Часть последняя, завершающая.
Вспомнилось, что "в Венеции всегда надо быть готовым к тому, что ты декорация". Это у Бродского было или у кого? - не помню уже
"Ань, Ань, снимай мужика скорей, пока он под столик залез!" Отвечаю громко и внятно: " Только побыстрее, пожалуйста, а то ноги уже затекли"...
Наверное, не так важно, кто был первым, опубликовавшим эту неоригинальную мысль. Она может прийти в голову любому, однажды оказавшемуся под прицелом фотообъектива. Мне, стоящей на открытом балкончике в гостиничном халате и в тапочках, или Ариалу, влезшему под столик кафе в поиске нужного ракурса для фотоснимка…
Подруга Ани была права, в Венеции нужно фотографировать всех и вся. Кому придёт в голову, что ваша модель – такая же туристка, как вы сами? Ведь на моём месте вполне могла бы оказаться Грета Гарбо, вместо Златовласки, встреченной Марком на вапоретто, - любимая актриса Антониони Моника Витти, а на месте Ариала - …
Тут я задумалась, в самом деле, какого знаменитого венецианского туриста можно представить сидящим под столиком уличного кафе на Сан Марко?!
Руссо, Гёте, Сарджент, Бродский бывали в кафе «Флориан», но вряд ли могли набраться до такой степени, чтобы оказаться под столиком.
Кто же? И тут мне вспомнился самый известный протовенецефил, однажды посетивший Венецию, как турист-однодневка.
Погода в тот день стояла отвратительная. На море разразился шторм, с небес обрушился дождевой поток, ветер сбивал с ног…
Погодные неурядицы заставили туриста-евангелиста (вы, верно, уже догадались, что это был евангелист Марк) спрятаться под столиком кафе «Флориан», чтобы не намочить книгу, служившую ему опознавательным знаком. Там он и дожидался визита ангела небесного. Ангел явился и сказал: «Мир тебе, Марк, евангелист мой. Здесь упокоится тело твоё». Так и случилось, Святой Марк получил вечную прописку в местной базилике рядом с кафе «Флориан».
Венеция дарит туристам ощущение вечной жизни и позволяет оказаться в прошлом. Вы не только думаете о конкретных людях, интересуетесь их судьбой, но и пьёте кофе в тех же кофейнях, живёте в тех же домах, гуляете по тем же улицам. И вовсе необязательно комплексовать, сравнивая себя с блестящими героями прошлых веков. Они уже сошли со сцены, и на подмостках теперь царите вы!
Единственное огорчение – рано или поздно вам придётся сесть на поезд (машину, самолёт) и покинуть театр под названием Венеция.