Москва –открываем закрытые двери
Сообщений 831 страница 840 из 999
Поделиться8332015-03-20 21:38:52
Лена, Спасибо тебе, за такой интересный рассказ ! Сколько ты всего увидела и накопала и так эффектно связала дом, потолки и личности Тарасовых.
Поделиться8342015-05-24 22:42:11
Городская усадьба Митрофана Грачева -Посольство Норвегии
Источники информации
http://www.salon.ru/article.plx?id=3836
http://www.norvegia.ru/Embassy/embassy/ … V91MEYvxVI
http://zdanie.info/2422/2425/news/4199
https://fotki.yandex.ru/users/dms1959/a … 8?&p=5
http://www.salon.ru/article.plx?id=3836 … mp;rid=361
http://www.svrt.ru/lib/a-uborsky-10.pdf
http://il-ducess.livejournal.com/tag/ (Ирине Левиной отдельное спасибо )
Я приглашаю вас заглянуть в Норвежское посольство -один из лучших посольских особняков Москвы, а для этого отправимся на Поварскую улицу в дом № 7.
Название улицы - Поварская - указывает на занятие её обитателей в эпоху Московской Руси. Здесь находилась дворцовая Поварская слобода, где жили работники царской кухни в Кремле. Когда же российская столица была перенесена в Петербург, Поварскую слободу упразднили, а улица стала заселяться московской аристократией. Строились дворянские усадьбы, а вот торговых лавок здесь не было. Но во второй половине 19в. дворянские усадьбы стали выкупаться представителями разбогатевшего купечества, нового класса предпринимателей.
На Поварской появились дома Охотниковых, Миндовских, Фирсановых, Рябушинских, Морозовых.
Вот и на месте особняка посольства Норвегии и соседнего в ним особняка посольства Кипра некогда располагалась обширная усадьба одной из ветвей княжеского дерева Хованских. Обедневшие князья во второй половине XVIII века продали усадьбу, и новые энергичные владельцы занялись переустройством хозяйства.
Деревянные дома, которые были раньше на месте, где сейчас находится посольство, сгорели во время пожара 1812 года. В 1816г. тут стали строить городскую усадьбу, которая первоначально состояла из двух отдельных строений. Владение принадлежало историку-москвоведу Дмитрию Никифорову, получившему известность своими воспоминаниями «Из прошлого Москвы», «Старая Москва» и другими произведениями.
В 1867-69гг.по проекту архитектора П. П. Зыкова была выполнена перестройка. Зыков объединил два ранее стоявших здесь строения, соорудив над встроенной частью купольную кровлю и аттик с вазонами.
В 1872 году здесь скончался живший в усадьбе государственный деятель, один из главных разработчиков Крестьянской реформы 1861 года Николай Милютин .
В 1873 году усадьбу приобрёл купец первой гильдии Митрофан Семенович Грачёв, про которого пишут, что он был текстильный фабрикант, но это не так. Его скорей можно назвать предпринимателем.
Источник его состояния покрыт тайной, что порождал немало легенд и слухов.
Митрофан Семенович (1840-1899) -четвертый сын Семена Дмитриевича Грачева.
Состояние Митрофана Семеновича -это прежде всего приумноженный отцовский капитал. Что же касается его отца, Семена Дмитриевича, то капитал этого купца рос не столько торговлей, сколько другими разными финансовыми операциями.
Об источниках состояния семьи Грачевых есть следующее предположение.
После ликвидации разрухи, вызванной Отечественной войной 1812 года, стали активизироваться промышленность, торговля, появился спрос. Нужны были деньги, но к середине XIX века финансовый рынок в России еще не сложился. Во все времена и во всех странах недостаток наличных денежных средств и отсутствие отлаженных механизмов денежного кредитования компенсировался ростовщичеством. Несмотря на преследование государством и церковью. Скорее всего, еще дед Митрофана Грачева , Дмитрий Петрович Грачев, наряду с торговлей, стал давать сотоварищам свободные деньги под хороший процент, иногда под честное слово, которое стоило в то время очень дорого в купеческой среде. При отсутствии у Грачевых крупных мануфактурных производств и винных откупов предположить иные источники формирования первоначального, далеко не малого, капитала не представляется возможным.
Только в начале 60-х годов XIX столетия стали создаваться Московское городское кредитное общество (1862), городские общественные банки (1862), Московское купеческое общество взаимного кредита (1871), Московский торговый банк (1871). Но созданный Дмитрием Петровичем и его сыном Семеном начальный капитал уже сам стал «работать», видимо удачно участвуя в биржевых спекуляциях. При этом Семен Дмитриевич не отказывается от заявляемой ранее деятельности –торговли в рядах (красной пряжей),за женой числятся две лавки в городской части.
Скорее всего, это уже была не сама торговля, а сдача в аренду торговых мест.
Все свободные средства Семен Дмитриевич вкладывает в покупку домов в Москве и, предположительно, акций обществ, образующихся в России в большом количестве. По регулярно публикуемым в тот период в газете «Акционер» котировкам, доходность акций некоторых обществ доходила до 20%, что подогревало биржевые спекуляции. В какой степени это касалось семьи Грачевых, сегодня вряд ли удастся узнать. Ни в архивах, ни в газетных публикациях ссылок на деятельность Семена Дмитриевича Грачева обнаружить не удалось. Расхожее выражение-«деньги любят тишину» в истории Грачевых получает свое подтверждение.
Грачевы приобретали много недвижимости. Причем не только для обеспечения собственным жильем сыновей, а также средства вкладывались и в доходные дома, и в меблированные комнаты. Недвижимость перепродавалась уже по более дорогой цене.
В семье потомков Семена Дмитриевича сохранилась версия, что источником его богатства была Северная железная дорога, в строительстве которой Грачевы принимали участие. И это скорей всего, в виде акций. Так что своим детям Семен Дмитриевич оставил хорошее наследство.
Митрофан Семенович продолжал дело отца, занимаясь примерно тем же.
Выражение "деньги к деньгам" также имело место в истории М.С.Грачева.
Митрофан Семенович был женат на Шапошниковой Варваре Николаевне (1851-1939), представительнице очень богатой купеческой семьи, у них было 10 детей: Владимир, Митрофан, Сергей, Ольга, Мария, Варвара, Татьяна, Вера, Надежда, Екатерина. Они были связаны родственными узами с известными купеческими фамилиями – Бахрушиными, Прохоровыми, Щаповыми и др. Один из сыновей был женат на Марии Николаевне Бахрушиной. Одна из дочерей выла замуж за представителя семейства промышленников Прохоровых.
Жили они в своем доме в начале Поварской улицы.
Была также большая усадьба в Ховрино. Ее еще называют "Грачевка".
Усадьбу в Ховрино Митрофан Семенович Грачев приобрел в 1895 г. При нем усадьба была существенно реконструирована. Архитекторами Г.А. Кайзером и Л.Н. Кекушевым был спроектирован и построен дом, внешне напоминавший казино в Монте-Карло. Предположения, появившиеся в публикациях, что Грачев стал богатым в результате выигрыша в казино в Монте-Карло, не имеют под собой никакой почвы, как я уже объяснила выше, сам Митрофан Семенович и его жена были достаточно богатыми людьми и имели возможность построить и содержать усадьбу. Роскошный загородный дом Грачёва посещали известные писатели, такие как Владимир Гиляровский, Алексей Толстой, Валерий Брюсов.
"Грачевка" сохранилась до наших дней, в ней сейчас размещается Московский Областной Клинический Центр Восстановительной Медицины И Реабилитации. Вот так она сейчас выглядит
а это для сравнения казино в Монте -Карло
Поделиться8352015-05-24 22:43:06
Потомственный почетный гражданин Москвы Митрофан Семенович Грачев был почетным членом Комиссаровского технического училища.
Митрофан Семенович умел не только деньги делать, но и щедро помогал обездоленным. Добрым словом вспоминали времена, когда он был казначеем Московского Совета детских приютов. На свои средства он перестроил церковь Троицы на Грязях и в 1894 г. выстроил храм во имя епископа Воронежского святителя Митрофана ( своего небесного покровителя) в Петровско-Разумовском.
«Московские церковные ведомости» сообщали: «22 октября в Петровском парке, при детских приютах имени ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Феодоровны и принца Петра Георгиевича Ольденбургского, было совершено освящение храма во имя Митрофана, епископа Воронежского, сооруженного усердием казначея Московского Совета детских приютов М.С. Грачева».
В подвале храма был устроен семейный склеп этой ветви Грачевых, в котором Митрофан Грачев и был похоронен в 1899 г. Но в 1930- е годы церковь закрыли и Варвара Николаевна перезахоронила прах на Введенском кладбище.
Приобретя усадьбу на Поварской, Грачев предпринял новую перестройку. Она была сделана в 1885—1887 годах по проекту архитектора Г. А. Кайзера. Георгий Кайзер придал зданию строгую отделку, а к левой части пристроил "цветник", как тогда называли зимний сад.
В конце XIX века в европейской архитектуре господствовал так называемый «историзм» – и здание приобрело характерные для «московской эклектики» черты. Архитекторам удалось чудесным образом соединить элементы множества стилей разных эпох – барокко, ренессанса, рококо, неоклассицизма – и в этом смешении найти гармонию.
И интерьеры и фасады особняка Грачева выдержаны в стиле историзма. Протяжённый по красной линии улицы фасад здания украшен классическими элементами декора, а в центре здания красуется медальон с вензелем хозяина – МСГ.
Дом на Поварской принадлежал семье вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
В апреле 1918 года здание пострадало в ходе штурма соседнего дома Цетлиных, в котором находился один из штабов анархистов.
Известно, что в 1921–1925 годах здание использовалось в качестве лазарета для немецких военнопленных, а затем до 1941 года в нем размещалось посольство Германии. Что касается вдовы М.С.Грачева Варвары Николаевны, то ей посольство по собственной инициативе предложило остаться в этом доме, выделило ей, кажется, две комнаты, где она и жила. В 1928 г. в связи с массовым закрытием церквей, Варвара Николаевна перенесла останки Митрофана Семеновича из склепа церкви Святителя Митрофана на Введенское (Немецкое) кладбище, где позже была похоронена сама. Она умерла в 1939 году.
Исторических документов того времен нахождения в особняке немецкого посольства практически не сохранилось, но известно, что большие залы в холодные зимы было непросто протопить, и поэтому жить в это время во дворце для немецких дипломатов было сомнительным удовольствием.
Норвежское посольство переехало в усадьбу в 1944 году. Дипломатические отношения существовали между Норвегией и Россией с 1905 по 1918 годы, а посольство располагалось в Санкт-Петербурге, который был в то время столицей Российской империи. После возобновления дипломатических отношений в 1924 году посольство было открыто в Москве. До мая 1941 года, когда Советский Союз в соответствии с пактом Молотова-Рибентропа разорвал отношения с находившимся в изгнании в Лондоне норвежским правительством, посольство занимало дом номер 9 по Пречистенскому переулку. Сейчас там располагается датское посольство.
После нападения фашистской Германии на Советский Союз дипломатические отношения между нашими двумя странами были очень быстро возобновлены, и норвежский посол Рольф Андворд заключил договор об аренде усадьбы по адресу Поварская улица, дом 7, в которой разместилось посольство Норвегии. В то время Поварская уже была переименована в улицу Воровского в честь одного из известных большевиков. В соответствии с подписанным договором обе страны получали в распоряжение здания, в которых ранее располагались посольства Германии, и советское посольство в Осло также «въехало» в особняк, который до 1940 года занимало представительство Германии. Усадьба на Поварской остается в собственности российского государства, а особняк посольства РФ в Осло принадлежит Норвегии. Норвежские власти приняли на себя обязательства (в том числе, и финансовые) по содержанию усадьбы, конечно, в соответствии с пожеланиями соответствующих российских властей.
История посольства Норвегии на Поварской, 7 уже насчитывает несколько периодов. Было время, когда норвежские сотрудники не только работали в этом здании, но и жили в нем вместе со своими семьями. В доме рождались дети, и тут же случались во времена Холодной войны драматические шпионские скандалы. Был период, когда здание находилось в упадке, что позволило послу Оскару Гундерсену в 1958 году назвать его «развалиной» с рассохшимся паркетом и плохими санитарными условиями. Невозможность нормального отопления посольства также временами становилась столь большой проблемой, что в самые холодные дни в представительских помещениях можно было находиться только в шубах.
В 1960-е годы возникла серьезная опасность сноса усадьбы, поскольку по приказу Никиты Сергеевича Хрущева в этом районе массово разрушались старые здания. Это делалось ради строительства в Москве новой городской магистрали, которая должна была олицетворять успехи СССР в соревновании с капиталистическими странами. Снос посольского здания и церкви удалось предотвратить благодаря протестам общественности и, в частности, известного и влиятельного художника Ильи Глазунова.
Многие красивые здания, тем не менее, были разрушены, а на их месте воздвигли 20-этажные бетонные колоссы вдоль запруженного машинами проспекта Калинина (ныне Новый Арбат).
В 2000–2001 годах в -здании посольства начались объемные реставрационные работы. Тогдашний посол Норвегии господин Ойвинд Нордслеттен приступил к исполнению своей миссии в 2000 году, но с домом Грачёва у него связано не менее девяти лет жизни, так как он и ранее работал в посольстве в Москве.
Норвегия потратила на восстановление и реконструкцию особняка несколько лет. "С тех пор как я приехал, мы привели особняк в порядок, - говорил господин посол. - Здесь работали лучшие русские специалисты. Мы восстановили оформление, которое существовало 125 лет назад. Последние три года мы вели обстоятельный ремонт всех представительских помещений второго этажа. Исправили нарушения, сделали пробы, чтобы установить правильные сочетания цветов..."
Посол Ойвинд Нордслеттен называл здание уникальным и считает, что «если бы оно находилось в Норвегии, оно могло бы соперничать с королевским дворцом».
Теперь зданию статус «выявленного объекта культурного наследия».
Сегодня норвежское посольство в Москве предстает перед посетителями во всем своем великолепии.
Поделиться8362015-05-24 22:45:16
Реконструкция вернула первоначальный облик и интерьерам и сегодня мы видим внутри собой образец модной в то время эклектики, когда из множества стилей разных эпох и времён брали отдельные фрагменты и в этой смеси находили гармонию.
Войдя в особняк через парадный вход, мы оказываемся в вестибюле, в нем есть гардероб, вход на первый этаж и лестница, ведущая на второй этаж. Внимание привлекает большое зеркало
Светильник с прозрачными стеклами характерны именно для эпохи модерна
Дверь, ведущая в служебные помещения первого этажа
Но нас прежде всего интересуют парадные залы второго этажа, куда ведет красивая мраморная лестница.
Поделиться8392015-05-25 23:24:05
Красота !
Поделиться8402015-05-26 09:27:59
"Грачевка" сохранилась до наших дней, в ней сейчас размещается Московский Областной Клинический Центр Восстановительной Медицины И Реабилитации.
Какое нарядное здание!