Москва –открываем закрытые двери
Сообщений 771 страница 780 из 999
Поделиться7732015-03-10 11:21:28
Дом Тарасовых.
Источники информации и отдельных фото
http://liveinmsk.ru/places/a-505.html
http://toptigki.livejournal.com/4116.html
http://moscowwalks.ru/2008/12/08/italiya-v-moskve/,
http://www.wmos.ru/architecture/detail.php?ID=1633
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%F0 … E%E2%E8%F7
http://trojza.blogspot.de/2012/04/blog-post_13.html
http://www.nv.am/archive-2012/24319-qsk … ix-vremenq
http://www.1ai.tv/ru/video/4.html
http://bg.ru/city/osobnyak_kupcov_tarasovyh-9879/
http://mirandalina.livejournal.com/
На углу улиц Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка стоит большой темный особняк , так напоминающий итальянские палаццо эпохи Возрождения. Этот уголок Италии в Москве называется Дом Тарасова, сейчас его занимает Институт Африки РАН.
Мне довелось побывать внутри этого дома, практически дворца, но прежде чем показать его снаружи и внутри, я, как обычно в этой теме, познакомлю вас с историей владельца этого дома и других членов семьи Тарасовых.
Перенесемся в 19 век, когда еще не было никаких Тарасовых, а был житель Назрани Аслан Торосян, который и начал семейное дело по торговле мануфактурными товарами и тканями Помогали ему пятеро сыновей - Иван, Александр, Лазарь, Гавриил (Габриэль) и Михаил.
Когда в 1857 году Аслан Торосян скончался, дело перешло в руки старшего сына - Ивана Аслановича. Со временем Торосяны изменили фамилию и стали называться на русский манер Тарасовыми. Большую лавку братья имели в Армавире. В 1858 году братья Тарасовы во главе с матерью Марией Сеферовной вошли в купеческое сословие по городу Нахичевани. К этому времени лавка в Армавире обросла сетью магазинов по всему Северному Кавказу. В 1879 году Тарасовы были приписаны к купеческому сословию Екатеринодара.
Торговый дом братьев Тарасовых был учрежден в 1880 году. На его основе примерно в 1900г. было учреждено Товарищество мануфактур братьев Тарасовых в Армавире . Первым директором Товарищества стал Гавриил Александрович Тарасов.
Обществу принадлежала основанная в 1886 году ватная фабрика в Армавире и сеть магазинов и крупных торговых складов в Армавире, Екатеринодаре, Ставрополе, Симферополе и Астрахани.
Товарищество специализировалось на торговле мануфактурными товарами. В Армавире Тарасовы имели четыре крупные предприятия. Судя по ярлыку, в 1902 году Товарищество было награждено золотой медалью за выставку, устроенную Кубанским экономическим обществом в Екатеринодаре. Такая же медаль была получена Товариществом в 1910 г.
В начале 20 века братья уже перебрались в Москву. В 1903 году они вступили в первую купеческую гильдию по городу Москве. Они уже сменили отчества и стали на русский манер Афанасьевичи вместе Аслановичи.
В Москву Тарасовы приехали еще далеко не миллионерами. В книге "Москве купеческой" русский предприниматель Павел Афанасьевич Бурышкин приводил воспоминания известного московского коллекционера Петра Ивановича Щукина (1857-1912) о резкой перемене в деле Тарасовых: "В начале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которыми питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками".
А еще Петр Щукин так писал о московских армянах: «Когда на Кавказе начались беспорядки, то богатые армяне стали переселяться в Москву. В прежнее время говорили в Москве только об одном богатом армянине Иване Степановиче Ананове, имевшем дом на Мясницкой. В настоящее время говорят о нескольких миллионерах армянах, переселившихся со своими семьями в Москву из Армавира, Екатеринодара, Баку и других городов Кавказа. Своих хорошеньких дочерей армяне стали посылать за границу учиться в лучших пансионах и одевать их по последней моде, стали заводить автомобили и строить себе в Москве дворцы».
Проживали в Москве трое братьев -Александр, Гавриил и Михаил Афанасьевичи. В Москве у них торгового склада не было, но, конечно, Москва была центром их закупок.
В начале ХХ века предприятие Тарасовых быстро набирало обороты. За 1903 год его чистая прибыль составила 402 5000 рублей с 12 % дивиденда по акциям. В 1913 году основной капитал Товарищества составлял 6 000 000 рублей (600 паев по 10 000 рублей каждый). Правление Товарищества находилось в Москве на Старой площади д.8 (ныне — здание администрации Президента России). Братья Тарасовы пользовались значительным влиянием в деловых кругах. В Москве они стали строить для себя разные особняки. Вот, например, дом Михаила Аслановича Тарасова по адресу, Хлебный пер., 21/4.
А этот в ближайшем соседстве от предыдущего Особняк Тарасовых в Скатерном переулке д. 4/1
Место, отмечу, самое престижное в тогдашней Москве (да и сейчас тоже) -это район Поварской и Никитской улиц и окрестных переулков.
Поделиться7742015-03-10 11:22:55
Участок для строительства дома Габриэль Тарасов приобрел в 1907 году и место это выбирал тщательно. Здесь, на Спиридоновке , называвшаяся тогда Спиридоновской улицей, была сосредоточена активность городской элиты. Дом Тарасова стоит аккурат по диагонали от знаменитого особняка З.Морозовой , построенного Ф.Шехтелем, ныне это дом приемов МИДа. Место это было очень престижным и перебравшемуся не так давно на тот момент в Москву Гавриилу Тарасову необходимо было иметь статусный дом , достойный тому месту, которое он планировал занять в верхушке социальной пирамиды Москвы.
Приобретя землю и получив разрешение на строительство Тарасов заказывает постройку особняка известному архитектору того времени Ивану Жолтовскому. Большой поклонник итальянской архитектуры Жолтовский решил построить особняк в духе Ренессанса. Он сделал практически копию итальянского палаццо Тьене, построенного по проекту Андреа Палладио в Виченце в 16в. А.Палладио был любимым зодчим Жолтовского
Г.Д.Ощепков в книге о Жолтовском рассказывал об этой работе:
Общую композицию этого дома мастер задумал выполнить в полном соответствии с палаццо Тьене, выстроенным Палладио, но совершенно изменив при этом его пропорции. Об отношениях так называемого «золотого сечения» он знал в то время еще очень мало. Зато он помнил, что при изучении Дворца дожей в Венеции ему очень понравилось пропорциональное соотношение его верхней и нижней частей. По произведенному тогда в натуре промеру И. В. Жолтовский установил, что нижняя часть этого дворца на 1/13 больше по высоте, чем его верхняя часть. Палаццо Тьене, наоборот, имеет небольшую нижнюю и бОльшую верхнюю часть. Для вновь проектируемого дома Тарасова зодчий принял пропорциональные отношения венецианского Дворца дожей. Аналогичные изменения пропорциональных соотношений он внес и в остальные элементы здания.
Вот вид палаццо Тьене в Виченце. ( фото отсюда http://mail.megliopossibile.it/architet … palladio-2)
Практически Жолтовский скопировал его полностью, особо не заморачиваясь.
В ежегоднике «Московский архитектурный мир» за 1912 год особняк Тарасова назван «сказкой былых времен». Дом на Спиридоновке вошел в число богатейших и интереснейших с точки зрения архитектуры сооружений Москвы того времени. Парадные фасады особняка отличаются монолитностью и массивностью. Облицовка первого этажа имитирует гранит, а второго — мрамор, но выполнен дом из бетона. Высота этого трехэтажного здания 17 метров.
В той части особняка, которая располагается вдоль Спиридоновки на фасаде нет входа и это придает зданию особенную монументальность. Эта часть дома предназначалась для приемов.
Расположение комнат вдоль Б. Патриаршего переулка и вдоль Спиридоновки – анфиладное, т.е. из одной части дома в другую можно было пройти не по коридору, а через комнаты.
Если помещения вдоль Спиридоновки были парадными, то в комнаты вдоль Большого Патриаршего переулка предназначались для проживания членов семьи Г.Тарасова, но их внутреннее убранство было не менее пышное, чем в парадных залах .
Отсюда же, со стороны Б. Патриаршего переулка, был въезд в дом. Это был сквозной арочный проезд, соединенный с внутренним двориком. Над аркой был открытый балкон с балюстрадой и верандой, по которой можно было перейти из парадной части дома в жилую. Сюда приезжали на экипажах, а с 1914 года сыновья Тарасова пользовались автомобилями.
Как это выглядело, видно на этом фото 1910г. ( с сайта wwwmoscowwalks.ru)
Поделиться7752015-03-10 11:27:43
Но скоро в 1920-е годы террасы пришлось закрыть, эксплуатировать их в нашем климате неудобно. На их месте оборудованы конторские комнаты. Въездные арки также были закрыты; сейчас здесь на месте этого сквозного проезда, находится библиотека Института Африки. Проезд закрыли большой стеклянной дверью. Вот на фото видно, что между белых колонн террасы теперь остекление
За стеклянной дверью видна такая же, закрывшая арку, выходившую во двор.
Большое внимание строители уделили техническому оснащению особняка. Вообще в доме использованы самые передовые решения того времени. Отопление для каждой из двух квартир было отдельное. Трубы проведены в толще стен, во всех комнатах размещены радиаторы парового отопления. В доме было электричество и санузлы. Для подъема и спуска белья, посуды, для подсобных работ на черной лестнице был сделан грузовой лифт.
Строительство особняка шло с 1908 по 1912гг. Гавриил Асланович умер в 1911 году, не дожив до конца строительства. О заказчике напоминает латинская надпись на парадном фасаде «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI», что означает: «Габриэль Тарасов сделал лета Господня». Цифры с датой строительства утрачены.
После смерти Г.Тарасова, городские власти оценивают особняк, и сыновьям Тарасова выставляют астрономический счет в качестве налога на наследство, обосновывая это роскошным художественным оформлением внутренних помещений.
Сыновьям Георгию и Саркису пришлось даже писать заявление в управу о своем несогласии со столь высокой пошлиной на наследство: «....постройки нашего владения, правда, могут быть отнесены некоторым образом к богатым, но это богатство условно, конечно, постройка будет богатой, если она сложена из дикого камня, гранита, но та же постройка, сложенная из простого кирпича, которому посредством бетона придан вид глыб дикого камня, будет иметь уже другой характер, т.е. не богатый... Внутренняя отделка этих особняков также обычная, исключая плафона потолка расписанного художником, но и эта отделка совсем не так уж и дорога, что мы можем подтвердить счетами». Тем не менее управа не согласилась с претензиями наследников, и им пришлось выплатить полную сумму. Им так и не довелось пожить в этом доме, вскоре в России начинается революция, и семья навсегда покинула Россию.
О других членах клана Тарасовых и их потомках я еще расскажу, но позже.
После революции и до 1937г. здание занимал Верховный Суд СССР, потом особняк был передан дипломатическим службам (здесь располагалось посольство Германии, а затем Польши). Сейчас бывший особняк Тарасова занимает институт Африки РАН. При этом в здании сохранилась большая часть его декоративного убранства.
А оно, внутреннее убранство получилось гораздо интересней лаконичного, даже мрачноватого фасада.
Тарасов полностью отдал внешнее и внутреннее оформление особняка на волю архитектора и художников, поставив только одну задачу: «Роскошь!» И эта роскошь проявилась прежде всего в отделке потолков, к которой были привлечены такие известные театральные художники-декораторы как Игнатий Игнатьевич Нивинский и Евгений Евгеньевич Лансере (член объединения «Мир искусства»). Нивинский расписывал квартиру хозяев, а Лансере – залы приемов. Росписи потолков – это стилизация под стиль Возрождения. Рисовали художники по сырой штукатурке. . Фрески — копии известных произведений Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо и стилизации под ренессансную живопись.
Невинский и Лансере были тогда очень популярными, модными художниками, видимо поэтому их и пригласили. Вообще семья Тарасовых была известна как меценаты, театралы. Может, поэтому роспись заказали театральным художникам. Сейчас особняк иногда посещает правнук Лансере, он пишет научную работу по произведениям прадеда.
Поделиться7762015-03-10 18:37:17
Как я уже говорила, дом имеет внутренний двор. Ну какое же итальянское палаццо без внутреннего двора ?! Летом этот дворик утопает в зелени, но я была на экскурсии в Доме Тарасова в декабре, после 18 часов, когда уже было темно, да еще шел снег. Поэтому сначала покажу три не моих фотки дворика.
Вот вид на него сверху из окон дома
Если с фасада проезд во двор имел одну арку, то со стороны двора арок были три. Теперь они застеклены.
В центре двора расположен не действующий фонтан и небольшие скульптурки гномов. Время их появления неизвестно, но точно после окончания строительства и до размещения здесь института Африки.
А вот таким увидела этот дворик я декабрьским вечером
Фонтан с морскими коньками и искусственной уточкой наверху
Поделиться7772015-03-10 18:38:03
Вот так выглядел сквозной проезд во двор, фото снято от арки фасада со стороны Б.Патриаршего пер.Видно, что во внутренний двор из этого проезда для экипажей и машин ведут три арки.
Теперь пространство этого проезда занимает библиотека Института. (фото из Инета)
Своды поддерживают большие колонны ионического ордера
Поделиться7782015-03-10 18:38:34
Сохранился фонарь, характерный для наружного освещения
Дверь из библиотеки -бывшая входная дверь из проезда в сам дом, и эта дверь до сих пор закрывается на ключ столетней давности.
Как похож на ключ из сказки про Буратино -золотой ключик !
Кстати, и ручки в доме почти все сохранились первоначальные
Поделиться7792015-03-10 18:39:06
Из библиотеки , а точнее из проездной арки, мы попали в холл 1 -го этажа.
Стены холла оформлены белыми пилястрами коринфского ордера.
Потолок полосатый из выложен из балок разного цвета. По периметру потолка темно-синий фриз с растительным орнаментом.
Люстры, бра и прочие светильники в доме возможно появились тут уже после Тарасовых, во времена , когда здесь был суд и посольства. Тарасовы тут пожить-то не успели, даже мебель сюда вряд ли ими была завезена. Но все равно, многие люстры уже антиквариат.
Двери в залы и комнаты тоже сохранились изначальные.
Поделиться7802015-03-10 19:51:13
Жаль, что так сложилось по жизни, что хозяин не дожил до окончания строительства дворца, и сыновьям его не удалось жить-бродить по этому дворцу...