Особняк А.И.Дерожинской - Австралийское посольство
Особняк А. И. Дерожинской-Зиминой. 1901-1903 гг. Архитектор Ф. О.Шехтель, при участии его помощника А. А. Галецкого. Кропоткинский переулок, 13
Источники информации и отдельных фото
http://mosmodern.narod.ru/architect/derozh_o.html
http://www.mmsk.ru/people/unit/?id=47304
http://www.planengo.ru/place/osobnyak_ai_derozhinskoy
http://www.pastvu.com
http://moscow-walks.livejournal.com/249328.html
http://mirandalina.livejournal.com/204921.html
https://fotki.yandex.ru/users/mamatysik … 5?&p=2
http://www.skyscrapercity.com/showthrea … mp;page=25
http://samstar.ucoz.ru/news/2009-08-02-2380
https://fotki.yandex.ru/users/valance916/album/68125/
http://www.otzyv.ru/read.php?id=174109
http://toptigki.livejournal.com/52144.html
http://www.borovskold.ru/content.php?pa … amp;id=136
http://www.rg.ru/2009/04/20/musei.html
http://www.salon.ru/article.plx?id=2086 … mp;rid=361
http://world-moscow.ru/articles/ambas_e … #more-1755
Продолжаю показывать посольские особняки и приглашаю всех любителей модерна и творчества архитектора Шехтеля полюбоваться на великолепный особняк, который в построен в 1901-1904 годах одним из "отцов" русского модерна Ф.О. Шехтелем, при участии архитектора А.А. Галецкого для Александры Ивановны Дерожинской-Зиминой.
И сначала немного про заказчицу этого особняка.
Александра Ивановна Дерожинская-Зимина (1877-сер.1920-х) -дочь текстильного миллионера, купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Бутикова (1829-1885). Купец-старообрядец. И.П. Бутиков в середине XIX века купил участок земли в районе Остоженки и построил там крупную текстильную фабрику. По фамилии владельцев этой фабрики один из московских переулков стал с тех пор именоваться Бутиковским. На Мясницкой улице у Бутиковых был свой фирменный магазин. Уж после смерти отца, в 1893г. шестнадцатилетнюю Александру Бутикову выдали замуж за Павла Рябушинского (1871-1924г.), старшего сына текстильного фабриканта и банкира Павла Михайловича Рябушинского. Таким образом, породнились два клана купцов старообрядцев. В 1896г. у Александры родился сын, которого назвали Павлом. К 1900г. после смерти матери и через несколько лет брата, Александра Ивановна становится владелицей всего семейного состояния, успевшего, правда, пошатнуться в неумелых руках братца. Но обладая, видимо, отцовской деловой хваткой, молодая Александра сумела быстро привести дела в порядок , она рассчиталась с долгами и вывела предприятие «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова» из кризиса, таким образом став одной из богатейших московских предпринимательниц. Александра Ивановна также ввела в управление компанией своего мужа В.В. Дерожинского
Но вскоре ее брак с П.Рябушинским распался. В 1901г. Павел Рябушинский женился на Е.Г. Мазуриной, а Александра в 25 лет, являясь обладательницей миллионного состояния, вышла замуж за небогатого поручика Николаевского лейб-гвардии конного полка Владимира Дерожинского.
Александра, теперь уже Дерожинская, решает для новой семьи построить новый дом и в 1901г. покупает владение в Штатном переулке (ныне Кропоткинском), ранее принадлежащее Аграфене Васильевне Демидовой. Выбор места в общем-то не случаен, ведь Бутиковы были старожилами Остоженки - три поколения Бутиковых жили в 1-м Ушаковском переулке (сейчас Коробейников пер., дом 1). Сломав все старые деревянные постройки, Дерожинская заказывает проект дома самому модному московскому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю, знакомству с которым она обязана первому мужу, так как Шехтель много зданий построил для семьи Рябушинских. Особенно хороши были особняк З.Морозовой на Спиридоновке и особняк на Малой Никитской ул., заказчиком которого был Степан Павлович Рябушинский - брат П. П. Рябушинского.
Франц Шехтель ( в русском варианте Федор) не сразу выбрал стезю архитектора, увлекаясь множеством профессий, связанных с искусством. Вначале был театр: Шехтель создавал эскизы декораций и костюмов. Затем входившая тогда в моду полиграфия - молодой художник занимался книжной иллюстрацией, рисовал афиши, журнальные обложки и даже меню торжественных обедов. Он принимал участие в декорировании городских гуляний и праздников. В этом смысле поистине триумфальным событием для Шехтеля стал заказ на художественное оформление Москвы к коронации Николая II. Наконец в 1893 году Федор Осипович получил диплом техника-строителя, дававший право возводить жилые дома.
И уже через три года к нему пришла подлинная слава: москвичи валом валили на Спиридоновку, чтобы увидеть настоящее чудо неоготики - купеческий дворец Морозовых.
Неудивительно, что после столь громкого успеха от заказчиков не было отбоя. В 1901 году к Шехтелю обратилась мадам Дерожинская, имевшая славу едва ли не самой взбалмошной и эксцентричной особы Москвы.
Ф.Шехтель сделал проект особняка.
Ф.О. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. В начале 1903 года дом уже был введен в эксплуатацию. По случаю новоселья 6 февраля 1903 года молодая чета дала праздничный обед: суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареная дичь, салат и мороженое. В дальнейшем дом зваными обедами не славился – в гостиной коммерсанты собирались намного чаще, чем деятели культуры.
Второй брак Дерожинской был по любви, но и он был не долгим. В 1910г. супруги расстались.
В это же время она встречает своего третьего мужа – Ивана Ивановича Зимина, бывшим одним из директоров "Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н.Зимина".
Зимины, как и Бутиковы, были известными московскими старообрядцами. И хотя женитьба на разведенной женщине у старообрядцев не приветствовалась, приходилось терпеть: Александра Зимина обладала значительным богатством да и занимала высокое положение в обществе.
Вместе с новым замужеством меняется естественно и круг друзей Дерожинской. Родной брат Ивана Зимина, Сергей , был основателем собственного «Оперного театра», который позже был преобразован в филиал Большого.
В третьем браке у Александры Ивановны родился сын Сергей. После женитьбы И.И. Зимин переселяется в особняк жены и получает место финансового советчика в её компании.
При этом Александра Ивановна сохранила хорошие отношения с прежними мужьями.
По воспоминаниям английского агента и дипломата того времени, Бруса Локхарда, в 1912 г. женщина эта славилась своим богатством и известностью. "Мне занимательно было наблюдать», пишет Брус Локхард, «как Мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями – двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жёны, однако, с ханжеским ужасом разводили руками».
Такое поведение сильно не нравилось семье Зиминых, но они терпели.
О судьбе Зиминой после 1917г. известно мало. Говорят, что в 1918г. она с мужем и двумя сыновьями (Павлом от первого брака и Сергеем от третьего) уехала в Италию. Но это красивая легенда. Правда, скорей всего, написана в дневниках Сергея Ивановича Зимина -брата И.И.Зимина (супруга Александры Ивановны). Сергей Зимин написал, что после революции Александра осталась в Москве. В 1922г. умер от тифа Иван Иванович Зимин. К этому времени он уже развелся с Александрой Ивановной, родственники мужа не хотели оставлять ей сына. Они не могли простить ей отступления от семейных традиций старообрядцев. Это было последнее упоминание об Александре Ивановне. Скорей всего, она умерла вскоре после Ивана Ивановича от голода и болезней. Она похоронена на Преображенском кладбище на участке семейства Зиминых, рядом с Иваном Ивановичем и В. В. Дерожинским но без надгробного камня.
Сразу после национализации в 1918 году особняк занимает Культурно-просветительское общество Украинской Рады. В 1919 году здесь уже размещается внешкольный отдел Наркомпроса. Его заведующей была Н.К. Крупская, а ее заместительницей — З.П. Кржижановская. Уже в следующем году Наркомпрос переехал на Сретенку, а здание некоторое время пустовало.
В 1921г в бывшем особняке Дерожинской поселили делегатов III конгресса Коминтерна. В июне-июле 1921г в этом особняке неоднократно бывал В.И. Ленин, навещая известную деятельницу международного коммунистического движения, активистку борьбы за права женщин Клару Цеткин, жившую тут вместе с делегатами.
В конце 1921 года здание передают норвежскому полномочному представительству , оно размещалось здесь до конца 1923 года. После признания Норвегией СССР в 1924 году норвежская миссия стала посольством и переехала в другой особняк.
В 1924 году дом продолжает числиться в ведении Бюробин (бюро по обслуживанию иностранцев). В документе о закреплении указывалось, что дом использовался как «гостиница для иностранцев». Особняк занимали представительства Узбекской, Туркменской, Таджикской ССР.
В 1925 в особняк вселили китайскую дипломатическую миссию, размещавшуюся до того в номерах гостиницы «Савой».
Через три года миссия была преобразована в посольство, сохранив за собой особняк Дерожинской. В здании были устроены канцелярии, а также жилые апартаменты посла и советника Китайской республики. Здесь был во время своего визита в декабре 1949 – феврале 1950г. Великий кормчий товарищ Мао Цзэдун, прибывший в Москву, чтобы «лично поздравить тов. Сталина с 70-летним юбилеем» За более чем тридцатилетнее пребывание китайской дипмиссии в этом здании первоначальные интерьеры претерпели заметные изменения. Холл был разделен перекрытием на два этажа, частично были разобраны камины, демонтированы бра и плафонные светильники, исчезла мебель и некоторые стеновые панели, закрашены или заклеены росписи. В результате этой трансформации некоторые помещения потеряли свой оригинальный вид.
В 1959 году особняк был передан посольству Австралии. В настоящее время здесь резиденция посла Австралии, где бережно поддерживают сохранившуюся обстановку.
В 2009 — 2013 годах проводилась реставрация особняка, в ходе которой были восстановлены некоторые утраченные элементы отделки.
Внешний вид
Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Вот так он выглядел в начале 20 века. Еще не выросли деревья, окружающие его теперь, и на архивных фото можно рассмотреть его конструкцию.
В главном фасаде доминирует ризалит (выступающая часть здания). Он расположен в центре . При этом фасад не является симметричным. Вокруг ризалита сосредотачиваются другие части здания.
Украшает фасад множество окон различной формы и размеров, в сочетании друг с другом придающих особый стиль особняку.
Главное окно, огромное, полуциркульное, подобное триумфальной арке, поднимается на всю высоту стены вплоть до тяжеловесного аттика.