Ну вот смотрите, вариант маршрута по Старому и Новому городу на один день.
Прогулку по Праге начнем с площади Республики.
Стоя спиной к выходу из метро на этой площади, видим одно из красивейших зданий Праги в стиле чешской сецессии – Общественный дом. Но стоит оно там по меркам Праги совсем недавно, с начала ХХ столетия. В стародавние времена на этом месте находился Королевский дворец. Но место это знаковое скорее потому, что именно здесь в 18-м году ХХ столетия была провозглашена Первая республика.
Общественный дом соединен галереей с еще одной аттрактивной точкой Праги – Пороховыми воротами. Раньше они носили имя Ободранных. И именно через них проходил въезд в Старый город через таможню.
В этой точке еще легко представить, как проходила граница между Старым и Новым городом – вправо до реки по улице Револючни и левее по улицам На Пршикопе и Народни, тоже до реки, стояла крепостная стена со рвом и сторожевыми башнями. Остатки этой стены с мостом можно посмотреть спустившись в вестибюль метро Мустек.
Входим в Старый город через арку Пороховых ворот на улицу Целетну. На ней сохранилось очень много старых домов, каждый со своей историей. С правой стороны Пахтовский дворец, дом «У золотых ангелов», дом « У Темплу». От последнего проходят подземные ходы аж до Староместской площади, так называемые тайные ходы тамплиеров. Слева бывший Монетный двор и через улочку дом «У черной богоматери» - музей кубизма (скульптурка Черной богоматери перенесена со старого дома). Между зданиями проход на Овоцни тырг (на самом деле это переводится как Фруктовый рынок, а вовсе не Овощной) и упираемся взглядом в Сословный театр -образчик классицизма. В нем проходила премьера оперы Дон Джованни. У театра уже вначале XXI столетия появился памятник с плащом без человека – это работа чешской ваятельницы Анны Хромы.
И это не единственная ее скульптура, украшающая Прагу. На Сеноважной площади находятся ее «Музыканты» и « Танцор». Интересна техника, в которой она работает – берется ткань, пропитывается раствором и обматывается живая человеческая фигура, и пока не застыл раствор, ее аккуратно снимают - так рождается скульптура.
За стеной находится Каролинум – первое высшее учебное заведение в Центральной Европе. Университет основан еще при Карле IV и носит его имя.
Но вернемся на Целетну и продолжим свой маршрут по ней до Менгартовского дома. В этом доме пройдем через арку на Малу Штупартску. Во дворе обратите внимание на «уголок обнаженной готики» под стеклом, а в центре двора - на деревянную скульптуру Геркулеса. На Малой Штупартской справа видим собор Св. Якуба, где находится отрубленная рука вора, посмевшего покуситься на храмовые ценности. Слева вход через Леопольдовы ворота в Унгельт – бывший постоялый двор для купцов. В центре двора дворец Грановских, рядом с ним находится один из магазинов Ботаникус, торгующих косметикой из натурального сырья. Двор проходной, выйдя из него повернем направо на улицу Тынскую. В доме 7 на углу находится очень интересный магазинчик с марионетками под старину,
чуть далее в доме номер 9 интересный сувенирный магазинчик кошачьей тематики, а еще дальше в старой квартире спряталась очень любопытная пивная под названием "Чайовна Аида". Там наливают пиво Приматор ну по очень смешным ценам для центра – нычка для местных.
Но вернемся вначало Тынской и выйдем на Староместскую площадь. Здесь можно рассказывать о каждом доме, я лишь сориентирую по самым интересным на свой вкус. Слева находится Тынская школа, справа образчик готического дома – дом «У каменного колокола» (на углу дома в самом деле сохранился колокол). Еще правее находится очень красивый дом в стиле рококо – дворец Гольц-Кинских. А вот вход в Тынский храм нужно поискать.
Тынский храм и Староместская башня – две центральные доминанты площади. В самом центре площади находится довольно-таки уродливый памятник Яну Гусу, который установлен в память 500-летия сожжения на костре национального героя Чехии. До появления памятника здесь стоял красивейший фонтан Кроцина и Чумной столб. Теперь их можно увидеть лишь на старых картинах. Сама же ратуша кажется обрубленной. Так и есть - не хватает одного крыла, которое было разрушено в самом конце войны во время Пражского восстания.
На Староместской башне находятся известные на весь мир астрономические часы Орлой. Каждый час с утра и до позднего вечера в открытом окошке верхней части часов «парад апостолов» собирает толпы зевак.
Но куда интересней смотреть на фигурки изнутри, не пожалейте 60 крон и возьмите экскурсию по ратуше. А вот взбираться на башню не обязательно. Вид на площадь, где видна сама Староместская башня и Тынский храм вместе, куда ценнее. Достаточно найти вход в гостиницу « У принца» (напротив ратуши) и подняться на последний этаж на лифте, пройти по лестнице на самый верх на террасу (там находится ресторан) и будет АХ!
На самой площади стоит обратить внимание на расписные ренессансные дома – дом «У Шторха» (Вацлав на коне по эскизам Алеша), дом «У Минуты» (рядом с ратушей). И уже на Малой площади – дом «У Ротта» (он подписан). Пройдем по улице У Раднице до площади Кафки, где слева на углу с Капрова находится самый правильный пражский обменник валют, а справа барочный храм Св. Николая. В Праге их два: один здесь на Староместской площади, а второй - на Малой Стране. Почему в Праге два храма с одинаковым названием объясняется просто - до объединения городов пражских они находились в разных. Этот храм интересен русским тем, что в нем висит очень красивая и огромная хрустальная люстра – подарок русского царя Николая II.
Выходим на одну из красивейших пражских улиц, сокровищницу сецессии, улицу самых дорогих магазинов – Парижскую. До санации Праги в конце IXX- начале XX столетия в этом месте как раз проходила нейтральная полоса внутри еврейского гетто между ашкеназазскими и сефардскими евреями. Дойдем до улицы Червена повернем налево, на углу с Майзловой находится Еврейская ратуша. На ее деревянной башне находятся часы, стрелки которых движутся наоброт. Обойдем еврейское кладбище и выйдем на улицу Широка, затем Жатецка и до выхода на Платнержску и Марианскую площадь, куда фасадом выходит здание во весь квартал - Новая ратуша. Там же две скульптуры – рабби Лев со смертью, спрятанной в розе и железный рыцарь (одна из версий – сам Рудольф II) и влюбленной в него дочерью рабби Лева. В Новой ратуше находится пражский магистрат. Мимо Клам-Галласова дворца по Гусовой, кусочку Карловой пройти к улочке Главсова, которая запирается на ночь.
Далее по Михалской, через Угельны тырг и Перлова выходим на Юнгманново намнести. Именно отсюда хороша видна граница разделяющая Старый город и Новый по проспекту Народни тршида и улице На Пршикопе (Над рвом).
Новый город был основан Карлом IV в 1348 году, когда стало ясно о повышение епископства Праги до архиепископства, а значит, и появилась возможность превратить Прагу в столицу империи.
Поскольку старые города не отвечали замыслам Карла, да и астрологи настращали, что Старый город уйдет под воду, Малая сторона будет сожжена пожаром, было решено строить Новый город и переселить в него весь шумный ремесленный люд. Город застраивался не хаотично, а впервые были приняты градостроительные нормы (своего рода СНиП Карла IV) и ответственность за их нарушение. Были определены : «красная линия» – расстояние от жилого здания до проезжей части, выбор строительных материалов, ограничение высоты здания, сроки строительства и проценты по ипотечным кредитам. Спустившись в метро под магазином Нью Йоркер можно посмотреть на остатки кладки моста через ров, соединяющего Старый и Новый город. Новый город сохранил свою самостоятельность вплоть до объединения пражских городов в 1784 году в единую столицу. В конце IXX века эта часть Праги подверглась ассенизации, в результате чего появилось много красивейших домов. Новый город стал и остается до сих времен центром торговой, административной и общественной жизни Праги.
На площади видим самое высокое здание. Это одна из первых построек Нового города, строительство которого начато еще при Карле IV - костел Девы Марии Снежной.
Существующий ныне костел - это лишь пресвитерий недостроенного трехнефного храма. Эта часть неосуществленного проекта стала самым высоким церковным зданием Праги (высота нефа - 33 м). Название позаимствовано у одноименного костела в Риме Санта Мария де Маджоре с очень красивой легендой о снеге среди лета, как знак свыше, что там нужно было строить святой храм
Говорят, что в одну из августовских ночей папе Либерию во сне было явление Девы Марии, повелевшей построить в честь нее церковь в том месте, где на следующий день выпадет снег. А наутро, 5 августа 358 года, эсквилинский холм был весь покрыт снегом. Это было воспринято как знак свыше и принято решение о сооружении на холме Эсквилин базилики. Именно эта легенда обьясняет второе название базилики - Санта Мария делла Неве (Снежная Дева Мария). Строительство было завершено в середине V века при Сиксте 3, после того как Церковный Собор в Эфесе признал святость материнства Девы Марии.
В Праге таких событий не было, и пражскому храму дали красивое имя, дабы не хуже, чем в Европе. Карл в то время частенько брал идеи для своей империи в европейских столицах, например, строительство моста, университета и многое другое.
Примечательно, что первый камень строительства этого храма был заложен на следующий день после коронации первой жены Карла IV Бланки Валуа. В северной части храма сохранился портал с готическим тимпаном того времени с пластический декором освещающим это событие. В боковой часовне нынешнего костела сохранилась стенная кладка небольшого храма при монастыре кармелитов, существовавшего еще до строительства главного храма, который начали возводить после 1379 г. и закончили в 1397 г. В начале XV века продолжилось строительство тройного нефа, но прервалось из-за событий гуситского движения. В это время костел Девы Марии Снежной стал главной трибуной проповедника Яна Желивского, наиболее яркого представителя радикального крыла гуситов. Именно отсюда 30.07.1419 года отправилась процессия к Новоместской ратуше, откуда и выбросили из окна представителей городской власти, что послужило началом гуситских войн. После обрушения сводов храма в шестнадцатом веке, его восстановлением занялись францисканцы, и с тех пор храм принадлежит этому ордену.
На площади выделяется красно-белое здание, обильно сдобренное цветочной лепниной и фигурами, отчасти напоминающее венецианский дворец – Дворец Адрия - дом 40-36.
На самом деле этот дом яркий образчик рондокубизма. Начало этому стилю положили как раз чешские архитекторы в начале 20-х годов прошлого столетия, во времена первой республики. Он основывается на геометрических формах традиционного кубизма с добавлением фольклорных мотивов и ярких красок. Характерным элементом этого здания являются дуги, а рондо в переводе с французского и есть дуга. Дворец Адрия был построен по заказу итальянской страховой компании Адриатика ди Сикурта, сделавшей состояние на страховании судов, но после Второй мировой войны, обвинив ее во всех смертных грехах причастности к итальянским фашистам, а точнее в том, что страхуя чешских солдат, она передавала сведения итальянскому правительству, что угрожало национальной безопасности Чехии, здание национализировали. В конце 80-х здесь собирались активисты антикоммунистческого Гражданского форума во главе с Дубчеком и Гавелом.
Интересно, что здание построено ровно в том месте, где предполагалось, что пройдет граница с костелом Девы Марии Снежной, отсюда можно представить масштаб проектируемого храма.
От Юнгманново намнести начинается проспект Народни тршида. Первое здание по проспекту заслуживающее внимания - дом 38-37 – Дворец Поргеса, связанный с именем Суворова.
Внутри двора стоит его бронзовый бюст, а на фасаде табличка о том, что там останавливался Суворов. Попал он в Прагу по возвращению после победы в Италии. Существует легенда, что на самом деле Суворов провел в этом доме всего лишь одну бессонную ночь и сбежал на утро, объяснив, что всю ночь к нему приставало совершенно безобразное привидение с удивительно красивыми ногами. Есть и имя у этого привидения – Обигил. Последний раз было вроде как замечено уже в 20-х годах прошлого столетия.
Левее храма Девы Марии Снежной в переулочке площади находится историческая пивная «У Пинкасу».
Это первая пивная, куда стали привозить Пилзнер Урквел из Пльзни. Идея, возить новое пиво, пришла в голову извозчику Зальцману, потому как частенько в Прагу приходилось ехать порожняком, и он договорился с хозяином этой пивной Фурманом, что привезет на пробу пльзеньское пиво, тогда только появившееся. Пиво ушло на ура, и бизнес поставили на поток. Позже с Зальцманом случилось несчастье, он попал под колеса телеги, осел в Пльзни и основал собственную пивную. Но пиво в Праге прижилось, и до сих пор одно из самых любимых у пражан.
Правее храма Девы Марии Снежной справа будет проход в Францисканский сад (Frantiskanska zahrada).
Он назван так потому, что в прошлом это был фруктовый сад монахов ордена францисканцев, последних хозяев прилегающего к костелу монастыря. Обязательно туда зайдите, это настоящий райский уголок, спрятанный в самом сердце Праги. Большую часть года здесь цветут розы, мне приходилось их видеть даже накануне Нового года 28 декабря.
Пройдите сад насквозь, поверните направо и идите через пассаж Светозор по направлению к Водичковой, справа моя любимая французская кондитерская с желейно-ягодными пирожными и погарами (вазочка с фруктами и мороженым).
Выходим на улицу Водичкову (улица названа именем мясника Водички, чей дом был самым большим в VX веке (сейчас дом У Новака №30), и вот тут как раз и впору ощутить себя Ильей Муромцем на распутье. Налево пойдешь - подадешь на бывший Сенной рынок, ныне площадь Сеноважная. Прямо пойдешь - на Конский рынок, ныне Вацлавская площадь, направо пойдешь - Скотский рынок, ныне Карлова площадь.
Эти три кита, то бишь три рынка, и были основой Нового города. Соединили эти три площади улицы Йиндржишска и Водичкова..
Мы отправимся по Йинджишской в сторону Сеноважной площади. По левой стороне улицы видим высокую ренессансную башню – колокольню Святого Йиндржиха.
В XV веке это был деревянный приходской костел. Башня очень пострадала во время шведской осады, но тем не менее колокол и часы сохранились со времен перестройки башни в каменную. В конце девятнадцатого века она реконструировалась Йозефом Моцкером, о чем можно понять, даже не заглядывая в документы - характерный стиль оформления крыши колокольчиками-бубенчиками. На шестом этаже находится музей пражских башен. В верхней части башни находятся ресторан, где самый большой колокол Мария – часть его интерьера, на самом последнем этаже – обзор Праги с угловых башенок. Там же можно послушать специальные колокольные концерты.
Заслуживает внимания дом 14, здание Главпочтамта с великолепными интерьерами в стиле модерн с аллегорической росписью Машека «Почтовое дело и Почтовая связь».
Здание построено на месте ботанического сада основанного придворным аптекарем Карла IV Ангелиусом из Флоренции, сад знаменит тем, что здесь гулял Петрарка.
До 1945 года в этом здании находился главный узел пневматической почты или как ее называли в Чехии – potrubna. Письмо или бандероль в считанные минуты попадали в другое почтовое отделение или напрямую к адресату по специальной системе труб. Эта система действует и сейчас, но для внутренних нужд.
Обращает внимание великолепное здание в псевдомавританском стиле – Юбилейная синагога.
Разрешение на ее строительство получено как компенсация за утерянные церковные памятники при ассенизации Йозефова. Свое название получила в честь 50-летия власти Франца Йозефа I.
А Сеноважную площадь украшает скульптурная группа «Музыканты» и отдельно стоящий «Танцор» чешской ваятельницы Анны Хромы.
Эти скульптуры поражают точностью передачи движения, а достигается это специальной техникой, когда слепок снимается с живого человека, обмотанного пропитанной раствором тканью.
В дальнем углу площади слева мы видим здание, фасад которого напоминает одновременно и Народный театр и Национальный музей, бывший Ипотечный банк Австро-Венгрии, ныне отель Босколо Карло IV.
Обратите внимание на кованые рельефы, по ним можно проследить историю Монетного двора Чехии. Внутри здания есть два бара с любопытными интерьерами. Один из них холодно никелевый футуристический салон , второй - Сигар-бар, находится в наистарейшем банковом сейфе в средней Европе, где сохранены сейфовые двери еще времен банка.
Главни надражи (центральный вокзал) – самый яркий образец модерна в Праге.
Построен на месте бывшей крепостной стены, ограждающей Новый город. Основное здание построено вначале двадцатого века на месте старого вокзала, а вот зал с шестью стеклянными башнями совсем новый - 1980 года.
Пражский оперный театр славится своими новогодними балами.
Но за венскими – ему все равно не угнаться. Раньше на этом месте находился деревянный Новоместский театр, а в конце девятнадцатого века для немецкого населения Праги здесь был выстроен каменный Немецкий театр, в коммунистические времена его переименовали в театр им.Сметаны, сейчас Государственная опера.
За оперным театром находится красивое стеклянное здание, известное как обитель пражской редакции радиостанции «Свобода», при коммунистах какое-то время здесь располагалось Федеральное собрание Чехословакии.
На углу с улицей Оплеталова находится колоритная фирменная пивная от бенешовского пивовара «Фердинанд».
Здесь можно перепробовать всю линейку Ферды (так ласково называют пражане пиво Фердинанд). Самым оригинальным пивом этого пивзавода бесспорно является пиво «Семь пуль» (Sedm Kulí), тех самых, из-за которых началась первая мировая война. Которыми сербский гимназист Гаврила Принцип ранил эрцгерцога Фердинанда д’Эсте и его жену в Сараево. Это полутемное пиво, из так называемых красных пив, с травяным привкусом и неповторимым горько-сладким вкусом. Обратите внимание на огородный интерьер пивной.
По Политыцку везню, 13 находится замечательная пивная «Бредовский двур».
В этой пивной очень хорошо видны танковны – фирменная фишка изначально Пльзенского Праздроя. Теперь уже многие пивовары доставляют свое пиво в таких резервуарах вместо кэгов. Такая технология позволяет перевозить и хранить непастеризованное пиво до недели и более. Суть технологии в том, что резервуар заполняется пивом внутри одноразового пластикового пакета, а воздушная подушка на другом конце танка создает давление на пакет с пивом, тем самым как бы выдавливая пиво на вычеп. Пиво не соприкасается с воздухом, что собственно и позволяет непастеризованному пиву храниться дольше.
И зайдем в самый выпендрежный пражский пассаж – пассаж Иржи Гроссмана.
Его интерьер напоминает гигантский трансатлантический корабль, и стиль, в котором он построен, называется пуризм – чистота и точность лаконичных форм, не акцентируя внимание на деталях. Наиболее известный архитектор этого стиля – француз Ле Корбюзье. Расцвет оного стиля пришелся как раз на времена Первой республики, когда собственно и строился этот пассаж. Имя Гроссмана связано с популярным в то время театром «Семафор», где он был и музыкантом, и аранжировщиком, и композитором. Здесь находятся бутики с самыми экстравагантными вещами типа розовых блестящих сапог на прозрачной платформе на огромных каблуках, в которых кроме как на сцену никуда и не выйдешь.
Из этого пассажа мы попадаем в «Дворец книги» и выходим на Вацлавскую площадь – самое сердце Праги, где кипит и бурлит жизнь круглый год и круглые сутки.
Именно здесь проходили важнейшие события страны: памятная месса 1848 года, с которой началось восстание против Габсбургов, здесь шагали гитлеровцы в 1939, и шли советские танки в 1968, здесь началась «бархатная революция» 1989 года, когда был свергнут коммунистический режим.
В верхней части площади находится статуя Святого Вацлава – покровителя земель чешских и защитника чешского народа.
Мы видим последний вариант статуи, установленной в 1913 году скульптора Мыслбека, который представляет Святого Вацлава как славянского богатыря. С мечом, висящем на левом боку, на коне, подготовленном к бою, о чем указывают грива и челка, заплетенная в косички, и хвост, подвязанный особым способом, в окружении покровителей земли чешской святых Прокопа, Войтеха, Людмилы и Анежки.
В 1921 году один из известнейших пражских шансонье Карел Гашлер написал шутливую песенку- увольнительную Святого Вацлава примерно такого содержания: ««Святой Вацлав послал жалобу в пражскую мэрию: дорогая мэрия, с болью сообщаю тебе, что я уже не могу больше стоять на Вацлавской площади. Нести службу на Вацлаваке - дело совсем нелегкое, и даже моя кобыла уже почти спятила. Вечно здесь что-то происходит, вечно здесь полно людей, вечно кто-то за что-то агитирует. Ничего страшного не случится, если это место переименуют в площадь агитации. Нет сил уже слушать ложь и жалобы, пусть вместо меня там постоит полицейский на коне. Если здесь все только дерут горло, но ничего не делают, и я отказываюсь быть покровителем».
А за скульптурой Вацлава Мыслбека мы видим визитную карточку Праги – роскошное здание Национального музея.
В нем собраны богатейшие коллекции минералов, рукописных книг, первые гербарии. И благодаря историку Франтишку Палацкому, многие частные коллекции собраны в единый профессиональный исторический музей. У входа на высоком пандусе видим аллегорические изображения Чехии, Моравии и Силезии, на стенах – таблички с именами деятелей науки и искусства Чехии. Если присмотреться, то на стенах увидим следы пальбы пражской весны 68-го. Это здание стало историческим персонажем событий и 89 года.
Здание Моравского банка, где находится внутри пассаж «Люцерна», первое здание с железобетонными конструкциями, был построен на месте Эрентальского дворца по проекту В. Гавела, деда Вацлава Гавела-президента.
Из-за обилия стекла на крыше проект окрестили Фонарем, что в последствии и дало название пассажу. . Зайдем внутрь пассажа Люцерна и уже в вестибюле увидим скульптуру «Конь», изображающую Святого Вацлава, сидящего на брюхе своего мёртвого коня, подвешенного за ноги, и высмеивающая тот трепет, с которым пражане относятся к знаменитому памятнику Мыслбека на Вацлавской площади. Первоначально эта скульптура располагалась в нижнем конце Вацлавской площади, контрапунктом своему протитипу. Позже эта инсталляция была перемещена в «Люцерну» с разрешения Дагмар Гавловой, жены брата Вацлава Гавела, и хозяйки пассажа. И был заключен договор, что эта скульптура будет там висеть до тех пор, пока не вернется конституционная монархия в Чехию. В кофейне, справа от перевернутого коня, пропустим еще одну кружечку пива - великолепного темного Литовеля, моравского пивовара недалеко от Оломоуца.
Из пассажа выходим на улочку В яме, где расположена пивная «Кивадло» (Маятник) на линейку пив Бернард из гумпольского пивовара.
Известный пивзавод варит по чешским и бельгийским рецептам. Среди традиционных пив выделим Черны специал типа Стронг. А вот Сватечни лежак (Праздничный) можно найти только в специальных бутылках с высоким донным углублением. Настоящее женское праздничное пиво шампанского типа. Вторичное дображивание пив такого типа проводится уже в бутылках.
Новоместский пивовар – настоящий туристический аттракцион, но от этого ни собственное пиво, ни чеснечка в нем ничуть не хуже, чем в господах для местных.
Нынешний Новоместский пивовар основан всего лишь в 1993 году, но в старых хрониках записано, что в 1434 году в этих местах стоял дом, принадлежавший солодовщику Ваньке Зпеваку, который здесь жил и имел право варить пиво. Настоящий дом в 1902 году построил известный пражский архитектор Франтишек Булдра. По сути это ресторанный комплекс – минипивоваренный завод и ресторан соединены в единое заведение из лабиринта залов, террас и подвалов.
А залы поражают разнообразием интерьеров: "Варна", понятно, что это зал, где медных чанах варится пиво, "Место для настоящих мужчин»", зал куда чаще всего забегают официанты, ибо пьют тут много , "Зал городского совета", где проходят совещания за пивом, "На спилце» - бродильня, "Подскали" – с видом на Прагу, "Амбар"- сельский двор, 3 разных "Готических зала","Терраса"и "Подвал".
Дом «Диамант» (Бриллиант) – еще одна кубистическая постройка, находится на пересечении Лазарской со Спаленной (свое название получила после пожара 1506 года, когда сгорели все дома этой улицы).А подъезде этого дома на цепях висит светильник в виде черного бриллианта.
Центром южной части Нового Места - Карлова площадь (Карлак, как любовно ее называют пражане).
При заложении Нового города это место именовалось Скотским рынком. Чем торговали на рынке можно узнать по улицам, выходящим на площадь: Житна (пшеница) и Йечна (ячмень). В центре площади раньше стояла часовня Божьего тела, которую разрушили при объединении пражских городов в единый город Прага по приказу Йозефа II. В южной части площади находился госпиталь и тринадцать домов. Возле одного из них мраморный камень с крестом и цифрами 1627, означающий место казни протестанской знати, организовавших заговор против императора . В северной части находилась так называемая селедочная будка, где торговали сушеной рыбой, селедкой и солью. Был на площади и цирк-шапито. Рынок находился на Вышеградском пути, соединяющем Пражский Град с Вышеградом. Во времена Карла IV этот путь был еще и коронационным, хотя позже начало процессии перенесли к Пороховой башне. Считается, что это самая большая площадь в Европе, но это весьма сильное преувеличение, собственно ныне это и не классическая площадь, а парк.
Главной постройкой на площади всегда была Новоместская ратуша с основания Нового города.
Изначально это был центр городского самоуправления, позже здесь располагался суд, а потом и тюрьма. В коммунистические времена здесь располагался транспортный парк для ремонта автомашин. Именно с Новоместской ратушей связана первая пражская дефенестрация и начало гуситских войн, когда процессия под предводительством Яна Желивского выбросила из окна неугодных городских чиновников. Позже выбрасывать из окон у чехов вошло в привычку, и они повторили этот фокус в 1483 году здесь же, а потом и в 1619 году из окон Пражского Града.
Башня Новоместской ратуши была достроена в 1456 году, её высота почти 70 м и на галерею ведёт 221 ступень.
Изначально это была сторожевая вышка Нового Города, позже использовалась как «живые часы» - трубач оповещал о точном времени сигналом горна
На первом этаже находится первоначально готическая часовня Вознесения Девы Марии и покровителя земель чешских св. Вацлава. Позже ее перестроили в барочном стиле. Обращает внимание свод с аллегорической фреской Права и Справедливости .На восточной стороне башни сохранился фрагмент цепи, которой закрывали улицы на ночь, дабы шумные повозки на деревянных колесах не нарушали покой местных жителей. Как и на Градчанской ратуше, на Новоместской башне тоже прибит локоть – эталон меры длины для того чтоб продавцы могли сверить свои деревянные мерки, а покупатели перемерять товар.
На южной стороне башни высечена латинская надпись-палиндром «SIGNA TE SIGNA TEMERE ME TANGIS ET ANGIS ROMA TIBI SUBITO MOTIBUS IBIT AMOR» Такая же надпись вроде бы присутствовала на средневековых воротах в Риме.
Есть несколько версий о роли этой надписи: и как последняя молитва перед казнью, и как библейская цитата дьявола, которого превратили в осла и на нем поехали в Рим, и собственно для защиты постройки от разрушения.
Приблизительно посредине Карловой площади на углу с Йечной стоит церковь Святого Игнатия Лойолы.
Она построена для иезуитов в 1670 году Карло Лураго. Скульптура святого Игнатия, основателя иезуитского ордена, на фасаде окружена позолоченным ореолом, из-за которого разгорелся сыр-бор. Сияния вокруг всей фигуры, утверждали представители других орденов, достойны только Христос или Богоматерь, Лойолу же достаточно и нимба. Спор дошел аж до Ватикана, где мудро решили, что святой - он и есть святой, поэтому пусть сияет, как хочет.
На южной стороне площади выделяется розовый дом Фауста - тут доктор жил перед смертью, в 1540 году.
Дыра в крыше не поддавалась ремонту - через нее по истечении подписанного кровью договора Фауста и унес Мефистофель. Дом в разное время принадлежал и другим мистическим личностям: в 1590 году его купил английский алхимик Эдвард Келли, а в 1724 году там жил Фердинанд Антонин Младота, тоже интересовавшийся алхимией и математикой. Его сын Йозеф Петр увлекался механикой и шокировал гостей механическими фигурами, передвижными ступенями и мистическими звуками “ниоткуда”; народная молва отправила его вслед за Фаустом - через дыру в крыше.
Ворота справа от дома Фауста ведут в садик при церкви Святого Яна Непомуцкого на Скальце архитектора Динценхофера. Внутри есть деревянная скульптура этого святого работы Брокофа.
Фасад церкви на Скальце выходит на Вышеградскую улицу, на другой стороне которой стоит бенедиктинский монастырь Эмаузы.
Есть две версии происхождения этого названия. Первая – на месте монастыря некогда находилось усадьба Emmahaus (дом Эммы), неподалеку от небольшого замка, в котором, собственно, и жила первая чешская королева Эмма, дочь бургундского короля Конрада. А вторая - название монастыря Эмаузы связано с главой из Евангелия, в которой описывается встреча Иисуса Христа с учениками в Эмаузе. Эту главу читали как раз в день освящения монастыря. Главный храм монастыря называется костел Девы Марии на Слованех, потому как литургию тут читали на старославянском языке пришлые хорваты, которых пригласил Карл IV. Позже здесь находился первый монастырь гуситов. 14 февраля 1945 года по ошибке американским летчиков монастырь был полностью разрушен. А после войны уже выросли эти «ослиные уши», как шутят сами пражане.
По правой стороне Рессловой, если идти в сторону набережной, находится православная церковь Кирилла и Мефодия, здание которой было передано Чехословацкой православной церкви в 1934 году.
Изначально здесь находился католический костел Святого Карла Боромейского , названный так в честь святого, прославившегося милосердием в эпидемию чумы. Построен в 1730-х годах выдающимся архитектором чешского барокко Динценгофером. В интерьере и сейчас можно видеть фрески, на которых изображены сцены из жизни святого Карла. Здесь же находился и приют для престарелых священников. В 1942 году в крипте церкви прятались семь парашютистов, совершивших покушение на немецкого протектора Гейдриха. На внешней южной стене храма находится мемориальная доска изображением епископа Горазда и символической фигурой чешского парашютиста. Перед этим памятником ежегодно 18 июня бывает памятный митинг, посвященный жертвам «гейдрихианы», торжественное возложение венков и панихида по погибшим.
С Йираскового моста хорошо видно здание Национального театра с очень интересной историей создания театра и еще одного проекта того самого скульптора-шутника Девида Черни.
Проект назвался «Народ себе навсегда», и представлял собой огромную скульптуру "золотого" онаниста, сидящего на крыше театра и извергающего время от времени из члена-бранспойта клубы пара. Есть и предыстория, почему скульптор хотел водрузить свое творение именно на крышу этого театра. Дело в том, что строительство Народного театра собирались деньги с миру по нитке больше двух десятилетий (проект назывался «Народ себе»), строилось здание тоже больше десятка лет, и как только театр был открыт, по неосторожности рабочих, которые еще доделывали кровлю, произошел пожар в результате которого здание сгорело. Так что «Золотой онанист» - не более, чем амулет от пожаров, дабы тот не загорелся вновь. Но проект не прошел.
А справа Йирасковой площади находится одно из самых оригинальных пражских зданий современности - Танцующий дом.
Построено по заказу голландской страховой компании при содействии тогдашнего президента Вацлава Гавела в начале 90-х годов - проект молодого хорватского архитектора Владо Милунича и более именитого американского архитектора Френка Герри, на месте дома, разрушенного бомбой американских летчиков в 1945 году, перепутавших Прагу с Дрезденом. Теперешнее здание очень органично разбавил пряничную приторность архитектурного ансамбля этой площади. Символизирует знаменитую танцующую пару 30-х годов Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Если внимательно присмотреться, то вы увидим и развевающуюся юбку и даже шапочку из металлических трубок для волос. Кто есть кто, объяснять не нужно.
И завершим нашу прогулку в колоритном доме, где жил писатель Алоис Йирасек.
Ныне находится одна из старопраменских господ сети «Потрефена Гуса»(Подстреленная гусыня).Здесь вас ждет богатый выбор чешских пив Старопрамен, Гранат, Кельт, Вельвет и бельгийских Хугарден, вишневое Бельвю Крик, яблочное Леф Брун, Стелла Артуа. И великолепная чешская кухня с традиционным чешским набором пивных закусок, как пивной сыр, маринованный гермелин, утопенцы, большой выбор супов, в том числе и суп в хлебе.
Славится эта господа своими мясными специалитами. Удачного вам вечера с кружкой доброго пива в компании йирасковых легенд. Не пугайтесь, если по дороге в отель вам встретится привидение – у них вечерняя смена.