Есть на фасаде и такие декоративные элементы, как вазы
С правого края фасад есть закрытая решеткой арка. Раньше до реконструкции тут был проезд на хозяйственный двор. Но теперь через эту арку можно попасть в новый холл.
Теперь рассмотрим фасад, выходящий на проспект Маркса.
Главным украшением его является панно «Принцесса Грёза» (1896), изготовленное по картине Михаила Врубеля все в тех же абрамцевских художественных мастерских.
Сюжет «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Эдмона Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жоффруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде.
По сюжету, трубадур Жоффруа Рюдель полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ее ни разу не видел, был поражен рассказами о ее красоте и великодушии. Он нанял корабль и отправился к возлюбленной. Путь был не близок, и в дороге трубадур заболел, а к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя — и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.
...Но счастлив тот, кто чуждый брег покинет,
Пока еще он полон новизны;
Кто не допьет до пресыщенья кубок
И не увидит, как цветок увял.
Да! Потому мои объятья сладки,
Что я тебе не больше, чем сестра;
Что ты еще не разгадал загадки!
Твою действительность не может омрачить
Действительность с тоскливой серой прозой;
Я для тебя останусь только грезой,
И я всегда явлюсь твоим глазам,
Как будто бы с небес к тебе слетая,
Cиянием без тени залитая,
Как в первый раз, как в первый раз, всегда...
Романтическая история имела огромный успех у российской публики. Появились вальс «Принцесса Греза», даже духи и шоколад с таким названием.
В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно.
При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля украшает «Метрополь», а то живописное панно, что было на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
Врубель изображает корабль, взлетающий над волнами. В центре с арфой в руках лежит умирающий рыцарь. В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную своей возлюбленной и является чудесное видение–греза — перламутровая женщина с лилией в руках.