Все рассказы о Непале
Непал, Катманду, отель “Yak and Yeti”
Архитектурные памятники Катманду и Патана
Древние буддийские ступы Катманду
Конечно же, как отметил в комментариях к моему первому рассказу se_boy, автор интереснейших зарисовок о Непале, увидеть настоящий Непал из окон пятизвездочного отеля невозможно. Не спорю с этим. Возможно, когда-нибудь я решусь остаться в этой стране надольше, и главное, побывать в местах, в меньшей степени затронутых (и испорченных) цивилизацией, и тогда я смогу рассказать о Непале что-нибудь особенное. В этот же раз, за две короткие вылазки в город, я успел только пробежаться по основным посещаемым туристами местам Катманду. И даже увиденное вскользь за эти полтора дня настолько отличалось от того, что я встречаю в своих поездках по Европе, что мне требуется время для того, чтобы разобраться и понять устройство этого мира восточной культуры.
Поэтому, в этот раз, не претендуя на особую оригинальность, я ограничусь кратким фоторепортажем о двух самых известных буддийских храмах Катманду – ступах Сваямбунатх и Боднатх, которые, наряду с деревянными украшениями древних неварских пагод, являются главными достопримечательностями долины Катманду.
Слово "ступа" в переводе с санскрита переводится как вершина, верхушка. Этим словом в древней Индии называли могильные курганы. Позже это слово стало обозначать храм, возведенный на могиле царя или вождя и монументальное сооружение для хранения реликвий.
Когда около 2 000 лет назад индийский император Ашока Великий принял буддизм, он приказал разделить мощи Будды на 84 000 частей и, поместив их в драгоценные шкатулки, заложить в основу множества ступ, возводимых в различных точках Индостана.
Ступа, возведенная над священными мощами Будды, представляет собой кирпично-глиняную полусферу, на которую опирается прямоугольная башня с коническим куполом, увенчанный шпилем с короной. На каждой из четырех сторон основания купола изображены всевидящие глаза Будды – узнаваемый символ этих сооружений, массово тиражируемый в значках, открытках и туристских буклетах. Глаза Будды смотрят на стороны света с поворотом на 60 градусов.
Ступа Сваямбунатх (Swayambhunath) – одно из самых известных культовых сооружений такого рода. Древние рукописи упоминают строительство этого храма в 460 году нашей эры. Как пишут путеводители, ступа находится на высоком холме в 3 км к западу от Катманду, однако добираться к ней придется все теми же бесконечными узкими и пыльными улицами города, расползшегося бетонными коробками своих строений на всю долину и подступившему к самому основанию холма.
По многим легендам, которые подтверждаются и геологическими изысканиями, в древности чаша долины Катманду была заполнена водой огромного озера, а холм, на вершине которого расположена ступа Сваямбунатх, представлял собой остров. Согласно легендам, одна из реинкарнаций бога Манджушри своим волшебным мечом прорубила брешь в горах, образовав Чобарское ущелье, через которое вся вода вытекла с долины. Впрочем, по научной теории, причиной возникновения плодородной долины было сильное землетрясение, в результате которого вода ушла в возникший проем в горах, и вершина холма поднялась на 77 метров относительно уровня долины.
Сейчас на вершину холма с восточной стороны ведет лестница, построенная в XVII веке и состоящая из более чем 300 ступеней. Говорят, что количество ступеней соответствует числу дней в году. Форма лестницы приводит к мысли, что ее строители явно несколько промахнулись в расчетах, поэтому последние несколько пролетов пришлось сделать более крутыми, и подъем по ним в жаркий день довольно утомителен.
У основания лестницы расположены большие статуи Будды, которые облюбованы обезьянами, десятками слоняющимися вокруг по земле и отдыхающих на каменных изваяниях. Из-за большого количества обезьян, живущих на склонах холма, это место называют "Monkey Temple” - обезьяний храм.
Местные паломники щедро подкармливают обезьян, совершая этим ритуальное подношение. У туристов, не желающих делиться, обезьяны еду практически вымогают, причем настолько настойчиво и недвусмысленно, что многие предпочитают тут же отдать ее, чтобы не подвергнуться нападению. Ползающие рядом со ступенями забавные обезьянчики вызывают желание погладить их, однако этого лучше не делать, поскольку настороженные мамаши пресекают всякую попытку приблизиться к своему чаду.
Должен сказать, что живущие на высоком холме над городом обезьяны выбрали правильное место – подальше от городской толчеи, поближе к зелени, свежему воздуху и туристам, обираемых ими на своем пути к буддийской святыне. Наевшиеся и довольные жизнью приматы неподвижно сидят на ветвях, грустно наблюдая за необъяснимой людской суетой большого города .
На вершине холма, прямо у лестницы, расположен постамент, на котором лежит огромная бронзовая ваджра (в дословном переводе с санскрита – бриллиант) или по-тибетски “дордже”, - важнейший символ буддизма. Скипетр, выполненный в виде дордже, символизирует мужское начало и является одним из предметов, используемый в буддистских обрядах и церемониях, наряду с колокольчиком, символизирующим женское начало.
Холм Сваямбунатх также почитается индуистами, у которых около ступы имеется небольшое святилище. Помимо этого, вокруг ступы расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений, а также тибетское училище.
Рядом с большой ступой находится индуистский храм и много маленьких ступ и образов буддистских и индуистских божеств, которые здесь строились в течение много веков за деньги богатых “спонсоров” - королей, браминов, преуспевающих купцов и домовладельцев.
Согласно традиции, поклоняющиеся Будде должны несколько раз обойти ступу по часовой стрелке. Посылать молитвы Будде значительно комфортнее, чем богам других главных мировых религий. Нет необходимости отбивать глубокие поклоны, замаливая свои грехи, достаточно пройтись вдоль храма, вращая правой рукой многочисленные молитвенные барабаны, на которых предусмотрительно нанесены мантры на все случаи жизни.
Непосвященные в тонкости обряда европейские туристы, помимо вращения барабанов еще и полируют ладонями языки бронзовых львов, которые в древне-индийской культуре почитаются как символы владычества и защиты.
В буддизме лев является важным символом Будды Шакьямуни, называемого еще Шакьясимха, т.е. ”лев из племени шакьев”. Речь Будды сравнивают с львиным рыком, указывая на превосходстве его учения над всеми другими. Будда часто изображается сидящим на троне, поддерживаемым восьмью львами, представляющими восемь великих бесстрашных Бодхисаттв - существ, которое, став святым, решают переродиться среди обычных людей, чтобы помочь им и достичь просветления.
Фигуры львов украшаются гирляндами цветов, продаваемыми тут же, у храма.
Этими же гирляндами увешаны навесы над стойками барабанов, стены основания ступы и многочисленные фигуры божеств у ее стен. Кстати, я заметил, что в аэропорту при проходе через “рамку”, у туристов эти гирлянды почему-то забирали, складывая в гору у входа в гейт.
Одна из каменных фигур львов отличается от других, предполагаю, что это - снежный лев, национальный символ Тибета, изображенный на его флаге и личном гербе Далай-Ламы (здесь он, правда, получился несколько в комическом виде). Снежные львы символизируют собой бесстрашие, отвагу, решимость в духовных и мирских дела и неугасающую жизнерадостность. Снежные львы в тибето-буддийской традиции – привратники, по традиции, их помещают для охраны у входа в храмы.
Помимо бронзовых барабанов, буддисты наносят тексты молитв на разноцветных флажках, развевающихся над святилищем и у основания лестницы, ведущей к вершине холма. Видимо, для того, чтобы отправить молитву Будде, достаточно просто подольше постоять и подумать под флажками, развевающимися на ветру.
Считается, что ступа Сваямбунатх имеет наиболее сильную энергетику среди всех древних храмов, выстроенных на священных мощах Будды. Поэтому сюда нескончаемым потоком идут паломники и просто верующие.
В железных блюдцах под молитвенными барабанами и в глиняных плошках налито масло, постоянно доливаемое служителями. Верующие опускают в масло зажженный фитиль, “ставя свечку” своему божеству. Многие покупают сразу пучки филитей, видимо, для усиления эффекта подношения огня.
Вообще, вокруг ступы царит приподнятое, возбужденное настроение и шум, не характерные, скажем, для православных и католических храмов. В потоке вращающих барабаны и подносящих огонь верующих, двигаются группы людей, громко ударяющие в барабаны. После нескольких кругов вокруг ступы они торжественно спускаются по лестнице, заставляя поднимающихся останавливаться и уступать им дорогу.
Не знаю смысл этого действия, но двигающиеся в процессии поразили меня своими отрешенными, сосредоточенными, и, пусть и немного громко сказано, “одухотворенными” лицами.
Множество бронзовых, позолоченных и каменных фигур божеств украшает строения, окружающие ступу.
Эти фигуры порой поражают своим обликом, запечатлевшим одно из многочисленных образов перенаселенного пантеона индуистских божеств.
Подобно хищным профилям химер на стенах католических костелов, из стен зданий выглядывают вырезанные в дереве страшные и одновременно комические лики с трудом распознаваемых существ.
Несмотря на царящую вокруг бедность, собаки, живущие у храма, вовсе не выглядят голодными и ободранными, и позволяют себе спокойно лежать посреди дороги, заставляя людей осторожно переступать через них. Я где-то прочел, что по непальской легенде, собака охраняет ворота в рай и поэтому, ее не принято обижать. В любом случае, собаки везде в Катманду чувствуют себя даже лучше, чем во многих наших городах.
Обойдя несколько раз по часовой стрелке вокруг ступы, туристы задерживаются у края ограждения, чтобы “полюбоваться на грандиозный вид”, открывающийся с вершины холма на непальскую столицу. Меня позабавил эпиграф к одному из рассказов о Катманду, взятый из “Представления” Бродского – “Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик”. Действительно, картина - скорее удручающая, чем радующая глаз. Скопище недостроенных бетонных коробок до самого горизонта, теряющихся в смоге выхлопов. Впрочем, местная детвора не выглядит озабоченной и развлекается, наблюдая за мартышками, скачущими через перила лестницы,
вызывая неодобрительные взгляды со стороны грустно наблюдающего за всей этой суетой старого и серьезного обезьяна
***
Ну вот, рассказ про Сваямбунатх затянулся, и на вторую ступу, Боднатх (Boudhanath), уже у меня не остается времени. Завтра (уже сегодня) улетаю в недельный отпуск. Чтобы не оставлять “хвостов” на возвращение – просто покажу несколько фотографий. Будет время – комментарии добавлю позже.
Все фотографии с Непала
Отредактировано shaf (2010-10-09 23:57:40)