Собор
Во времена преследования христиан они могли узнать друг друга, подав зашифрованный знак. Один из первых таких знаков – изображение рыбы - всем нам хорошо знаком. Но тут хочу сказать о Крисмоне, о гораздо более сложном знаке, появившемся несколько позже.
Два путника, встретившись, могли узнать, что они христиане, следующим образом. Вначале один из них, будто задумавшись, рисовал на земле две перекрещивающиеся линии: Х. Если второй дополнял этот знак греческой буквой «ро» - rho, это означало, что он тоже исповедовал христианство.
Изначально Крисмон был представлен первыми двумя буквами греческого слова xristys (Христос). Этот знак впервые был изменен во времена императора Константина на Никейском соборе в 325 году, где Крисмон приобрел официальный статус. Греческая «ро» превращается в латинскую букву Р как символ единства Отца и Сына. Следующее изменение в Крисмон было внесено после официального признания, несмотря на существенные возражения Церкви, Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса. Здесь Христос назван Началом и Концом всего (Альфа и Омега), и в символ добавляется первая и последняя буква греческого алфавита.
Впоследствии в Крисмон были внесены и другие изменения. Так, в знак добавляется латинская буква S как олицетворение Святого Духа и для выражения идеи Троицы
Этот культурный символ, претерпевший столько изменений в течение веков, выражает идею «вечной правды».
А упоминаю Крисмон тут по тому поводу, что встречается он на всем протяжении Пути Сантьяго. И самым первым Крисмоном, появившемся в Испании, был тот, который изображен над западным порталом собора Сан Педро в Хаке.
Строительство собора в Хаке было начато в последней четверти одиннадцатого века. Немного ранее, в 1054 году, случился Великий раскол веры между Востоком и Западом. В этом расколе Римская Церковь не отказывается от Троицы и от символа веры, с включенным в него филиокве. И Крисмон над входом в собор стал неким подтверждающим это знаком.
Романские церкви, в отличие от более поздних храмов, достаточно просты. В них немного украшений, но каждое из них наполнено таким глубоким символическим смыслом, что можно потратить целую жизнь на прочтение. И это настолько завораживает меня, что иногда даже не пытаюсь вникнуть в суть, а просто хочется дотронуться, прижаться к этим камням и прикоснуться к тайне.