Да, в этом особняке много удивительного и снаружи, и внутри... Да и попали мы в него тоже удивительно...
Но рассказ Лена только начала и обо всём расскажет по порядку !
Москва –открываем закрытые двери
Сообщений 931 страница 940 из 999
Поделиться9312015-11-02 20:47:41
Поделиться9322015-11-02 22:22:51
Прежде чем войти вовнутрь особняка, посмотрим на план его первого этажа.
В доме два этажа и подвал. Первый этаж отводился под приемные помещения и частную жизнь семейства, второй — исключительно под частную. Подвал занимали хозяйственные помещения и комнаты прислуги, хотя и в нем размещалась довольно большая бильярдная. В первом этаже помещался зал приемов, называвшийся в то время холл (2), столовая (4), малая гостиная (3) и хозяйские комнаты — спальня (9), кабинеты (8 и 6), ванные комнаты. Во втором этаже предполагалось разместить детские комнаты, комнаты гувернанток и учебные классы. Там же, во втором этаже у черной лестницы располагалась кухня.
Все в этом доме, включая мебель, было создано по рисункам Ф.О. Шехтеля. При отделке стен, дверных проемов и лестниц декоративными элементами широко использовалось дерево. Дизайн интерьеров частично сохранился до наших дней, довольно хорошо сохранилась первоначальная отделка стен, встроенная мебель, камины, осветительные приборы.
В особняке были применены новые для того времени технологии: паровое отопление, вытяжная вентиляция вентиляция, канализация и водопровод , установлены ванна и туалет, проведено электричество. В подвале располагалась котельная, которая соединялась с комнатами специальными трубами, изготовленными на заказ. А пол и стены обогревались калорифером. Дом был телефонизирован. В особняке была уникальная по тем временам система освещения.
Мебель, а также стеновые панели, двери и деревянные лестницы были заказаны на фабрике Шмидта, камины выполнялись в мастерской Кутырина. Вся осветительная арматура, декоративное ламповое стекло, а также бронзовые вентиляционные решетки, ручки дверей и пр. изготавливались в мастерской братьев Вишневских. Интерьеры особняка Дерожинской были в целом завершены к весне 1903 года. Отделка шла параллельно с окончанием строительства.
Итак, на пора открыть двери, снаружи они отделаны медью
А изнутри внутренняя дверь имеет ручки, образующие большого паука
Парадный вестибюль (1) разделен на две части полукруглой аркой. В первой части находится вешалка. Сохранились деревянные стеновые панели, крючки вешалок
Поделиться9332015-11-02 22:31:41
Также цела "родная" напольная плитка
Из второй половины вестибюля лестница ведет в холл -в главное помещение особняка.
Незаметная дверь, замаскированная обшивкой стен -это вход в туалет
На верхней площадки лестницы напротив узкого окна, выходящего на главный фасад, находится зеркало
Холл.
Холл (2) — главное композиционное, художественно-выразительное и пространственно-структурное ядро особняка. Это большое помещение, размеры которого впечатляют: площадь равна 12,6 на 10,7 м, высота — 11,2 м. По сути это три нормальных этажа. Вокруг этого зала группируются все остальные помещения.
Посмотрим на архивные фото. Вот так изначально выглядел этот зал. Он похож на зал в старом замке -огромный камин, темная деревянная обшивка стен и потолка, необычные светильники,
напротив камина -то самое большое арочное окно, которые выходит на главный фасад.
Расположение камина напротив окна глубоко символично. По задумке Шехтеля холл-гостиная должна представлять собой храм. На месте алтаря, на востоке — камин. На западе – то самое огромное окно, олицетворяющее вход в священное место.
Впервые для посещения обычными людьми особняк Дерожинской был открыт с 18 апреля по 2 мая 2009 года, тогда проводилась выставка «Москва в стиле модерн», посвящённая 150-летию со дня рождения Федора Осиповича Шехтеля. Жаль, я тогда не знала об этом событии. Тогда особняк готовился к реконструкции , посольство его освободило и в пустых комнатах была сделана эта выставка. Вот так в 2009г. выглядел этот главный зал (холл) Фото отсюда http://mirandalina.livejournal.com/204921.html
Как я уже выше упоминала, весь декор был выполнен по эскизам Шехтеля. Обратите внимание, что стены от верха деревянных панелей до потолка просто белые оштукатуренные. Но не так это задумывалось Шехтелем.
Поделиться9342015-11-02 22:47:38
По замыслу Шехтеля, верхнюю часть стен холла-гостиной изначально планировалось украсить живописным панно. Площадь росписей должна была составлять немногим менее 250 кв. м. Шехтель по просьбе заказчицы порекомендовал ей И.Э. Грабаря.
Грабарь с увлечением говорил о предполагавшемся заказе, но после того, как заказчица снизила сумму оплаты в два раза (с 10 до 5 тыс. рублей), он с сожалением отказался от выполнения этой работы.
Сразу после отказа Грабаря заказ на выполнение панно для дома Дерожинской (вероятно, за те же пять тысяч) согласился взять Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Он задумал фрески на тему "Времена года". Борисов-Мусатов с воодушевлением оценивал перспективы своей работы над таким масштабным проектом. В письме Грабарю от 10 июня 1905 года он пишет: «Буду в Москве 17-го... Привезу этюд для Дерожинской. Весной ничего не успел». Художник выполнил эскизы, но осуществить их в натуре ему не пришлось.
В октябре 1905г. она написал А.Бенуа : "Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать ее. Так я мечтал об этом. Хотя это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето и две осени...Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши".
«Заказ с моими фресками не состоялся, — писал Борисов-Мусатов А.В.Щусеву в том же 1905 году, — хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия — задаром. Поэтому половину их я продал в Третьяковку, а остальные два (увы?), по-моему, лучшие, оставил для Парижа».
Шехтель в тот момент был в отъезде и не мог объяснить капризной заказчице, что ей предлагают шедевры. В свое время он убедил Зинаиду Морозову принять панно, написанные Врубелем для ее особняка на Спиридоновке. В ту же осень Борисов-Мусатов умер. А особняк так и остался без фресок на долгие годы.
Но во время последней реставрации, которая началась в 2009г. и продолжалась до 2013г., было принято решение выполнить эти фрески. Архитекторы нашли в "Третьяковке" и "Пушкинском" оригиналы эскизов и после длительных согласований было принято решение перенести их на специальные текстурированные обои и воссоздать оформление зала так, как задумал его Шехтель. Теперь идут споры -нужно ли это было делать, не нужно, не диссонируют ли эти фрески с общим видом зала и т.д Но все таки не будем забывать, что сам Шехтель очень хотел видеть их на стенах.
В итоге теперь зал выглядит во так. Сначала покажу общую панораму, это не мое фото, оно отсюда https://fotki.yandex.ru/next/users/topt … 899?page=0
Почему не мое -потому что в ходе экскурсии не всегда удается снять так, как хочется -очень мешает народ, все толкутся, лезут в кадр...Но вот кому-то удалось неплохо показать общий вид зала.
Крайняя справа дверь -это вестибюль, потом левее между торшером и флагом -дверь в столовую (4), и третья дверь -вход в гостиную (6)
Теперь перейду уже к своим фото. Вид от окна на камин. Журнальный столик на переднем плане тоже сохранился "шехтелевский" (и не один). Столики потом покажу подробней
А пока начнем рассматривать более детально сверху - от деревянного потолка к росписям стен.
Фреска над камином называется "Летняя мелодия", напротив меня фреска "Осенний вечер"
На противоположной стене фреска Весенняя сказка"
Покажу фрески более подробно. "Весенняя сказка"
Поделиться9362015-11-02 23:03:45
Четвертая фреска называется "Сон божества", она располагается на стене где окно, но сильный свет из окна не дал возможности ее нормально снять, вот лишь фрагмент
Но могу показать из Инета эскиз Борисова-Мусатова
С потолка на тонких металлических нитях спускаются гроздья розовато-сиреневых светильников. Покажу их и включенными, и выключенными
При нас на стенах и на мольбертах были экспонаты выставки аборигенского искусства
Поделиться9372015-11-03 01:08:11
Теперь идут споры -нужно ли это было делать, не нужно, не диссонируют ли эти фрески с общим видом зала и т.д Но все таки не будем забывать, что сам Шехтель очень хотел видеть их на стенах.
Вот и у меня впечатление двойственное: с одной стороны зал с фресками мне нравится больше, чем с огромными пространствами белых стен, а с другой стороны - огромные размеры фигур ... и в них нет ничего от модерна, от женских образов Альфонса Мухи.
Поделиться9382015-11-03 07:38:14
и в них нет ничего от модерна, от женских образов Альфонса Мухи.
Галя, модерн -это далеко не один Альфонс Муха, если брать Россию, то это А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В.М.Васнецов , список можно продолжить. По Европу и не заикаюсь...
Что касается размеров фигур, то они соразмерны объему самого зала, более мелкие там бы затерялись.
Мне фрески понравились, на всех есть архитектурные элементы, создающие перспективу, глубину, это зрительно расширяет границы зала.
Поделиться9392015-11-03 09:49:24
Теперь идут споры -нужно ли это было делать, не нужно, не диссонируют ли эти фрески с общим видом зала и т.д
Мне тоже нравятся фрески. Без них на фото зал выглядит холодноватым и пустым.
Поделиться9402015-11-03 10:04:37
Без них на фото зал выглядит холодноватым и пустым.
Юля, полностью согласна. Если бы хоть какие-то обои были, а то вид недоделанный