называемые curts, вбок и назад, потом длинные шаги, называемые llargs; на curts руки держат внизу, а на llargs поднимают на уровень плеч. С последней нотой танцоры внезапно выбрасывают руки к центру круга, смыкая их в жесте благодарности и дружбы. Танцующих прибывало, они либо присоединялись к уже существующим кругам, либо образовывали новый. Не нарушалось только правило разделения полов - у женщины по обеим сторонам должны стоять мужчины».
Именно такую картину мы и увидели - сразу несколько кругов, состоящих из самого разного числа танцующих (самый маленький образовывали всего 3 человека), многие из которых, главным образом, женщины, были одеты, как и писал Мортон, в явно не повседневные наряды, а в центре каждого круга лежали вещи – сумки и куртки – танцоров. «Управлял» действом духовой оркестр, расположившийся на ступеньках лестницы, ведущей к собору. И, естественно, то тут, то там желтели и краснели звёздно-полосатые флаги, символизирующие независимую Каталонию. Вот только правило чередования «мужчина-женщина» в кажом круге выполнялось не везде.
Считается, что сардана – не только и даже не столько традиция и развлечение, сколько проявление каталонского духа и единства, стремящегося подчеркнуть независимость Каталонии. Недаром во время правления Ф. Франко сардана, как и каталонский язык, были запрещены. И действительно, при всей весёлой и на первый взгляд беззаботной атмосфере этого действа лица многих людей выражали твёрдость и решительность – точно такие же можно было видеть на знаменитых московских митингах 89-90 годов на Манежной площади, с которыми наши сегодняшние «акции протеста» не могут и сравниться.