Не успеваю
а чего спешить? да и что делать длинными тёмными зимними венецийскими вечерами, как не почитать КосМари? )))
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Под небесами Тьеполо, или Венеция от мадонны до гетеры
Не успеваю
а чего спешить? да и что делать длинными тёмными зимними венецийскими вечерами, как не почитать КосМари? )))
Спасибо за номер с Е.Оболикшта.
Не за что ))
Когда еще Ариал соберется отчет написать!
Дим, когда? ))
да и что делать длинными тёмными зимними венецийскими вечерами, как не почитать КосМари?
Читайте, пожалуйста. )) нет, лучше наоборот - пожалуйста, читайте. ))
Венецийские образы Бродского, или «нечего на зеркало пенять».
В другой теме я писала о своих попытках разобраться с ассоциациями стихотворения Бродского «Венецийские строфы». В процессе обсуждения было высказано мнение о том, что поэтические образы Бродского зачастую вымышленные и не имеют реальных прототипов. Так ли это?
Например, вот в этом отрывке из стихотворения «Горение», что здесь, игра в ассоциации или жизненная ситуация? Пламя камина рождает вспышку памяти. Хорошая новость: огонь способен не только разрушать, но и созидать! Образы и фантазии, например.
Зимний вечер. Дрова
охваченные огнем —
как женская голова
ветреным ясным днем.
Как золотится прядь,
Слепотою грозя!
С лица ее не убрать.
И к лучшему, что нельзя.
Не провести пробор,
гребнем не разделить:
может открыться взор,
способный испепелить.
Образность поэзии Бродского вызвана жизненным опытом и огромной эрудицией поэта – к такому выводу я пришла, анализируя «Венецийские строфы»:
Мне удалось разгадать многие ассоциации поэта, но больше всего вопросов было связано с этой строчкой:
«Как посреди панели здесь превращались юбки и панталоны в щи!»
Как уже писала, получив от Ариала задание исследовать венецийскую панель, я имела повышенный интерес к этой теме. Понятно, о какой кулинарии говорит Бродский в венецийских стихах, но при чём здесь «щи». Поэтический образ? Неужели поэт не сумел подобрать другое слово? Например, компот.
Наверное, у него были трудности с рифмой, с чем рифмуется слово «компот»?
Чтобы понять эту загадочную ассоциацию Бродского про «щи» предлагаю отправиться на зелёный рынок, именуемый Эрберией, захватив с собой книгу воспоминаний Казановы (позже вы поймёте, зачем).
А по пути к Эрберии невозможно миновать рыбные соблазны Пескерии.
Отредактировано CosMary (2010-11-26 18:01:21)
Я могу комментировать прогулку по рыбному рынку, но предупреждаю, выйдет не слишком поэтично. Потому что от острого запаха рыбы и морской соли кружится голова, а глаз то и дело фиксирует пятна крови на прилавках и продавцов-палачей с пыточными ножами в руках.
Впрочем, чтобы разглядеть здешнюю эстетику следует забыть об этике, и тогда можно увидеть совсем другое - красочные прилавки, оформленные с стиле малых голландцев, где дышат морем фантастические создания с глазами из драгоценных камней, которых вытащили из сверкающей Адриатики и бросили на мраморное ложе.
Но, запах! От него всё равно кружится голова!
Правила, не позволяющие продавать рыбу длины меньше указанной. Говорят, что соблюдаются до сих пор.
На фасаде Песчерия Нуова был обнаружен очередной лев Св. Марка с пастью, как у сома, и с крыльями, как вороний хвост.
И невесть каким образом сюда попавший медальон с портретом Пьетро Аретино.
Отредактировано CosMary (2010-11-26 17:59:20)
Без сожаления ухожу с Пескерии и направляюсь к овощным рядам. Здесь нужно ходить медленно, рассматривая живописные прилавки, полные фруктов и овощей. Мне хочется купить всё: пучок морковки с кудрявой ботвой, сочный салат, вяленые помидорчики в пластиковых корзиночках, букетики жгучего перчика. Но, приходится обуздать свой разыгравшийся аппетит, и я покупаю лишь помидорчики и перчик, чтобы увезти их домой.
А теперь можно присесть за столик кафе на набережной, выпить стаканчик шприца-апероля и почитать Казанову.
Оказывается, район Эрберии во времена Казановы был известен не только своими овощами и фруктами.
Дж. Казанова «История моей жизни»
Те, кто отправляется сюда на прогулку в столь ранний час, уверяют,
будто хотят доставить себе невинное удовольствие и поглядеть, как плывут к
рынку две или три сотни лодок, полных зелени, всевозможнейших фруктов и
цветов… Однако ж венецианская молодежь ходила на зеленной рынок вовсе не за этим удовольствием: оно было только предлогом.
Ходят туда волокиты и любезницы, что провели ночь в домах для свиданий,
на постоялых дворах или в садах, предаваясь утехам застолья либо азарту
игры. Характер гульбища этого показывает, что нация может меняться в главных
своих чертах.
Венецианцев старых времен, для которых любовные связи были такой же
глубокой тайной, как и политика, вытеснили нынче современные венецианцы,
отличающиеся именно тем, что не желают ни из чего делать секрета. Когда
мужчины приходят сюда в обществе женщины, они хотят пробудить зависть в
равных себе и похвастать своими победами. Тот, кто приходит один, старается
узнать что-нибудь новенькое либо заставить кого-нибудь ревновать. Женщины
идут туда больше показаться, нежели поглядеть на других, и всячески
стремятся изобразить, что не испытывают ни капли стыда. Кокетству здесь
места нет: все наряды в беспорядке, и кажется, напротив, что в этом месте
женщинам непременно надобно показаться с изъянами в убранстве -- они как
будто хотят, чтобы всякий встречный обратил на это внимание. Мужчины, ведя
их под руку, должны всячески выказывать скуку перед давнишней
снисходительностью своей дамы и делать вид, будто нимало не придают значения
тому, что красотки выставляют напоказ разорванные старые туалеты -- знаки
мужских побед. У гуляющих здесь должен быть вид людей усталых и всей душой
стремящихся в постель, спать.
Таким образом Казанова даёт нам рецепт «щей» Бродского. Вуаля, дорогие читатели!
Читая Бродского и Казанову невольно приходишь к выводу, что именно чувственный голод жителей Венеции приводил к тому, что Венеция становилась блистательной, Ла Серениссима. Венеция всегда была портовым городом. Моряки, сходя на берег, искали развлечений. Мужское население Венеции намного превышало женское. Статистика 15-ого века гласит, что на 160 тыс. жителей в Венеции зарегистрировано более 11500 лицензированных жриц любви. Если отбросить мужчин, детей и стариков, то получается, что куртизанкой была каждая четвёртая жительница Венеции!
Список куртизанок оглашался ежегодно, служа гидом по увеселениям города. В нём были представлены краткие биографии, данные о семье, образование и таланты каждой куртизанки. Ну, и конечно, таксы и расценки на услуги. Кстати, справочник с данными куртизанок так и назывался «Тарифа». ))
В этом списке каждой женщине присваивался номер, так что когда мужчина, искавший женского сочувствия, хотел послать за дамой нетяжёлого поведения, он отправлял посыльного по адресу, часто престижному, прося аудиенции с номером 250, 11500 или 575.
Среди жриц любви выделялись так называемые «честные куртизанки». Разумеется, честность не имела ничего общего с целомудрием, а употреблялась в значении «достойная», означала культуру и образованность дамы и определяла её уровень жизни.
Одежда "честных" куртизанок была настолько схожа с нарядами дам высшего общества, что трудно было определить, кто есть кто. Туалеты куртизанок были роскошными, они ни в чем не уступали благородным дамам. В свою очередь по степени открытости декольте благородные дамы
не отставали от куртизанок, даже в храм являлись с практически обнаженной грудью, декольте заканчивалось под ней. Правители города, озаботившись этой проблемой, время от времени издавали законы, запрещающие куртизанкам носить тот или иной предмет туалета. Так были запрещены цоколи и жемчужные ожерелья.
В Венеции того времени были в моде светлые волосы. И знатные дамы и куртизанки прибегали к довольно трудоёмкому методу окраски волос в светлый цвет, который так и назывался - biondo veneziano.
Венецианки часами просиживали на открытых террасах своих домов под лучами палящего солнца, смазав волосы специальным раствором. Как правило, в этих случаях, они одевали льняную или шёлковую одежду и покрывали голову широкополой соломенной шляпой без дна la capanna, высвободив волосы наружу, защищая кожу от загара.
Известно выражение того времени «ciapar la capanna» или «чесать шалаш». По смысловой нагрузке что-то сходное с нашим «бить баклуши».
Предлагаю вашему вниманию ряд женских портретов того времени. Сумеете ли вы определить, кто из них куртизанка, а кто благородная дама.
Отредактировано CosMary (2010-11-26 18:13:19)
Самой известной куртизанкой Венеции была Вероника Франко.
Вероника родилась в Венеции и была единственной дочерью из четырех детей куртизанки Паолы Фракасса.
Вероника побывала замужем, развелась, родила шестерых детей от разных мужчин, из которых трое умерли в младенчестве. Благодаря своей профессии Вероника была богатой женщиной, содержала себя, детей и имела дом на кампо Санта Мария Формоза. Уже в 1565 году, не достигнув и двадцати лет, она была включена в «Il Catalogo di tutte le principale et più honorate cortigiane di Venezia» (Перечень всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции, который вышел вслед за «Тарифой»).
Одним из покровителей Франко был Доменико Веньер, владелец известного в Венеции литературного салона, в котором собирались поэты, художники, музыканты, политики. Веньер обеспечил ей материальный достаток, а также купил для неё большое собрание книг, которое стало предметом зависти интеллектуалов города. Вероника играла на лютне и спинете, разбиралась в литературе Древней Греции и Рима.
Среди её возлюбленных был король Генрих III, который, путешествуя из Польши во Францию в июле 1574 года, заехал в Венецию. Королю её имя назвал патриций Андреа Трон, один из 40 джентльменов в венецианском эскорте Генриха и отец её ребенка. Затем Вероника пошлёт королю свой портрет, два сонета и письмо, где сравнит его с Юпитером.
Бери, святой король, лишённый всех пороков,
Рукой покорною протянутый моей
Лик, тонкой кистью на эмали крутобокой,
Так верно писанный, что нет его точней.
И если сей портрет, нелепый и убогий,
Своим не удостоишь взглядом – пожалей!
В подарке оцени старанья, не итоги:
Намерений благих нет ничего ценней.
«В подарке оцени старанья, не итоги: намерений благих нет ничего ценней», - мне очень нравится эта мысль героини моего рассказа.
Главной темой сонетов Франко были взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Известно, что представители знати того времени относились к женщине примерно как к домашнему животному экзотической породы, морской свинке или овечке, невнятное блеяние которой можно игнорировать. В своих стихах Вероника полемизировала с мужчинами, настаивая на диалоге и уважении, как единственной перспективной форме человеческого общения.
Отредактировано CosMary (2010-11-26 17:42:57)
К сожалению, неизвестно, в каком именно доме на кампо Санта Мария Формоза жила Вероника. И я решила просто побродить по площади и выбрать дом, который мог бы понравится ей, зайти в церковь Санта Мария Формоза, в которой она молилась, и в музей Кверини Стампалья, расположенный в одном из старинных домов.
Мне нравится легенда основания церкви Санта Мария Формоза, которая гласит, что священник из Одерцо основал эту церковь после того, как Мадонна явилась ему в образе красивой женщины с прекрасными формами, una Formosa, и сказала, что он должен построить церковь там, где увидит белое облако, опустившееся на землю. Этот священник построил восемь церквей в Венеции, но только одну назвали Формозой.
Форма этой церкви вызывает у меня очередную кондитерскую ассоциацию. Мне кажется, что церковь напоминает рулет, нарезанный на кусочки разной высоты, уложенные рядом.
Ежегодно второго февраля дож посещал Санта Мария Формоза в процессии «Двенадцати Марий». По легенде венецианские невесты приходили в Кастелло за благословением епископа на свадьбу. При этом они несли с собой приданое в специальных футлярах. Однажды пираты напали на процессию невест, чтобы похитить их вместе с приданым. Пиратам сумели противостоять футлярщики (ремесленники, занимавшиеся изготовлением футляров для приданого) и спасли невест. Венецианцы под впечатлением этого события решили ежегодно в день Сретения выбирать 12 самых красивых, но бедных девушек, чтобы обеспечить их приданым. Все жители Венеции считали своим долгом внести вклад в приданое девушек. Однако со временем этот праздник претерпел изменения. Самым простым способом обеспечить себя для красивых девушек была проституция, а не призрачный шанс стать одной из 12 Марий. Некристальная репутация девушек приводила к скандалам, оскорбительным и двусмысленным выкрикам в адрес красавиц, участвующих в праздничной процессии. Всё закончилось тем, что девушек заменили раскрашенные куклы. Вот только я не сумела выяснить, куда уходили средства, собранные в качестве приданого куклам. Наверное, здесь заключена очередная венецианская хитрость.
Если зайти с другой стороны церкви, то можно заметить гротескный mascherone средневекового охотника на бесов, scacciadiavoli, то есть изгоняющего дьявола.
Если бы мы гуляли по Венеции в сопровождении Рёскина («Камни Венеции»), то услышали бы его нелестные слова об этой безобидной горгулье. Он называл её «ухмыляющейся звериной мордой», «воплощением духа зла» и обвинял в том, что «под влиянием её злой силы Венеция оказалась на грани упадка».
Да, Рёскин – не самая подходящая компания для приятного времяпрепровождения. Поэтому я советую взять с собой ещё и Бродского «Набережная неисцелимых»), чтобы тот смог возразить несправедливому обвинению ультравенецифила №1 Джона Рёскина.
"Предмет этот может оказаться маленьким чудовищем, с головой льва и
туловищем дельфина. Второе будет выгибаться, первая точить клыки. Он может
украшать вход или просто вылезать из стены без всякой видимой цели,
отсутствие которой делает его странно привычным… В общем, все эти бредовые существа - драконы, горгульи, василиски, женогрудые сфинксы, крылатые львы, церберы, минотавры, кентавры, химеры,-
пришедшие к нам из мифологии (заслужившей звание классического сюрреализма),
суть наши автопортреты, в том смысле, что в них выражается генетическая
память вида об эволюции".
Да, судя по этим фотографиям, Рёскин эволюционирует в темпе ларго (как бы не заснул). Как говорится, «нечего на зеркало пенять»…
Для тех, кто не понял, Джон Рёскин - тот, который ниже (кажется, я ничего не перепутала).
Продолжение следует...
В моей памяти остался небольшой эпизод.
Из съемной квартиры в районе Фондамента Нуове мы отправились в центр на вапоретто. Напротив меня сидела молодая девушка в джинсовом брючном костюме и со студенческой папкой. Сначала исподтишка, а потом всё более нахально я разглядывал ее лицо. Оно показалось мне знакомым. Порывшись в памяти, я осознал, что это настоящая русоволосая венецианка с ренессансного портрета. Перенеслась через века и явилась в джинсовом прикиде.
Сейчас, когда смотрю по телевизору теннис и вижу итальянку со светлыми волосами, сомнений нет: она из Местре (в самой Венеции особенно не поиграешь: места маловато).
Отредактировано mark (2010-11-26 18:31:39)
У природы нет плохой погоды. Венеция - О. Гарда – Зюдтироль, май 2016 | Рассказы: Италия | 2016-11-06 |
НАВИГАТОР по рассказам об Италии | Рассказы: Италия | 2024-07-24 |
ТОР-2010 | Рейтинги и опросы | 2011-02-08 |
Венецианские СПА на фоне Палладио | Рассказы: Италия | 2013-12-28 |
Фото года | Рейтинги и опросы | 2011-02-09 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Под небесами Тьеполо, или Венеция от мадонны до гетеры