Эскизный проект шестиэтажной гостиницы был опубликован в журнале «Зодчий». С точки зрения художественных форм, стилистическое решение фасада было не только чуждым классическому ансамблю площади, но и противостояло эстетическим воззрениям нового направления в искусстве.
Однако, строительство Метрополя столкнулось с трудностями, прерывалось из-за возрастающей стоимости работ или отсутствия чертежей. К середине 1901 года, почти законченная постройка была приостановлена вследствие несостоятельности домостроительного общества. Но сначала Савву Мамонтова обвинили в растрате, судили и все его имущество ушло на погашение долгов.
Из-за недостатка средств, пришлось отказаться от сооружения театра, а затем и концертного зала, а также от устройства на плоской кровле ресторана. Но более тяжелыми оказались для здания последствия пожара 1901 года, который нанес непоправимый ущерб дизайну интерьеров, выполненным по проектам И.Жолтовского, и фасаду здания, от которого остался лишь остов.
Метрополь восстановили к 1906 году, существенно изменив интерьеры, и менее значительно — фасады.
Вот два фото, где запечатлен последний этап строительства, когда уже убирают леса и видимо идет внутренняя отделка
Новые владельцы для достройки пригласили в соавторы к Валькоту выигравших конкурс изначально Кекушева и Шевякова, после чего в проект “Метрополя” были внесены большие правки, окончательно превратившие его лишь в гостиницу. В реконструкции приняли участие лучшие мастера этого времени - архитекторы А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель, художники К.А.Коровин, В. Васнецова, М.А.Врубель, В.Д.Поленов, инженер С.П.Чоколов.
Оперный зал теперь в “Метрополе”, увы, никому нужен не был, так что именно на его месте устроили знаменитый метрополевский атриум-ресторан со стеклянной крышей, спроектированной по этому случаю незаменимым Владимиром Шуховым.
Вот так выглядел «Метрополь» в законченном виде
В итоге здание выделялось не только своей оригинальной архитектурой, но и было оснащено самым современным техническим оборудованием: электрические лифты, горячая вода, холодильные установки, специальная вентиляция. Двести двадцать номеров, и в каждом электричество и даже телефон, почти в каждом ванная, да еще и “для удобства постояльцев действуют две электрическия подъемные машины”: сейчас смешно, а тогда это были заоблачные стандарты комфорта. И нельзя сказать, что для постояльцев это было прямо разорением. Да, были люксы по 40 рублей за ночь (месячная зарплата квалифицированного рабочего), но самый дешевый номер стоил 2 ¬рубля 50 копеек, что сравнимо с ресторанным обедом без особых излишеств.
В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр. Он проработал всё советское время, но когда точно закрылся, сказать не могу. Залы назывались по цветам, красный и синий.
На премьере «Броненосца Потемкина» в 1925г.
Кинотеатр в 1948г.