Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Особняк Новикова-Лепешкиной-Персица и выставка "Все на показ?"


Особняк Новикова-Лепешкиной-Персица и выставка "Все на показ?"

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Особняк Новикова-Лепешкиной-Персица и выставка "Все на показ?"

Наверное, самая посещаемая выставка прошлой зимы — «Будущее воспоминаний» в Доме Демидовых, была инициирована девелоперами  MR-Group. И на меня та выставка произвела большое впечатление  Выставка "Будущее воспоминаний"  -портал в прошлое в доме Демидова.
В этом году группа решила повторить успех с новым проектом, сделанным по той же схеме, — современное искусство в старинной усадьбе, которая по завершении выставки будет закрыта и реконструирована.
Вот сайт проекта. Организационно то же самое - осмотр только в составе экскурсии, они бесплатные, регистрация на сайте.
https://vsenapokaz.ru

Следующая запись откроется 1 декабря в 12 час и выставят даты с 20 декабря до нового года. Но периодически появляются отдельные билеты, люди снимают бронирование. Вчера,  например, было полно билетов, то есть день в день что-то можно поймать.

На самом деле, часть залов, самых интересных, уже отреставрирована и ради них, а также ради истории дома стоит сходить.

Участники проекта «Все напоказ?» в первую очередь стремились воссоздать семейный дух усадьбы, где предметы, маркирующие род занятий и статус бывших владельцев особняка, соседствуют с милыми безделушками, раскрывающими их характеры и вкусы.
По мне, так парадные залы не надо было ничем современным заполнять, но что сделано, то сделано. Я рада, что сходила.
И вообще, Москва все время подбрасывает столько интересного,  разнообразного, и кстати, много бесплатного. Я почти каждый день куда -то хожу.

0

2

Лена ГМ написал(а):

На самом деле, часть залов, самых интересных, уже отреставрирована

Спасибо за информацию. И жду фотоотчет

0

3

Источники информации
https://vsenapokaz.ru
https://ruskontur.com/gorodskaya-usadba … -pereulke/
https://www.mos.ru/upload/documents/fil … -iper6.pdf
https://iskusstvo-info.ru/vse-napokaz-t … skvoreche/
https://opentextnn.ru/wp-content/upload … 8355594408
https://moskvichmag.ru/gorod/dom-kak-pa … e-napokaz/
https://smotrim.ru/article/4787563

Как всегда, начну с истории.
Дом, в котором устроили выставку, имеет адрес 1-й Казачий пер., д 6 стр 1, он является частью ансамбля  «Городская усадьба XVIII-XIX в.в.», имеющей сейчас статус объекта культурного наследия регионального значения (ансамбль).
Переулок, расположенный между улицами Большая Ордынка и Большая Полянка, неоднократно менял название. В начале XVIII века он назывался просто Казачьим — по располагавшейся здесь Казачьей слободе. В середине XVIII века переулок уже значится по документам как Успенский, по церкви Успения Богородицы, что в Казачьей слободе (Большая Полянка, 37). В конце XVIII — начале XIX века переулок назывался Жуковым — по фамилии одного из местных домовладельцев Афанасия Семеновича Жукова. Затем название переулка меняется еще несколько раз. С 1820-х годов он снова становится Успенским, а с 1880-х — Большим Успенским переулком. Только с 1912 года 1-й Казачий переулок приобретает свое нынешнее название.

С 1740-х до середины XIX века значительная часть домовладений по этому переулку принадлежала дворянскому роду Поздняковых.
В конце XVIII столетия на красной линии переулка был возведен вытянутый с запада на восток каменный главный дом с деревянным вторым этажом (современное строение 1). Его фланкировали два каменных флигеля, поставленных торцами к переулку. Вдоль северной и восточной границ усадьбы построили жилые и хозяйственные корпуса.
В пожаре 1812 года владение пострадало, однако несколько построек уцелело в огне. При новом хозяине, статском советнике И.А. Новикове, главный дом был в значительной степени перестроен (от старого здания сохранились фрагменты стен подвала). Левый флигель заново отстроили к 1814 году. Несмотря на все перемены, классицистическая композиция усадьбы сохранилась.
В 1860 году владелицей усадьбы стала почетная гражданка А.В. Лепешкина, которая приказала часть служебных построек сделать жилыми для сдачи в аренду. При ней городская усадьба превратилась в доходное владение.

Главный дом – характерный для послепожарного времени прямоугольный в плане деревянный особняк на каменном подвале с антресолями. Парадный фасад здания имеет ярко выраженные вертикальные членения. В центре расположен ризалит в три окна, завершенный парапетом сложной формы. На фасадной части мы видим окна подвала и первого, то есть одного этажа. Но второй этаж у дом тоже есть, только его окна выходят во двор. Это типичная история для замоскворецких купеческих домом, ведь налог  на дом брался по количеству этажей, выходящий на улицу, поэтому второй этаж был невысокий и прятался на дворовом фасаде.

https://i.postimg.cc/9QB15763/001-IMG-20251122-150342.jpg

Окна украшены наличниками с сандриками на валютообразных кронштейнах.

https://i.postimg.cc/13KMhqkt/002-IMG-20251122-150350.jpg

https://i.postimg.cc/Hkt3Dyqd/003-IMG-20251122-150358.jpg

Подоконные филенки заполнены плоскими горельефами с изображениями грифонов, пальметт, меандра и сложного растительного орнамента.

https://i.postimg.cc/x1PgDzwq/004-IMG-20251122-150307.jpg

Окна ризалита выделены лучковыми фронтонами.

https://i.postimg.cc/JzQKVkfz/004a-IMG-20251122-161029.jpg

После кончины А.В. Лепешкиной в 1885 году владение приобрела с торга Мария Федоровна Колганова. Ее муж купец Илья Алексеевич Колганов занимался торговыми делами. В 1895–97 годах было проведено межевание участка, на плане обозначена каменная и деревянная застройка, садовый участок с оранжереей и теплицами. В 1897 году участок был продан статскому советнику Григорию Александровичу Черевину.

В августе 1898г. Черевин продал домовладение богатому купцу  Зелику Мордуховичу Персицу (1864–1922).
Персиц  предполагал построить здесь два каменных четырехэтажных доходных жилых дома: один по красной линии 1-го Казачьего (Успенского) переулка в восточной части владения, а другой - в его западной половине за флигелем. Однако этот проект не был осуществлен.
З.М. Персиц живет в этом владении, занимая первый этаж и антресоли главного дома. При этом квартиры, находившиеся в полуподвале главного дома и в обоих флигелях  сдаются внаем. Часть складских помещений владелец использует для своих товаров, а часть сдает. У Персица арендуют также каменные теплицы и оранжереи, находившиеся в западной части старого сада. В связи с тем, что во владении не производилось крупномасштабное строительство, оно до 1917 года сохраняло характерные черты классицистической городской усадьбы конца XVIII — начала XIX столетия.
В 1905 году Персиц приказал обновить интерьеры особняка.

Именно к истории семьи Персица, его жизни в этом доме и отсылает выставка "Все на показ?".

https://i.postimg.cc/rw9gXrBD/005-IMG-20251122-150416.jpg

Название проекта придумано как аллюзия на тот образ жизни, что вели последние владельцы особняка — купцы Персицы. Огромные окна их парадной анфилады выходят на оживлённую улицу и демонстрируют всем прохожим, как богат этот дом. Даже выпитые бутылки из-под вина выставляли на подоконник — пусть все знают, как роскошно гуляет купечество. А вот комнаты для домочадцев в этом доме совсем другие, они выходят во двор: сами маленькие и с маленькими окошками — это та часть жизни дома, которую хотели оставить в тени.

https://i.postimg.cc/sgJKdhkB/006-IMG-20251122-150238.jpg

0

4

Пока буду показывать дом со стороны двора, буду рассказывать историю предпринимателя Зелика Персица и сделаю это подробно. И не только потому, что речь идет о его доме, но и по причине того, что экономическая история дореволюционной России поражает масштабами осуществлявшихся тогда изменений, а также высочайшей личной мотивацией и усердием предпринимателей и политических деятелей, которые проводили эти изменения в жизнь. Это относится ко всем знаменитым русским предпринимателям - мы все знаем имена Второва, Прохоровых, Бахрушиных, Смирновых, Морозовых , тех же Лепешкиных, а вот имена предпринимателей -евреев не так часто встречаются, по той причине,  что их просто было меньше.  Среди них могу упомянуть имя чаеторговца  Высоцкого, про которого я рассказывала Чайный король, красные руки и Статуя Свободы.

И хотя букв я дальше напечатала много, но советую их прочитать, чтобы было понятнее то, что нам попытались преподнеси на выставке.

Фамилия Персиц  этимологически связана с древнееврейским словом  ,обозначающим Персию, где евреи проживают с VIII в. до н.э. по наши дни. Семейное предание говорит о том, что предки Зелика Персица обитали в Испании, куда они могли переехать из Персии в VIII в. н.э., когда одновременно и Персия, и Иберия оказались под властью арабских завоевателей. В конце XV в. после изгнания евреев из Испании они бежали на север и в итоге попали на территорию Польши. Ветвь Персицев, к которой относится З. М. Персиц, берёт своё начало в местечке Головчин Могилёвской губернии. Головчин, некогда удел князей Головчинских, вошёл в состав Российской империи после так называемого «первого раздела» Польши в 1772 г. На 1860 г. проживавшие в Головчине 443 еврея составляли половину населения местечка. В начале XX в. его еврейское население насчитывало уже около 700 человек.  Там родился и сам Зелик Персиц (1864-1922), там же родились и жили его предки – дед, отец, родные братья.

https://i.postimg.cc/qvTQ8bcS/016.jpg

                        Зелик Персиц

Персицы были уважаемым родом раввинов, в котором знания Торы и Талмуда передавались из поколения в поколение. Зелик Персиц был неформальным главой всего рода Персицев и хранителем семейного архива, переняв это почётное бремя от отца.
В  1875 г. отца Зелика Персица – Авраама Мордуха – принимают в московское купечество в качестве купца второй гильдии. К тому времени он «имеет ткацкое заведение в Лефортовской части и торговлю при местожительстве», а в 1877 г. Мордух Персиц учреждает фабрику с «ручным производством» в Кинешме, выпускающую полотно и салфетки.
В конце 1870-х годов уже его сын, молодой и предприимчивый Зелик Мордухович Персиц разворачивает широкую коммерческую деятельность. Он создает собственную фирму «З.М. Персиц» для оптовой торговли хлопчатобумажными и шерстяными изделиями и становится купцом 2-й гильдии города Копысь, расположенного недалеко от Могилева.
Купцы-евреи 1- и 2 й гильдий имели право выезжать из-за черты оседлости, пребывать в столицах, но на определенный срок.

Дом имеет конфигурацию в виде буквы "П", то есть к главному фасаду примыкают два крыла, выдвинутые во двор К одному из крыльев пристроен вход с крыльцом.

https://i.postimg.cc/50TSjn2W/007-IMG-20251122-150450.jpg

Около 1880 г. З.М. Персиц открывает собственное дело уже в Москве. Его фирма и здесь занималась оптовой торговлей: продавала продукцию московских и Иваново-Вознесенских текстильных фабрик.
В начале 1892 года Зелик Мордухович Персиц вместе с семьей был причислен в 1-ю гильдию московского купечества. К этому моменту купцы 1-й гильдии уже имели право постоянно проживать вне черты оседлости.
Годовой оборот продаж постоянно увеличивался: в 1894 году он составлял 1,3 млн рублей, в 1902-м — уже 2 млн рублей, а в 1911 году — 3,6 млн. Чистый капитал фирмы равнялся 552,7 тыс. рублей.

Боковой фасад крыла и уже здесь видны окна второго этажа. За счет чего в таких домах появлялся второй этаж - а за счет увеличения уменьшения высоты помещений, не выходящий на парадный фасад.

https://i.postimg.cc/tJ6t6Ws9/008-IMG-20251122-150501.jpg

В 1897 г. мы обнаруживаем 33-летнего купца Зелика Персица в «Списке почётных граждан Москвы». Потомственное почётное гражданство присваивалось тогда по ходатайству городской думы и давало ряд привилегий. И в 1898г. Зелик Персиц покупает дом в нынешнем 1-ом Казачьем переулке.

Светятся окна парадного зала

https://i.postimg.cc/brnHnkZN/009-IMG-20251122-161320.jpg

И в этом же 1898г. Зелик Персиц делает одно из самых крупных своих приобретений - Маслобойно-химический завод  в Нижегородской губернии.
В 1893г. рядом с селом Гордеевка Балахнинского уезда был основан Химический завод Давида Высоцкого и Рафаэля Гоца, сына и зятя одного из крупнейших российских чаеторговцов Вульфа Высоцкого,  про которого я писала и приводила ссылку на рассказ выше.
Завод был основан для производства гарного масла — продукта, который использовался в светильниках, лампадах и уличных фонарях.
Подобных заводов в Российской империи было достаточно много, в том числе и в Нижегородской губернии. Так по состоянию на 1890 г. гарное масло производили 48 заводов. Были и другие, более мелкие производители.  Вот этот завод и купил Персиц.

https://i.postimg.cc/KzknXBDb/021.jpg

Надо отметить, что еврейские купцы устремлялись в перерабатывающие отрасли неслучайно. Традиционные рынки (зерно, лён и др. сельскохозяйственные товары) были уже «заняты», часто – купцами-старообрядцами. Интерес Персицев к маслобойно-химическому производству был также обусловлен их собственным опытом в текстильной промышленности, которая была смежной отраслью (как потребляющая, напр., техническое или аппретурное мыло). Фактически, к началу XX века в окрестностях Нижнего (особенно в Канавино и Балахнинском уезде) складывается масложировая и нефтехимическая промышленная агломерация, в которой важную роль играли именно купцы-евреи.

Обогнула крыльцо и отсюда видно, что входную пристройку украшает растительный фриз.

https://i.postimg.cc/43nctVMp/010-IMG-20251122-161410.jpg

В 1902 году З. Персиц  запустил простаивающий до этого маслобойных цех, который производил сырье (растительные масла) для гарного масла. Завод стал называться Маслобойным и химическим заводом З. М. Персица. В те годы гарное масло  было крайне популярным товаром, но нарастающее давление замещающих его керосина, а потом – газового и электрического освещения было очевидным. В Москве, например, керосиновые и газовые фонари появились в 1860-х гг., а первые электрические светильники – уже в 1883 г. Крупные города не отставали от столиц. Поэтому рынок гарного масла и других масел для уличного освещения постепенно сжимался. З. М. Персиц не мог не понимать этого и должен был иметь долгосрочную программу развития предприятия.
Через три года производство было расширено, и в новом каменном здании завода работало уже 8 прессов. В то время маслобойно-химический завод производил растительное масло и вазелин. Он стал первым в России заводом по переработке масла хлопкового семени.
Персицы расширяют общее количество номенклатурных позиций гарного масла за счёт новых сортов (с двух в 1900-х гг. до четырёх в 1910 г.), новых типов упаковки (к бочке и бидону добавляются бутылка и ещё один вид жестяного бидона) и фасовки (с восьми видов в 1900-х до 14 после 1910 г.). Расширение номенклатуры учитывало и более бедные слои населения: для них выпускались одно- и двухфунтовые стеклянные бутылки и более экономичные крупные фасовки в 10 фунтов и более. Не позднее 1910 г. завод начинает выпускать гарное масло под собственной торговой маркой «Русская крестьянка» и вводит меры защиты от подделок – яркий запоминающийся дизайн  и защитные капсюли на упаковке, что становится стандартом для этого продукта.

В 1905 году, впервые в России, на заводе была организована выработка технического мыла. В 1907 году строится нефтеперегонный цех. На нём выпускались керосин, соляровое, веретённое, машинное и различные парфюмерные масла. В августе 1909 года на заводе было создано промышленное производство по переработке жидких растительных масел в твёрдые жиры по технологии гидрогенизации.
Реклама мыла, выпускаемого на заводе Персица

https://i.postimg.cc/26hVFwxD/022.jpg

В Москве в семье Зелика Мордуховича и его жены Малки Веньяминовны появилось на свет пятеро детей: в 1886 году родился сын Иосиф-Исаак, в следующем году — дочь Сарра, в 1891-м — сын Нафтали-Моисей, в 1895 и 1897 годах родились еще двое сыновей — Давид и Авраам-Мордахай.
Зелик Мордухович был заядлым библиофилом, собирал древние книги и рукописи.
По состоянию на 1891г. его библиотека содержала около 3000 еврейских книг, среди которых было много редких изданий, рукописных материалов и древних документов на пергаменте. Например, у него были издания 15-16 веков , издание Библии 1521 года. Известно, что у Зелика Мордуховича был рукописный каталог его библиотеки, который он планировал напечатать. Однако о его местонахождении, как и о существовании печатного издания описи библиотеки, на сегодняшний день ничего не известно.

На дворовом фасаде выделяются три готических окна, это самое необычное помещение дома и о нем расскажу позже.

https://i.postimg.cc/mrqHShfc/011-IMG-20251122-161436.jpg

0

5

В 1903 году Зелик Мордухович открыл комиссионный отдел по продаже хлопка, каракуля, козьего пуха, шерсти и прочего. К тому времени отделения фирмы «З.М. Персиц» располагались по всей России и за ее пределами, в городах Андижан, Мерве, Красноводск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Лодзь, Киев, Екатеринбург, Харьков, Ростов-на-Дону.

Дети Зелика Персица получили хорошее образование.
Старший сын, Иосиф-Исаак Зеликович Персиц (1886–1925), окончив 6-ю московскую гимназию, в августе 1903 года поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета. Там он прослушал курсы по греческой, римской, русской истории, логике, истории Востока, языковедению и другим предметам и в 1908 году получил свидетельство об окончании университета.

https://i.postimg.cc/1twfcHKR/023.jpg

                Иосиф-Исаак Зеликович Персиц

В 1909 г. Иосиф-Исаак Зеликович — уже на юридическом факультете — успешно сдал экстерном экзамены по истории римского и русского права, государственному, финансовому праву и другим предметам и был удостоен диплома первой степени.
Иосиф-Исаак помогал отцу в торговых делах, вел переговоры с поставщиками, обсуждал коммерческие проекты и решал другие деловые вопросы, состоял в правлениях некоторых торговых фирм.
В 1911г. он женился на Розалии (Шошанне) Гилелевне Златопольской (1892–1969). Супруги провели медовый месяц в Палестине. После свадьбы семья Златопольских переехала в Москву. В марте 1912 года у Иосиф-Исаака и Розалии рождается первенец Акиба (1912–1984). В марте 1916-го на свет появилась дочь Суламиф. До 1918 года Семья Иосифа Персица арендовала дом Коншиных на Пречистенке, 16. Иосиф с супругой вели большую просветительскую работу, оказывали финансовую поддержку распространению иврита. В 1916 году они открыли в Москве издательство «Оманут» (в переводе с иврита — «Искусство»), которое выпускало учебную и художественную литературу на иврите.

Другой сын Зелика Персица, Нафтали-Моисей в 1910 году экстерном окончил Нижегородскую классическую гимназию. С 1910 по 1912 год руководил фирмой отца. Торговые отношения по закупке хлопка, разных колониальных товаров в Средней Азии и Персии требовали знания восточных языков, и в 1912 году Нафтали-Моисей поступил в Лазаревский институт восточных языков. На следующий год туда же был зачислен и еще один сын, Авраам-Мордахай Персиц.

Лестницу  я так полагаю пристроили уже недавно

https://i.postimg.cc/XvhCgXSr/012-IMG-20251122-161453.jpg

Торговые дела З.М. Персица в начале XX века стремительно росли.
5 февраля 1910г. был утвержден устав «Товарищества мануфактур „З.М.Персиц“» с основным капиталом 1,5 млн рублей. Товарищество было учреждено З.М. Персицем для производства мануфактурных товаров и торговли ими, в том числе льном, пенькой, хлопковой пряжей и волокном. Нижегородское маслобойные заводы преобразованы в фирму «Волжское акционерное общество „З.М. Персиц“» с основным капиталом 2,2 млн рублей.

Зелик Мордухович Персиц был крупным домовладельцем. В 1902г. он владел четырьмя домами в Москве на Ордынке, в 1911 году — тремя домами с землей на той же Ордынке, оцениваемыми в 250 тыс. руб., а также домом с землей на Варварке стоимостью в 450 тыс. руб. В 1909 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова начинается строительство доходного дома по адресу: ул. Варварка, 28 (современный адрес — Варварка, 14), где будет располагаться правление и контора Товарищества ткацкой мануфактуры В.И. Белова, приобретенной З.М. Персицем.
Этот дом все москвичи хорошо знают, он стоит на углу Варварки и Китайгородского проезда, и именно этот дом практически уничтожили, развернув здесь строительство гостиницы.

https://i.postimg.cc/rwx3TRgW/026.jpg

В августе 1917 г., сделав взнос 100 тыс. руб., семья Персицев-Златопольских участвует в покупке библиотеки покойного барона Д. Г. Гинцбурга, общая стоимость которой составляла 500 тыс. руб. Библиотека должна была быть перевезена в Иерусалим после войны и находилась на хранении у Персицев до конфискации новой властью – вместе с библиотекой Шнеерзона и уникальным собранием редких средневековых книг самого З. М. Персица.

Луна на дереве  - это часть одной из инсталляций выставки, запомните , потом покажу всю задумку целиком.

https://i.postimg.cc/Xqr1zrXP/013-IMG-20251122-161341.jpg https://i.postimg.cc/Gt4g54H2/014-IMG-20251122-161347.jpg

Наступила революция, а что же случилось после этого с семьей Персица и какова судьба самого дома, я расскажу дальше, а сейчас нам пора входить в дом.

https://i.postimg.cc/2y19K1V1/015-IMG-20251122-161710.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Особняк Новикова-Лепешкиной-Персица и выставка "Все на показ?"