Посольство Кипра - усадьба Н. А. Казакова — Е. Д. Дункер — Цетлина
Источники информации
http://www.skyscrapercity.com/showthrea … mp;page=18
http://www.salon.ru/article.plx?id=4781 … h=interior
http://il-ducess.livejournal.com/215688.html -спасибо огромное Ирине Левиной
После рассказа о посольстве Норвегии-усадьбе Грачева не будет "уходить " далеко, а обратим внимание на соседний дом по адресу Поварская ул. д.9, в котором сейчас находится посольство Республики Кипр.
Как я уже говорила в начале рассказа о усадьбе Грачева, некогда на этом месте располагалась обширная усадьба одной из ветвей княжеского рода Хованских. Когда обедневшие Хованские во второй половине XVIII века продали усадьбу, та ее часть, где стоит ныне Кипрское посольство, была куплена отставным майором Н.А.Казаковым, который в конце 90-х годов провел решительную перепланировку участка и заложил основы современного владения №9.
Наследовавший ему генерал-лейтенант, командир лейб-гвардии Преображенского полка Иван Чертков, выйдя в отставку, также посвятил немало времени благоустройству своего хозяйства.
Потом случилась беда - пожар 1812 года и история участка началась заново, с обгоревших фундаментов.
Менее чем через год после того как французы покинули Москву, уже осенью 1813 года, в городской квартирной книге появляется запись о вновь отделанном доме во владении Черткова.
Здесь жила богачка красавица жена синодального обер-прокурора Ивана Антоновича Пукалова Варвара Петровна Пукалова, фаворитка всесильного Аракчеева. Устраиваемые ею ночные кутежи гремели на всю Москву. По словам современников поведением и корыстолюбием своим она напоминала распутную мадам Дюбарри. Гадалка нагадала ей, что она умрет ночью в своей постели. Вот Пукалова и превратила свои ночи в дни: играла в преферанс, устраивала балы и вернисажи.
В первой половине 19в. бывшая усадьба Хованских дробилась на более мелкие участки, которые продавались и в нынешнем виде владение № 9 существует с середины 19в.
В 1867 году здесь поселился библиофил Павел Васильевич Щапов, в то время только начинавший собирать свою коллекцию книг.
Он происходил из семьи фабрикантов Щаповых "гнездо", которых было в немецкой слободе, в Елохове. Этот Щапов собрал одно из самых крупных собраний иллюстрированных книг в России, которое завещал Историческому музею.
С 1873 по 1892 год усадьбой владел потомственный почётный гражданин, совладелец Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий Давид Абрамович Морозов.Это младший брат Абрама Абрамовича Морозова, мужа Варвары Алексеевны Хлудовой.
Давид Абрамович известен как устроитель богадельни для призрения «бедных престарелых или лишившихся по болезни возможности к труду лиц обоего пола всех сословий, с отделением для приюта малолетных детей, сирот, обоего же пола» в Шелапутинском переулке, 5. На устройство и содержание богадельни и приюта им было передано Купеческому обществу 500 тыс. руб.
В 1892 году он продал усадьбу на Поварской Елизавете Дмитриевне Дункер — дочери известного предпринимателя и коллекционера Д. П. Боткина и племяннице поэта А. А. Фета.
После свадьбы Елизаветы Дмитриевны Фет посвятил ей такие строки:
На юность озираясь вновь, и новой жизнью пламенея,
Ура! И я хвалю любовь, и пышный факел Гименея!
30 апреля 1889 года состоялось бракосочетание Елизаветы Дмитриевны и инженера Константина Густавовича Дункера, а несколько месяцев спустя после свадьбы дочери, 22 июня того же года, скончался Дмитрий Петрович Боткин - отец новобрачной. На наследство, доставшееся от отца, и устраивался новый дом.
«Дорогая тетя Маша. Зная, как вы и Афанасий Афанасьевич интересуетесь всеми нашими начинаниями, спешу сообщить вам, что мы, наконец, разрешили трудную для нас задачу и купили дом Морозова на Поварской. Дом этот нам обоим нравится, и я молю Бога, чтобы мы хорошо и счастливо зажили в нем», - писала Елизавета Дмитриевна тетке Марии Петровне Шеншиной-Фет.
А два месяца спустя Фет извещал Елизавету Дмитриевну: «Вчера в первый раз проехал мимо Вашего дома на Поварской. Он очень барственен». Но морозовский особняк, хоть и был признан «барственным» строгим ценителем красоты Фетом, не удовлетворял новых владельцев. Они решили не просто перестроить его, но снести и вместо него построить новый, каменный, который они, хотя бы мысленно, могли бы называть своим маленьким дворцом.
Константин Густавович Дункер решил существенно перестроить дом, пригласив для этого известного московского архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова, ранее работавшего в мастерской Ф. Шехтеля. И он спроектировал двухэтажный особняк с элементами классического ордера, нарядными вазами и скульптурами в нишах, с лепным орнаментом и выступающим застекленным эркером сбоку - нарядный особняк, который мог бы достойно представлять своих хозяев в этом районе, все более оживляющемся притоком новых домовладельцев - богатых купцов.
Будущий дом супругов Дункер мог претендовать на то, чтобы показать, что Москва не так уж много потеряла с безвозвратным уходом из жизни прекрасных старых дворянских усадеб.
Он кардинально изменил общую композицию здания, сместив влево парадный вход и сделав ряд пристроек.
Вход в здание под специальной ордерной сенью (служащей одновременно балконом второго этажа крайнего левого объема) выходит на красную линию улицы.
Обращает на себя внимание весьма насыщенный барочный декор постройки и особенно редкие для Москвы вазы в полуциркульных нишах, отмечающих края объемов, выходящих на улицу.
Они декорированы обнаженными женскими фигурками, которые находятся в масштабном контрасте с крупными путти, «рассевшимися» вокруг картушей над наличниками парадного этажа.