Спасибо! Ждем !
Москва –открываем закрытые двери
Сообщений 691 страница 700 из 999
Поделиться6922015-01-13 12:00:14
Городская усадьба Демидовых в Гороховском переулке.
Источники информации
http://demidovj.narod.ru/cpalnia.html
http://liveinmsk.ru/places/a-847.html
http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/go … 9-1-0-1799
http://ecology-mef.narod.ru/mos/villa/dom_demidova.htm
http://www.indf.ru/demidoff.asp?m=1&sm=14&t=26
http://um.mos.ru/houses/demidovskiy_dvorets/
http://www.miigaik.ru/about/history/muzeum/
https://readtiger.com/asm.rusk.ru/06/asm4/asm4_8.htm
В ряду имен, оставивших яркий след в истории градостроительства Москвы, научного и культурного развития города, особое место принадлежит роду российских промышленников и меценатов Демидовых.
Родоначальником Демидовых являлся крестьянин из села Павшино, Тульской губернии, Демид Григорьевич Антуфьев. Богатством и известностью род прославился благодаря старшему сыну Никите Демидову.
Никита Демидович Антуфьев благодаря своему характеру обратил на себя внимание Петра I, который доверил Никите строительство меде- и чугуноплавильных заводов и наблюдая за ним щедро поощрял за хорошую работу. Позже Пётр I жалует Никите звание царского комиссара и возводит в дворянское достоинство под фамилией «Демидов» .
К концу жизни Никита Демидов имеет доход около 100 тыс. рублей и становится одним из самых богатых людей России. После кончины Никиты Демидова его состояние было унаследовано его тремя сыновьями: Григорием, Никитой и Акинфием. Акинфий Никитич, изучив горнозаводское дело открывает заводы в Сибири, на Алтае и в Забайкалье. Он является основателем асбестовой промышленности, а затем открывает богатейшие золотые и серебряные рудники, где ему была разрешена добыча и переработка металла.
Династия Демидовых очень большая, разветвленная.
В Москве во всей полноте представлено архитектурное наследие Демидовых. Московские дома и дворцы, созданные для различных представителей этого рода выдающимися русскими архитекторами П.Иестом, Ф.Аргуновым, М.Казаковым, О. Бове, признаны архитектурными шедеврами.
В этом сюжете я расскажу о прекрасном памятнике гражданской архитектуры Москвы XVIII века, которое находится по адресу по Гороховский переулок, 4. Это известный Дом Демидовых в Басманной слободе», построенный по проекту М.Ф. Казакова. Ныне в этом здании находится Университет геодезии и картографии.
Дом Демидовых расположен по Гороховскому переулку, там, где переулок под косым углом подходит к Старой Басманной улице, огибая открытый участок, принадлежащий церкви Никиты Мученика.
В 18 веке усадьба в Гороховском переулке была приобретёна богатым заводчиком Иваном Никитичем Демидовым. Усадьба состояла из небольших палат во дворе и пристроенного к ним по линии переулка одноэтажного корпуса. Территория усадьбы была значительно расширена до линии, образуемой современным Гороховским и М.Демидовским переулками и улицей Казакова. На территории разбили регулярный и пейзажный парк с пруд с круглым островом , тут же были каменные оранжереи, среди которых был специальный «ананасник».
Еще при жизни Ивана Никитича огромная усадьба перешла в собственность его сына - Ивана Ивановича, который не особо хотел заниматься бизнесом отца и к 1789 году распродал практически все демидовские заводы. На вырученные деньги он решает возвести для себя роскошную резиденцию в бывшем отцовском владении, пригласив для этого знаменитого архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.
О хозяине усадьбы Иване Ивановиче Демидове известно, что начал он свою службу в 1763 г. в Киевском кирасирском полку, а ушел в отставку в 1783 г. в чине бригадира. В 1798 г. он был пожалован из бригадиров в чин действительного статского советника. Принимал участие в войне 1812 г. «За преданность и любовь к Царю и Отечеству, наипаче же ныне изъяснившее беспримерную ревность щедрым пожертвованием не токмо имуществ, но и самой крови и жизни своей» пожалован бронзовой медалью на Владимирской ленте.
Дворец для Ивана Ивановича Демидова был построен в период с 1789 по 1791 годы и стал одним из шедевров московского классицизма и лучшим образцом архитектуры городской усадьбы.
Немного про М.Казакова.
Казаков Матвей Федорович (1738, Москва - 1812, Рязань) - архитектор, один из основоположников русского классицизма. Родился в семье мелкого чиновника. В 1751- 1760 обучался в архитектурной школе московского зодчего Д.В. Ухтомского. В 1775 Казаков получил звание архитектора.
В 1780—90-е Казаков создал ряд типовых жилых и общественных зданий, которые определили облик Москвы того времени, которую по праву называют “казаковской”. Среди московских построек Казакова, по-новому организовавших городское пространство, — здания университета (1786 — 1793) на Моховой (после пожара 1812 перестроены Д. И. Жилярди), Благородное собрание (1775), Голицынская больница (1802 — 1807), дом-усадьба Демидова (1779 — 1791) и др.
Во внешнем облике зданий Казаков стремился к простоте и лаконичности форм; строгие гладкие стены фасадов он дополнял графически четко проработанными немногочисленными деталями. Усадьба в Гороховском переулке создавалась на пике творчества Матвея Федоровича.
М. Ф. Казаковым фактически были созданы два типа особняков. Первый - это когда центральный дом усадьбы выдвигался на красную линию и фасад органично вписывался в облик улицы, и второй - когда здание сдвигалось в глубину двора, создавая эффект торжественности при приближении к парадному подъезду.
Дом Демидовых в Басманной слободе сделан по первому типу и это одно из самых лучших его творений.
Поделиться6932015-01-13 12:01:08
Усадьба Демидова представляла собой не отдельное здание, а целый ансамбль: архитектура главного дома и симметрично расположенные флигели органично вписаны в застройку улицы, все хозяйственные строения отнесены вглубь участка. Территория усадьбы тщательно спланирована: есть все - регулярный парк, пруд, цветники.
При создании нового дворца Казаков умело вплетает в новое здание уже стоявшие здесь одноэтажные палаты.
Демидовский дворец к моменту окончания строительства представлял собой архитектурный ансамбль, который состоял из главного трехэтажного дома с арочными воротами и боковых флигелей, связанных с главным зданием оградами.
Вот на этой схеме можно увидеть весь ансамбль целиком
Для исполнения проекта, таким образом, архитектором был выбран классический вид с фронтальной композицией. Центральная ось фасада, выходящего на красную линию переулка, ориентирована на колокольню церкви Никиты Мученика (середина XVIII века), находящуюся напротив.
В центральной части была устроена коринфская колоннада, которая придавала основному зданию некую торжественность относительно простому дому.
В плоских круглых углублениях размещены типичные для классицизма лепные розетки.
Арочные ворота были с массивными деревянными створками и чугунными фонарями, за ними располагался крытый вестибюль, который приводил к главной лестнице, расположенной в выступе дома со стороны двора.
Впоследствии за два с лишним столетия творение Казакова неоднократно перестраивалось. Так, проездную арку в центре дома переделали в парадный вход и вестибюль.
Вот главный вход -бывшая арка
Сильно перестроены и боковые флигели.
Переустройству подверглось и внутреннее пространство, но, к счастью, до наших дней удалось сохранить и великолепно отреставрировать парадную анфиладу, которую я вам и покажу.
Поделиться6942015-01-13 12:02:23
Следующим владельцем Демидовского дворца и всего владения по Гороховскому переулку стал сын Ивана Ивановича - Николай Иванович Демидов, полностью отошедший от семейного бизнеса и ставший военным. Он дослужился до звания генерала от инфантерии, получив этот чин во времена правления Николая I. Н.И.Демидов был директором Пажеского корпуса и всех военных заведений России.
После его смерти за неимением прямых наследников усадьбу выставили на продажу, о чем есть упоминание в газете «Московские ведомости», датированной 18 ноября 1833 года.
"Продается старинный, негорелой, каменный трехэтажный дом, вновь роскошною рукою отделанный со всею полною принадлежностию, все каменное, железом крытое, обширный итальянский и английский сады с фруктовыми деревьями, 4 оранжереи и грунтовый с итальянскими вишнями сарай, все каменное же, в саду пруды, острова, беседки, всяких цветов в большом количестве, кадочных и фруктовых деревьев 2100 и кроме сего до 57 деревьев померанцов, лимонов и апельсинов, состоящий в старой Басманной, против церкви Великомученика Никиты, под №393; видеть можно каждый день утром от 9 до 2 часов пополудни".
Новым владельцем усадьбы Демидовых стал богач-раскольник И.А. Быков. Он был известен своими чудачествами: роскошный дворец был закрыт, тогда как сам владелец жил в каморке привратника у ворот. Так он прожил ...совершенным затворником, выходя на свет божий только для прогулки в лавочку да для того, чтобы собственноручно подмести двор и обширный роскошный сад своего демидовского дворца. И только раз в году, в Христово Воскресение (Пасха), устраивал он сам себе редкое угощенье: брал ключ, отпирал парадные двери, поднимался по мраморной лестнице, молча обходил анфилады роскошных, богато убранных зал и, кончив обход, запирал их снова до будущего года.
Далее владения отошли к его сыну, а после к Г.С. Тамамшеву - некоему «тифлисскому гражданину».
В 1858 году демидовской усадьбой владел уже купец М.А. Степанов, который и продал всю территорию с главным домом Межевому ведомству для устройства школы гражданских межевых топографов. С тех пор принадлежность здания к геодезической науке более не менялась.
С 1867 г. здесь помещался Константиновский межевой институт, переехавший из куракинского дворца на Старой Басманной. Институт был преобразован из Константиновского землемерного училища, которое было основано в 1779 г. – эта дата и изображена на здании института.
Землемерное училище названо Константиновским в честь родившегося тогда внука императрицы Екатерины II цесаревича Константина . Константиновский межевой институт был широко известен в России, так как, например, именно там появился подробный план Москвы. Долгое время институт не имел аналогов ни в России, ни за рубежом.
В России до 1917 года в каждом учебном заведении должна была быть церковь, поэтому в 1873 году началась перестройка дома Демидова для устройства церкви. Под церковь отвели бывший Большой зал парадной анфилады второго этажа.
Церковь была освящена 24 марта 1874 г. в честь Святых равноправных Константина и Елены. Над третьим окном второго слева этажа на главном фасаде был укреплён небольшой крест. После революции церковь была закрыта, а интерьер уничтожен. Вот такой был церковь (фото отсюда https://pastvu.com )
Преподаватели жили здесь же при институте на казенных квартирах. Одну из них неоднократно посещал Достоевский: его родная сестра была замужем за преподавателем А. Ивановым.
А сейчас в усадьбе Демидовых находится наследник Константиновского межевого института— «Московский Государственный университет инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии» (МИИГАиК), созданный в 1930 году на базе геодезического факультета Межевого института.
Константиновский межевой институт имел свой музей, который сохранился в МИИГАиКе и по сей день. Музей вмещает в себя большую коллекцию старинных астрономических и геодезических инструментов XVII-XX вв., уникальные картографические произведения того же периода и библиотеку. А главное, к музею относятся сохранившиеся парадные интерьеры дворца, так называемые "золотые" комнаты. И вот ради них и стоит посетить музей МИИГАиКа.
Поделиться6952015-01-13 12:03:51
Дом Демидова имел типичную планировку, характерную для того периода, с поэтажным размещением помещений отвечающих определенным устоявшимся требованиям. На первом этаже находились в основном хозяйственные помещения и комнаты для слуг. Помещения этого этажа были со сводами и отделаны очень просто. Помещения третьего этажа были для повседневной жизни обитателей дома, эти были небольшие теплые, простые по отделке, уютные комнаты, здесь же были и комнаты для гостей. Небольшие по размерам комнаты с маленькими окнами были теплые, удобные и уютные.
Самые красивые помещения были на втором этаже. Его занимала анфилада парадных комнат. Именно они призваны были показывать достаток хозяев, здесь проводились торжественные приемы и званные обеды.
Демидовская анфилада отличалась настоящей дворцовой пышностью. Это так называемые «Золотые комнаты», получившие свое название из-за богатого резного позолоченного декора, покрывающего порталы, деревянные щиты над окнами и дверями, наличники, рамы зеркал и мебель.
Залов было 5: Большой зал, Столовая, Голубая гостиная, Малиновая гостиная, Изумрудная гостиная.
Большой зал ныне занимает вышеупомянутый музей, о нем немного расскажу в конце, там нельзя фотографировать. А вот остальные 4 комнаты покажу. Конечно, 4 комнаты, по сравнению с дворцами Петербурга, это такая малость, но для Москвы и это уже редкость, ведь это интерьеры по проекту М.Ф. Казаковым, и это настоящий русский классицизм, не подверженными влиянию приобретавшего в то время все большую популярность ампира.
С 18 века эти залы тоже немало пострадали. Одно время прямо в них располагалась коллекция музея, стояли шкафы-стеллажи. (фото отсюда https://pastvu.com )
Тут Сергей Бондарчук снимал какие-то сцены "Войны и мира", в результате чего залы пострадали еще больше. Последние годы Университет ведет реставрацию этих залов, дело это долгое, так как деньги бюджетные и их как всегда мало. Но на данный момент все-таки полностью отреставрированы Столовая и все три гостиные. Когда я там была (а это было лето 2013г.), там ремонтировали парадную лестницу.
Ну а теперь, пора "пройти в залу"
Первое помещение, куда мы попали с лестницы -это Столовая. Она находится в центральной части второго этажа и не выходит окнами на главный фасад. Это большой круглый зал (диаметр 6 м), который служил столовой и был удобно связан со всеми помещениями дома.
Стены круглого зала декорированы шестнадцатью попарно поставленными пилястрами ионического ордена. (фото отсюда https://pastvu.com )
Эти пилястры разделили зал на 8 простенков, в которых находятся с окна, двери и печные ниши. Лёгкий карниз отделяет стены от плоского зеркального свода с небольшой падугой (плавный переход от стены к поверхности потолка).
Поделиться6962015-01-13 12:04:29
Столовую хорошо снять не получилось, потому что она была заставлена витринами с экспозицией на тему 70 летию Президента МИИГАиК летчика-космонавта дважды Герою Советского Союза В.П. Савиных; также здесь есть кое-что по истории дворца.
Глобус с СССР
Макет с основным зданием и одним из флигелей
Девиз рода Демидовых «Делами, а не словами»
Поделиться6972015-01-13 12:11:10
Сколько же информации ты просматриваешь, чтобы провести для нас каждую экскурсию!
Поделиться6982015-01-13 12:59:23
Рита, а мне самой интересно.
Теперь непосредственно про три "золотые" комнаты.
Архитектурная композиция «золотых комнат» отмечена рядом общих характерных черт:
•Все комнаты , независимо от величины и назначения, имеют одинаково большие дверные обрамления;
•Лепной орнамент сосредоточен главным образом на карнизах и потолках и создаёт плавный переход от стен к плафону;
•Деревянная резьба покрывает порталы дверей, наличники окон, рамы зеркал и мебель;
•Живопись обогащает и оживляет плафоны (потолок, украшенный живописным или скульптурным изображением) комнат;
•Высокие зеркала заполняют междуоконные простенки.
Стены комнат, двери, украшены ювелирной деревянной резьбой, покрытой натуральным сусальным золотом разных оттенков. Сюжеты резьбы -это легкие перистые травы, вазы, наполненные цветами, лавр, факелы, гирлянды, курильницы, разнообразного вида драпировки и ленты, завитки и розетки. Рисунки этих "ювелирных украшений" были выполнены самим М. Ф. Казаковым. Можно сказать, что это миниатюрное "чудо света" не уступает дворцовой роскоши, созданной рукой, например, Б. Растрелли. Совокупность различных приемов и видов резьбы позволило получить множество разнообразных художественных композиций для каждой парадной комнаты.
С резьбой сочетается роспись и не менее утонченная лепнина.
Каждой комнате свойственны свои особенности, и вместе с тем все они составляют органическое целое, объединенные расположенными друг против друга дверями. Двери, будучи открыты, давали возможность свободно переходить из одной комнаты в другую, любуясь красотой и изобретательностью их отделки.
Из столовой проходим в Голубую гостиную.
Эта комната занимает центральное место по фасаду и выходит тремя окнами-дверьми на балкон.
В оконных проемах 2 венецианских зеркала с подзеркальными мраморными столиками XVIII в.
В этой гостиной за исключением декоративных композиций расположенных над дверьми (дюседепортов) позолоченных элементов немного.
Главной особенностью комнаты являются три одинаковых архитектурно оформленных дверных портала. Один вел в столовую, второй в Большой зал
Третий портал вел в Малиновую гостиную, через него просматривается вся анфилада до третьей комнаты.
Поделиться7002015-01-13 13:00:28
Стены всех гостиных обиты натуральным шелком, восстановленным на ручных станках XIX века.
Поражает великолепие наборного паркета, созданного из различных по цвету пород дерева - дуба двух видов, включая черный, березы, сосны, клена, бука, вяза и других. Каждая комната отличается напольным рисунком, который выполнялся на щитах, создававших при сборке впечатление цельности картины. Вот пол в Голубой гостиной
Стоит назвать имя человека, благодаря которому потомки и могут любоваться первозданной красотой этих залов- это архитектор-реставратор Ольга Сергеевна Горбачева, приложившая немало сил в вопросе сохранности архитектурного памятника.
Продолжение следует...