Пока буду показывать дом со стороны двора, буду рассказывать историю предпринимателя Зелика Персица и сделаю это подробно. И не только потому, что речь идет о его доме, но и по причине того, что экономическая история дореволюционной России поражает масштабами осуществлявшихся тогда изменений, а также высочайшей личной мотивацией и усердием предпринимателей и политических деятелей, которые проводили эти изменения в жизнь. Это относится ко всем знаменитым русским предпринимателям - мы все знаем имена Второва, Прохоровых, Бахрушиных, Смирновых, Морозовых , тех же Лепешкиных, а вот имена предпринимателей -евреев не так часто встречаются, по той причине, что их просто было меньше. Среди них могу упомянуть имя чаеторговца Высоцкого, про которого я рассказывала Чайный король, красные руки и Статуя Свободы.
И хотя букв я дальше напечатала много, но советую их прочитать, чтобы было понятнее то, что нам попытались преподнеси на выставке.
Фамилия Персиц этимологически связана с древнееврейским словом ,обозначающим Персию, где евреи проживают с VIII в. до н.э. по наши дни. Семейное предание говорит о том, что предки Зелика Персица обитали в Испании, куда они могли переехать из Персии в VIII в. н.э., когда одновременно и Персия, и Иберия оказались под властью арабских завоевателей. В конце XV в. после изгнания евреев из Испании они бежали на север и в итоге попали на территорию Польши. Ветвь Персицев, к которой относится З. М. Персиц, берёт своё начало в местечке Головчин Могилёвской губернии. Головчин, некогда удел князей Головчинских, вошёл в состав Российской империи после так называемого «первого раздела» Польши в 1772 г. На 1860 г. проживавшие в Головчине 443 еврея составляли половину населения местечка. В начале XX в. его еврейское население насчитывало уже около 700 человек. Там родился и сам Зелик Персиц (1864-1922), там же родились и жили его предки – дед, отец, родные братья.

Зелик Персиц
Персицы были уважаемым родом раввинов, в котором знания Торы и Талмуда передавались из поколения в поколение. Зелик Персиц был неформальным главой всего рода Персицев и хранителем семейного архива, переняв это почётное бремя от отца.
В 1875 г. отца Зелика Персица – Авраама Мордуха – принимают в московское купечество в качестве купца второй гильдии. К тому времени он «имеет ткацкое заведение в Лефортовской части и торговлю при местожительстве», а в 1877 г. Мордух Персиц учреждает фабрику с «ручным производством» в Кинешме, выпускающую полотно и салфетки.
В конце 1870-х годов уже его сын, молодой и предприимчивый Зелик Мордухович Персиц разворачивает широкую коммерческую деятельность. Он создает собственную фирму «З.М. Персиц» для оптовой торговли хлопчатобумажными и шерстяными изделиями и становится купцом 2-й гильдии города Копысь, расположенного недалеко от Могилева.
Купцы-евреи 1- и 2 й гильдий имели право выезжать из-за черты оседлости, пребывать в столицах, но на определенный срок.
Дом имеет конфигурацию в виде буквы "П", то есть к главному фасаду примыкают два крыла, выдвинутые во двор К одному из крыльев пристроен вход с крыльцом.

Около 1880 г. З.М. Персиц открывает собственное дело уже в Москве. Его фирма и здесь занималась оптовой торговлей: продавала продукцию московских и Иваново-Вознесенских текстильных фабрик.
В начале 1892 года Зелик Мордухович Персиц вместе с семьей был причислен в 1-ю гильдию московского купечества. К этому моменту купцы 1-й гильдии уже имели право постоянно проживать вне черты оседлости.
Годовой оборот продаж постоянно увеличивался: в 1894 году он составлял 1,3 млн рублей, в 1902-м — уже 2 млн рублей, а в 1911 году — 3,6 млн. Чистый капитал фирмы равнялся 552,7 тыс. рублей.
Боковой фасад крыла и уже здесь видны окна второго этажа. За счет чего в таких домах появлялся второй этаж - а за счет увеличения уменьшения высоты помещений, не выходящий на парадный фасад.

В 1897 г. мы обнаруживаем 33-летнего купца Зелика Персица в «Списке почётных граждан Москвы». Потомственное почётное гражданство присваивалось тогда по ходатайству городской думы и давало ряд привилегий. И в 1898г. Зелик Персиц покупает дом в нынешнем 1-ом Казачьем переулке.
Светятся окна парадного зала

И в этом же 1898г. Зелик Персиц делает одно из самых крупных своих приобретений - Маслобойно-химический завод в Нижегородской губернии.
В 1893г. рядом с селом Гордеевка Балахнинского уезда был основан Химический завод Давида Высоцкого и Рафаэля Гоца, сына и зятя одного из крупнейших российских чаеторговцов Вульфа Высоцкого, про которого я писала и приводила ссылку на рассказ выше.
Завод был основан для производства гарного масла — продукта, который использовался в светильниках, лампадах и уличных фонарях.
Подобных заводов в Российской империи было достаточно много, в том числе и в Нижегородской губернии. Так по состоянию на 1890 г. гарное масло производили 48 заводов. Были и другие, более мелкие производители. Вот этот завод и купил Персиц.

Надо отметить, что еврейские купцы устремлялись в перерабатывающие отрасли неслучайно. Традиционные рынки (зерно, лён и др. сельскохозяйственные товары) были уже «заняты», часто – купцами-старообрядцами. Интерес Персицев к маслобойно-химическому производству был также обусловлен их собственным опытом в текстильной промышленности, которая была смежной отраслью (как потребляющая, напр., техническое или аппретурное мыло). Фактически, к началу XX века в окрестностях Нижнего (особенно в Канавино и Балахнинском уезде) складывается масложировая и нефтехимическая промышленная агломерация, в которой важную роль играли именно купцы-евреи.
Обогнула крыльцо и отсюда видно, что входную пристройку украшает растительный фриз.

В 1902 году З. Персиц запустил простаивающий до этого маслобойных цех, который производил сырье (растительные масла) для гарного масла. Завод стал называться Маслобойным и химическим заводом З. М. Персица. В те годы гарное масло было крайне популярным товаром, но нарастающее давление замещающих его керосина, а потом – газового и электрического освещения было очевидным. В Москве, например, керосиновые и газовые фонари появились в 1860-х гг., а первые электрические светильники – уже в 1883 г. Крупные города не отставали от столиц. Поэтому рынок гарного масла и других масел для уличного освещения постепенно сжимался. З. М. Персиц не мог не понимать этого и должен был иметь долгосрочную программу развития предприятия.
Через три года производство было расширено, и в новом каменном здании завода работало уже 8 прессов. В то время маслобойно-химический завод производил растительное масло и вазелин. Он стал первым в России заводом по переработке масла хлопкового семени.
Персицы расширяют общее количество номенклатурных позиций гарного масла за счёт новых сортов (с двух в 1900-х гг. до четырёх в 1910 г.), новых типов упаковки (к бочке и бидону добавляются бутылка и ещё один вид жестяного бидона) и фасовки (с восьми видов в 1900-х до 14 после 1910 г.). Расширение номенклатуры учитывало и более бедные слои населения: для них выпускались одно- и двухфунтовые стеклянные бутылки и более экономичные крупные фасовки в 10 фунтов и более. Не позднее 1910 г. завод начинает выпускать гарное масло под собственной торговой маркой «Русская крестьянка» и вводит меры защиты от подделок – яркий запоминающийся дизайн и защитные капсюли на упаковке, что становится стандартом для этого продукта.
В 1905 году, впервые в России, на заводе была организована выработка технического мыла. В 1907 году строится нефтеперегонный цех. На нём выпускались керосин, соляровое, веретённое, машинное и различные парфюмерные масла. В августе 1909 года на заводе было создано промышленное производство по переработке жидких растительных масел в твёрдые жиры по технологии гидрогенизации.
Реклама мыла, выпускаемого на заводе Персица

В Москве в семье Зелика Мордуховича и его жены Малки Веньяминовны появилось на свет пятеро детей: в 1886 году родился сын Иосиф-Исаак, в следующем году — дочь Сарра, в 1891-м — сын Нафтали-Моисей, в 1895 и 1897 годах родились еще двое сыновей — Давид и Авраам-Мордахай.
Зелик Мордухович был заядлым библиофилом, собирал древние книги и рукописи.
По состоянию на 1891г. его библиотека содержала около 3000 еврейских книг, среди которых было много редких изданий, рукописных материалов и древних документов на пергаменте. Например, у него были издания 15-16 веков , издание Библии 1521 года. Известно, что у Зелика Мордуховича был рукописный каталог его библиотеки, который он планировал напечатать. Однако о его местонахождении, как и о существовании печатного издания описи библиотеки, на сегодняшний день ничего не известно.
На дворовом фасаде выделяются три готических окна, это самое необычное помещение дома и о нем расскажу позже.
