Тема "выросла" из нескольких вопросов, заданных в другой теме https://talusha.bbok.ru/viewtopic.php?id … =6#p123449
Конечно, рассказать об иудаизме в двух словах сложновато, тема достаточно обширна. Да и надо учесть, что я не только не Раббанит, но даже и не иудейка , мои знания накоплены вследствии обыденной жизни среди иудеев и отчасти благодаря моему любопытству. Где-то они более глубокие, где-то отрывочные- все зависело, насколько меня интересовал тот или иной аспект иудаизма. Поэтому то, что буду по мере свободного времени выкладывать, абсолютно не претендует на освещение всего, что связано с иудаизмом
( иным для изучения этого жизни не хватает), а будет совсем кратким экскурсом по его самым основным пунктам.
Изложение материала будет без особой системы. Порядок будет в большей степени определятся задаваемыми вопросами и тем, насколько нужны для их раскрытия некоторые уходы в сторону. Приглашаю всех желающих , имеющих знания в данной области дополнять все мной написанное. Только прошу принять во внимание, что тема не дискуссионная, тем более рассуждения в духе имеет ли иудаизм право на существование, плох он или хорош - не здесь. Здесь будут только описание и иногда объяснение (в случае его наличия) тех или иных традиций иудаизмa .
Итак, попробуем кое-что узнать об иудаизме.
Не сотвори себе кумира... кто не знает это выражение? А вот ортодоксальные иудеи не только знакомы с ним, но и соблюдают. Нельзя сказать, что искусство -изобразительное, скульптура и т.п.(порой, именно как способы воспроизведения кумира) им совсем чуждо, но изображения людей и животных абстрактны и порой совсем не напоминают прототипы, дабы те не стали кумирами. Хотя не все так строги, действительность входит и в религиозные семьи: у многих можно увидеть фотографии родных и близких и не только в семейных альбомах, но и в рамочках на стенках . Хотя ,а почему человек, на фото получающийся практически один в один с оригиналом ,не может стать кумиром?... Напоминаю- без дискуссий, вопрос задан риторически, только ,чтобы обозначить, что и в данной религии есть достаточно того, что не всегда поддается однозначному толкованию . Но , все-таки, у верующих фотографии не заслоняют собой исполнение заповедей. То есть выражение "не сотвори себе кумира" можно продолжить "кроме всевышнего". Но икон у иудеев нет никаких. Б-га не надо изображать, Б-гу служить всей жизнью надо. И вот для этой службы строят синагоги. Хотя, конечно, можно задать вопрос : "Неужели нельзя обойтись без этих общественных религиозных мест?" Конечно можно. Но...сложно. Помимо простого желания находится среди единомышленников, почувствовать сопричастность к единой вере, есть у евреев такое понятие- миньян- в двух словах-для того, чтобы молитва стала общественной, (а значит с большей гарантией дошла до Б-га) прочитать ее должны 10 человек(мужчин!). Великое горе для родственников умершего, если на похоронах не соберется миньян- человек уходит не отмоленным. Почему именно 10 , можно посмотреть здесь http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q. … /q531.htm. A раз должны собраться 10 человек, то почему бы им не делать это не в чистом поле, а в специальном помещении, где будет все необходимое для молитвы ?
Таком образом и переходим от миньяна к синагоге , ее планировке, организации.
Слово синагога греческое (synagoge; от syn – вместе, ago – веду). В еврейском языке ему соответствует слово кнессет (собрание). Здание, где проводится это собрание- Бейт-Кнессет.
Для примера-пара фоток синагог
Рижской
http://www.flickr.com/photos/jafsegal/2 … 8/sizes/l/
Испанской в Праге
http://www.flickr.com/photos/madbrain/2604989770/
Еще несколько фоток синагог можно посмотреть здесь. Я не все их могу скопировать по техническим условиям авторов фоток, но советую посмотреть
http://www.flickr.com/photos/aniko_attila/3961043719/
http://www.flickr.com/photos/laurayluis/2218743681/
http://www.flickr.com/photos/ramivision/3705148796/
http://www.flickr.com/photos/yehudam/2789118508/
http://www.flickr.com/photos/karyatis/3607484536/
При просмотре фоток четко видно, что, несмотря на огромное разнообразие архитектурных стилей и дизайна, внутренная организация всех синагог одинакова и строго подчиняется определенной планировке, не меняющейся на протяжении тысячелетий. В основе внутреннего устройства синагог лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне для жертвоприношений. Ни в Законе Моисея, ни в других ветхозаветных книгах нет указаний о необходимости сооружать особые здания религиозных собраний, и именно сооружение Скинии (скорее всего для придания большей торжественности происходящего, а может, просто для удобства проведения жертвоприношения) можно считать началом такого строительства.
Скиния была в виде огороженного прямоугольного пространствa. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом ( парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями.
В правление царя Соломона (Царь Израильско-Иудейского царства в 965—928 до н.э., в период наивысшего его расцвета)
для всеобщих молитв был построен Храм, за основу которого была взята именно Скиния, только был добавлен прилегающий двор, где могли молиться женщины. В дальнейшем в отсутствии Храма его роль стали выполнять синагоги. Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, – надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 до н.э.). За последние два с половиной века до н.э синагоги получают распространение не только в диаспоре, но и на землях Израильско-Иудейского царства. Особенно много их было в Галилее. Синагоги предназначались для молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного и назидания. То есть, их основное отличие от Скинии в том, что в них не производятся жертвоприношения.
Современные синагоги внутренней планировкой практически не отличаются от первых, древних. Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка- это аналог помоста в Храме, с которого читали Тору.
Над ковчегом располагается нер тамид — неугасимый светильник . Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно согласно заповеди "возжигать вечный огонь перед скрижалями… "
Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями .
по Галахе синагоги должны строиться так, чтобы их фасад был обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм. Поэтому в самом Израиле фасады у синагог в разных частях страны ориентированы о разному , для европейских же синагог это означает ориентацию на восток. Если вследствие ограниченности земли под постройку синагоги невозможно полностью ориентировать ее всю, то , как минимум, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
Продолжение следует...
Отредактировано levinel (2010-07-20 02:26:08)