Москва –открываем закрытые двери
Сообщений 601 страница 610 из 999
Поделиться6022014-09-30 22:42:23
Скульптура с секретом.
В галерее есть и стенд, посвященный Зубовым. Некоторые фото с него я использовала в рассказе.
Особое место в коллекции занимают работы советского скульптора Леонида Львовича Берлина.
Пару слов о нем.
Заслуженный художник России, член МОСХа (1949). Тонкий литературный иллюстратор, художник-постановщик ряда кинофильмов, Многие свои работы этот скульптор сделал из сварного железа. Отливка скульптуры в бронзе стоила дорого, а денег у Леонида не было. Художник обратился к железу, которое можно было собирать на свалках бесплатно. Большинство этих сварных работ сделано в мастерской скульптора на даче. Чтобы от соседей по даче не было нареканий, Л Берлину пришлось сдать экзамен на разряд сварщика, таким образом как бы узаконить свои занятия сваркой. Поскольку художник работал один, без помощников, на каждую скульптуру из «железной серии» было потрачено от нескольких лет труда до нескольких десятилетий.
Леонид Берлин успешно работал с московским метрополитеном. Им было оформлено четыре станции московского метро. Это станция м. Орехово - композиция «Охрана природы». 1984 г.; рельефы для станции «Красногвардейская»; кинетическая, вращающаяся от ветра многофигурная композиция «Животные и дети» на крыше павильона метро «Битцевский парк», 1990 г. (железо, медь, сталь, сварка) и станция метро «Римская». Леонид Берлин получил звание «Лауреат Премии города Москвы» в области литературы и искусства. Скончался Леонид Львович Берлин в январе 2001 года.
На станции «Римская» как раз и начиналась наша экскурсия к дому Зубовых. Здесь есть композиция Л.Берлина «Римские достопримечательности»
Мальчишки, что сидят на колонне –это Ромул и Рем. Это копия, она уже не раз перекрашивалась.
А подлинник этих малышей как раз находится в галерее
Поделиться6032014-09-30 22:42:59
Еще одна неоднозначная работа Берлина в коллекции Соколовых –это «Владимир Высоцкий». Этот памятник тоже долго стоял в «Музеоне». Берлин изобразил полностью обнаженного Высоцкого, чтобы подчеркнуть полную открытость творчества поэта перед народом. Раньше этот Высоцкий стоял во дворе Зубовского дома, но когда мы были на экскурсии, его уже убрали в подвал.
Прежде чем покинуть дом, специально для Гали, показываю туалеты. К ним ведет маленький коридорчик с такой фреской
На двери мужского туалета гусар
На двери женского –вот такая дама
Поделиться6042014-09-30 22:43:24
Пуфик и люстра –это все в женском туалете
Во дворе перед главным фасадом собраны также работы Берлина.
Это типичный соцреализм, работы на заказ, которые делались для парков, откуда их порой в ужасном состоянии и добывали коллекционеры, которые понимают, что искусство этого времени скоро тоже будет большой ценностью.
Поделиться6052014-09-30 22:43:41
Были очень трогательные малыши, но вот что от них осталось
Это «Красная Шапочка», и как же ей страшно идти одной через темный лес
Эта композиция называется «Семья», на коленях у папы был ребенок, но, увы, тоже не сохранился.
Вот на этом я и заканчиваю рассказ про усадьбу Зубовых –надеюсь, что у этого дома будет долгая счастливая судьба.
Поделиться6062014-09-30 23:10:10
специально для Гали, показываю туалеты
Это ты - молодец ! Ой, как мне гусар понравился А дама на дамской двери какая-то размытая... Не произвела впечатления
Малыши изваяны замечательно, такие милашки ! Высоцкий хорошо получился, но всё-таки фиговый листок был бы к месту
надеюсь, что у этого дома будет долгая счастливая судьба.
Да !
Поделиться6072014-10-01 09:43:42
Художник обратился к железу, которое можно было собирать на свалках бесплатно
интересно, его покрывали чем-то чтобы не ржавело?
Ромул и Рем
страшноватенькие!
Берлин изобразил полностью обнаженного Высоцкого, чтобы подчеркнуть полную открытость творчества поэта перед народом.
мне пожалуй не нравится. Слишком буквально выражена мысль.
А скульптуры для парков ничего! Особенно Красная шапочка!
В целом, особняк мне очень понравился - живой и жилой! Комнаты все приятные, с адекватными (пригодными для жизни) интерьерами! Лена, спасибо за очередную интересную экскурсию!
Отредактировано Julia (2014-10-01 09:46:25)
Поделиться6082014-10-01 10:16:47
интересно, его покрывали чем-то чтобы не ржавело?
Конечно, его красили.
Слишком буквально выражена мысль.
Полностью согласна.
спасибо за очередную интересную экскурсию!
И вам всем спасибо за внимание. Будут следующие рассказы про другие интересные и разные объекты.
Поделиться6092014-10-29 07:36:09
Усадьба Лепёшкиных
Использовалась информация из следующих источников:
http://kudago.com/msk/place/usadba-lepyoshkinyh/
http://www.glavblog.com/read/osobnyak_l … tskoy.html http://www.yakimanka.ru/old_site/index. … 1096396889
http://progulkipomoskve.ru/publ/pjatnic … 9-1-0-1465
http://www.pstbi.ru/cgi-bin/code.exe/br/list15.html?koi
Есть в Москве особняки, которые не такие пышные, как посольские и не с такой счастливой в смысле реставрации судьбой, как особняк Зубовых, но при этом сохранилось кое-что от былой роскоши, пусть и не лучшем состоянии, но и это почти никому не доступно. Вот к таким особнякам и относится городская усадьба Лепешкиных на Пятницкой улице. д.48
Дом этот стоит чуть в глубине от «красной» линии застройки, а это означает, что усадьба эта, скорой всего, постройки допожарной, то есть до 1812г. До войны с французами усадебные дома строили в глубине, и обычно перед домом был сад. Так и в данном случае. Более того, с улицы за забором особенно летом дома практически не видно, так сильно разрослись перед ним деревья, да и осенью-зимой фасад закрывают большие ели.
Вот на старом фото, когда ели еще были маленькими, хоть как-то виден фасад
Источник фото http://oldmos.ru/old/photo/view/81113
Сейчас в особняке здесь размещается Институт астрономии РАН.
И прежде чем начать показывать этот особняк я, как обычно, расскажу о тех, кому он когда-то принадлежал, а именно о семье Лепешкиных.
Замоскворечье, его Якиманская, Пятницкая и Серпуховская части в старину представляли собой настоящее гнездовище крупнейших купеческих кланов. Фамильные особняки и целые усадьбы соседствовали тесно едва ли не на каждой улице, в каждом квартале. Рябушинские -в Голутвине, Третьяковы - в Бабьев городке и в Кадашах, Лямины - в Толмачах, Убонины - на Новокузнецкой, Алексеевы-Вишняковы - на Малой Якиманке…
Почтенная семья Лепешкиных свила родовое гнездо в Старой Панской слободе, там где сплетаются в узел Б.Якиманка, 1-й Бабьегородский и Мароновский переулки. Пятьсот лет назад здесь поселились служилые иноземцы - выходцы из Литвы и Польши - "паны". Отсюда и колоритное историческое название местности.
Миллионщики Лепешкины вышли из крепостных крестьян. Таков был путь многих именитых купеческих фамилий. Крестьянская наследственность и через поколения проявлялась в привычке к упорному черновому труду, приверженности традициям, в законопослушании и богобоязненности, в основательности жизненного уклада, патриархальной семейственности.
Но предпринимателю во все времена требовались и совсем иные качества - инициативность, умение разумно рисковать, динамизм, мобильность...Их-то и проявил торговец москательным товаром Лонгин Кузьмич Лепешкин (1763-1823г.), перебравшись из уездной Каширы в Москву в 1813 г и развернув здесь свое дело. Логвин Лепешкин начинал свою деятельность с керосиновой лавки, там продавали мыло, веревки.
После войны 1812г. многие московские купцы разоряются, на пепелище приходят разворотистые провинциалы, такие как Лонгин Лепешкин. Лонгин Кузьмич укоренился на Якиманке. Его одноэтажный дом с классическими пилястрами и фронтоном стоял близ пересечения этой улицы с 1-м Бабегородским переулком. До наших дней он не сохранился. Самое деятельное участие принимает Лепешкин в восстановлении своего приходского храма Марона Чудотворца после наполеоновского разорения, становится в нем церковным старостой, Смерть настигла купца в 1823-м, на 66 году жизни. Похоронили Лонгина Кузьмича на Даниловском кладбище. С тех пор здесь находили последний приют большинство Лепешкиных. Увы, могилы тоже не сохранились.
Поделиться6102014-10-29 07:38:55
Дело отца продолжили двое его сыновей: Василий и Семен стали родоначальниками двух могучих ветвей рода Лепешкиных. Есть сведения, что был еще и третий сын Иван. Но его сгубила извечная русская страсть - водка. Он разорился и закончил дни трагически. Впрочем, и эта ветвь впоследствии дала миру достойных людей - педагогов, ученых, врачей, военных. . .
Старшие же братья и их потомки весьма преуспели в коммерции.
Василий Лонгинович уже не только торговал в Старом Гостином дворе в Китай-городе, но занялся и производством. В 1824г. Василий Лепешкин открыл на Мытной улице химический завод. Продукция - краски, растворители, клей пользовались немалым спросом. В Москве шло большое строительство, открывались новые текстильные и кожевенные фабрики. И везде нужны были красители. Василий Лонгинович и его потомки основали еще несколько химических заводов - в Иваново-Вознесенске, во Владимирской губернии, в подмосковном Дегунине, Лепешкины по праву считались наряду с Ушковыми и Крестовниковыми крупнейшими "химиками" России. Была у них и обойная фабрика в Серпуховской части Замоскворечья. Дешевые бумажные обои с середины XIX в. как раз вошли в большую моду... Эти предприятия были унаследованы его детьми: Николаем , Сергеем, Василием и Александром, а затем внуками по линии старшего сына Николая. Василий Лонгинович стал купцом 1 гильдии, потомственным почетным гражданином.
Жительствовала эта ветвь Лепешкиных на прежнем месте на Б.Якиманке, постепенно распространяя свои владения вдоль улицы и по обе стороны 1-го Бабьегородского пер. Своим духовным очагом Лепешкины по-прежнему считали храм Св. Марона. Особенно много сил и средств на благолепие храма положил сын Василия Лонгиновича, Николай Васильевич Лепешкин. Он был первогильдейским купцом, гласным городской Думы, кавалером российских орденов. Николай Васильевич, так же как и отец, получил звание мануфактур-советника. Им были основаны два небольших химических завода во Владимирской губернии. Характерная деталь - Н.В.Лепешкин почти три десятилетия являлся старостой московских придворных соборов. На эту должность избирали лишь людей благочестивых, состоятельных, способных тряхнуть мошной для общего блага, но главное - с безупречной деловой, общественной и моральной репутацией....
Благотворительная деятельность якиманских Лепешкиных не замыкалась в пределах церковной ограды. Богадельня, приходское попечительство о бедных г образцовая церковноприходская школа, комитет воспомоществования духовным лицам, стипендии воспитанникам Мещанского училища, больница в подмосковном Клину. . .Благотворительные начинания занимали в жизни семьи место никак не меньшее, чем дела коммерческие. Обладание капиталом налагало долг перед Богом и обществом...
Еще одна ветвь Лепешкиных пошла от второго сына Лонгина Кузьмича –от Семена, который в 1814г. покинул отцовский дом на Якиманке, чтобы зажить самостоятельно на Пятницкой, в приходе храма Троицы в Вишняках, в этом самом доме, о котором и веду рассказ.
Семен Логвинович (1787- 1855 г.г.) был человек энергичный и волевой, он заложил основу семейного дела, основав "Вознесенскую мануфактуру "в Дмитровском уезде Московской губернии (ныне в г.Красноармейске). Через 20 лет на этой фабрике числилось 1200 рабочих. Одним из первых в России он оснастил ткацкое производство передовым английским оборудованием, создал фабричным сносные по тому времени условия жизни и труда. В 1878 г. на базе предприятий, принадлежащих Лепешкиным, было учреждено “Товарищество Вознесенской мануфактуры Семена Лепешкина сыновей”, объединившее пять фабрик по переработке хлопка.
При этом основной капитал “Товарищества…..” составлял огромную по тем временам сумму - 3 млн. рублей. На протяжении нескольких десятилетий своего существования бумагопрядильное и ткацкое производство Лепешкиных неуклонно расширялось. С 1860 г. был налажен сбыт ситца не только в России, но и в Средней Азии, где он пользовался большим успехом.
Семен Логвинович как и его старший брат Василий, получил звание мануфактур-советника, состоял в 1-ой гильдии и числился с 1833 г. в потомственном почетном гражданстве, избирался даже московский городским головою с 1846 по 1849 г.
Семен Логвинович Лепешкин
С.Л.Лепешкин был великим храмостроителем. На его средства были выстроены два чудесных храма - Троицы в Вишняках на Пятницкой улице и Св.Чудотворцев Херсонских на Даниловском кладбище . Судьба свела купца с выдающимся духовным подвижником Зосимой Верховским (которого исследователи Достоевского считают возможным прототипом старца Зосимы из "Братьев Карамазовых»). Встреча эта не прошла втуне. Лепешкины стали щедрыми покровителями основанной старцем в подмосковных лесах женской Троице - Одигитриевой Зосимовой пустыни. Благодаря им обитель обустроилась, украсилась каменными сооружениями. Последняя игуменья монастыря “Зосимова Пустынь”, матушка Афанасия ( в миру Александра Васильевна Лепешкина), в 1928 году была выслана из монастыря, в 1931 г. арестована. В 1993 г., посмертно реабилитирована и в 2000 г. Всероссийским Архиерейским Собором причислена к лику новомучеников.
Церковь Троицы в Вишняках стоит аккурат напротив дома Лепешкиных.
Первоначально церковь на этом месте была построена в 1630-е гг. В 18в. деревянную церковь заменили на каменную. Колокольня была вынесена на красную линию Пятницкой улицы, которая была значительно уже, чем сегодня.
Во время пожара 1812 года храм горел и был восстановлен окончательно к 1826г. как раз на средства Семена Лепешкина, который до конца своих дней был щедрым жертвователем на храм.