Брит-мила.
Обряд посвящения новорожденного младенца Б-гу. В физическом смысле слова заключается в отсечении крайней плоти. Честно говоря, почему именно таким образом все происходит, задумывалась неоднократно. Но 100%-го ответа нет, да и быть не может. С одной стороны, чень многие заповеди иудаизма наводят на мысль, что человек, исполняющий их, ведет более здоровый образ жизни. С другой- под абсолютно все подведена духовная база.
То же самое и с брит-милой. Соображения гигиены? Они были выдвинуты еще Филоном Александрийским и с тех пор неизменно подтверждались медициной. Современные врачи тоже признают, что данный обряд снижает процент некоторых заболеваний(каких-при желании медики могут уточнить, для моего самообразования достаточно было запомнить, что снижает процент, а не увеличивает его ). С другой стороны этому обряду в иудаизме уделяется достаточно внимания , как обряду союза с Б-гом, то есть, прежде всего эта процедуа введение нового сына Израиля в союз праотца Авраама и акт его приобщения к еврейскому народу.Во время церемонии приобщения новорожденного к союзу праотца Авраама мальчику дают имя. Обычно традиционное еврейское имя, которое до церемонии обычно не раскрывается родителями никому.
Один из толкователей Торы рабби Шнеур-Залман из Ляд писал, что после совершения « брит-мила» дарованная еврею Б-жественная душа начинает озарять его тело своим присутствием. И, может быть, поэтому обрезание, как и омовение в ритуальном бассейне, микве, является необходимым условием гиюра, перехода человека в еврейство.
Каким образом взаимосвязывается душа с этим самым отрезанным кусочком плоти, лично я не сильно понимаю. Отношу это как раз к случаю, когда рациональное объяснение трудно найти. Надо просто свыкнуться с мыслью, что надо делать так и не как иначе.
Если обратиться к тем давним временам, когда евреи еще не гуляли по пустыни, водимые Моиссеем с одной целью-вырастить новое поколение, свободное от
воспоминани об египетском рабстве, то окажется, что первым прошел обряд Брит-Милы Ицхак, сын Авраама. А сам Авраам принявший от Всевышнего это предписание, исполнил его в возрасте 99 лет.
В одних источниках утверждается, что оперировал Авраама не кто иной, как Сим (Шем), отец всех семитов. Существует также мнение, что Авраам сам проделал над собой эту операцию с непосредственной помощью Всевышнего. Позже совершать «брит-мила» стали специально обученные моэлы. Обычно моэль оперирует лезвием, заточенным с обеих сторон. В данной форме ножа не заложено никаких тайных смыслов. Просто принимают во внимание, что волнуясь, моэль может начать резать не той стороной, причиняя младенцу лишние страдания.
Кроме моэля в обряде участвует еще один человек, который держит ребенка на своих коленях, придерживая его ножки. Как называли его первоначально- утеряно, с талмудических времен пользуются названием, взятым из греческого языка- "сандак", ведущим свое происхождение от греческого «синдикос», которое вначале означало адвоката, а позже – вообще полномочного представителя.
Роль сандака считается весьма почетной,(в христианстве есть похожая почетная роль крестного отца) и счастливым родителям часто приходится немало поломать голову над тем, кому именно ее предоставить и как избежать обиды остальных претендентов.
Заповедь "брит-мила" иудеи пронесли через века. Даже во времена запрета на ее выполнение не отступали, рискуя порой и собственной жизнью, и жизнью детей.В сочинениях Страбона, Тацита, Ювенала и других , написано, что в античном мире «брит-мила» считался варварским актом и неоднократно был запрещен различными правителями, якобы из соображений гуманности.
Например, в дни Антиоха Эпифана матерей, уличенных в совершении «брит-мила» над своими новорожденными сыновьями, сбрасывали с городских стен вместе с младенцами.
Сама церемония, ее порядок остается неизменным уже тысячелетия
-Обрезание можно производить на протяжении всего восьмого дня от восхода и до захода солнца, но обычно делают обрезание утром.
-Если младенец родился после захода солнца, в сумерках, и неясно, наступила ли уже ночь и новые сутки или нет, то ребенку делают обрезание на девятый день (который на самом деле может быть восьмым). Если же этот день оказывается субботой или праздником, обрезание переносят еще на один день, то есть на десятый (который на самом деле может быть девятым). Исключение делается для детей, у которых возникли при рождении проблемы со здоровьем. Обрезание им делают через неделю после выздоровления.
- Есть обычай перед обрезанием класть ребенка на особое кресло, которое называется «Кресло пророка Элиягу (Ильи)».
- Хорошо, если при исполнении заповеди обрезания присутствует как можно больше народу, как минимум десять евреев.
- Когда младенца вносят в помещение, где совершается обрезание, все встают перед ним и приветствуют его: «Благословен приходящий' Добро пожаловать!» И остаются стоять до окончания обрезания.
- Перед началом обрезания и сразу же после обрезания моэл и отец младенца произносят благословения, а все присутствующие отвечают амен после каждого благословения.
- После благословения над бокалом вина, благословляющий произносит специальную молитву и оглашает имя младенца: «Б-г наш Всесильный и Б-г Всесильный наших отцов! Сохраняй этого ребенка для его отца и его матери, и да наречется имя его в Израиле (здесь называют имя младенца – такой-то, сын такого-то)... Как написано: «Да радуется твой отец и мать твоя, да возвеселится та, кто родила тебя!» И кончают благословения следующим пожеланием: «Так же, как он вошел в союз (обрезание), – пусть придет он к Торе, к «Хупе» и к добрым делам!»
После этого устраивают праздничную трапезу.
В наше время не только религиозные люди делают обрезание. Из тех самых сображений гигиены, многие нерелигиозные родители подвергают своих детей этой операции, только проводится она, как обычная медицинская процедура, без духовного сопровождения.
Брита.
Разобравшись с мальчиками, скажу несколько слов и о девочках. С ними все происходит несколько проще.
Девочке обычно дают имя в первую субботу после ее рождения. Делается это следующим образом: отец новорожденной приходит в синагогу и сообщает шамашу или габаю, что у него родилась дочка. При чтении Недельной главы его вызывают к Торе особую молитву, где благословляется роженица и ее дочь, «что родилась у нее в добрый час, и да наречется имя ее в Исраэле...»
В некоторых местах принято не ждать субботы, а в первый же понедельник или четверг (дни публичного чтения Торы) отец приходит в Синагогу, вызывается к Торе и дает имя. Есть места, где принято быть более терпеливыми: ждать, пока девочке исполнится один месяц.
Помимо синагоги( а некоторые и вместо) многие проводят и брит-милу и бриту в банкетных залах, но в присутствии всех необходимых лиц и с соблюдением всех формальностей.
На этом еще не заканчиваются все процедуры, связанные с рождением ребенка у тех, кто он первый, и кто не является потомком коэнов или левитов.
Но об этом в продолжении.
Отредактировано levinel (2010-07-26 00:37:10)