Не пляжный отдых на Лаго Маджоре
Лугано и окрестности
Следующим пунктом нашего путешествия был Энгадин (Engadin). Это часть юго-восточного кантона Граубюнден. Именно там находится знаменитый курорт Санкт-Мориц (кстати швейцарцы делают ударение на последнем слоге), туда идет панорамный поезд Bernina Express, это самый удаленный район Швейцарии и здесь, если верить путеводителям, потрясающие альпийские пейзажи и самое большое в Щвейцарии количество солнечных дней в году. Вот все это в сумме и определило наш маршрут.
Панорамный маршрут Bernina Express состоит из двух частей: сначала из Лугано на автобусе нужно доехать до итальянского городка Тирано, и только потом уже на поезде в Санкт-Мориц, Давос или Кур. В 10 часов утра большой камфортабельный автобус отправляется от ж/д станции в Лугано и идет почти 3 часа, при этом была только одна остановка в районе озера Комо. Народу много, почти все места были заняты, билеты нужно бронировать заранее. Мы сделали это еще дома, купив в туристической фирме Swiss Pass на 8 дней и бронирование мест на 2 панорамных поезда: Bernina Express и Glacier Express.
Сначала автобус идет вдоль озера Лугано, до самого его восточного конца, потом небольшой перешеек, и вот мы уже в Менаджио, на озере Комо. Здравствуй Италия! Дольше мы поехали вдоль западного берега Комо на север. Берега озера в этом месте круто обрываются в воду, поэтому автобус идет главным образом в туннелях, и таких живописных видов, которыми мы наслаждались, когда ехали вдоль озера Лугано почти нет. Но вот постепенно горы начинают отступать, мы проезжаем Донго, где в конце войны был схвачен Беннито Муссолини, Граведонну с ее знаменитым романским собором 12 в (я писала об этом, когда рассказывала о поездку на Комо), доезжаем до самого северного края озера и начинаем его огибать. Тут у нас была небольшая остановка - 15-минутный кофе-брейк. Местечко называлось Sorico, я запомнила, так как оно мне очень понравилось, неплохой пляж, чистейшая вода в озере, живописные виды и мало народа.
Чашка кофе, несколько снимков и поехали дальше.
Обогнув северный край озера дорога дальше пошла на восток вдоль широкой долины Valtellina вдоль реки Adda. Река эта собирает все потоки, которые тукут с севера со склонов Раэтанских Альп и несет их в реку По, а потом в Адриатику. Справа вдоль дороги идут пологие склоны Бергамских Альп, покрытые в основном лесом. А южные склоны гор слева покрыты виноградниками, в самой долине сплошные фруктовые сады, главным образом яблочные. Вобщем, сельская идиллия. И через 3 часа, т.е. около 13 часов мы прибываем в город Tirano - итальянский городок на границе со Швейцарией. Нас подвозят к ж/д станции и мы все вываливаемся из автобуса. Наш поезд в Санкт-Мориц отправляется в 14.49. Значит у нас около 2 часов свободного времени и мы отправляемся осматривать город.
Да, мы еще воспользовались здесь услугой швейцарских железных дорог по доставке багажа и еще из Лугано отправили его в Санкт-Мориц. Стоила эта услуга 10 CHF. Поэтому мы были налегке и ничего не мешало нам гулять. Наверно этот городок не представлял бы никакого интереса для туристов, если бы не конечная/начальная станция железной дороги, ведущей через перевал Бернина в Энгадин и дальше в Кур.
Тем не менее, вот река Адда, которая делит город на 2 части: centro storico находится на левом берегу, а ж/д станция на правом, вот мы и отправились через мост.
Удивила очень мутная вода в реке, мне она почему-то напомнила Куру, которуя я когда то видела в Боржоми.
Старинная башня колокольня
а рядом почти современная церковь
средневековые башни с зубцами
уличные кафе, заполненные народом
вобщем типичный итальянский городок
А вот и станция Раэтанской железной дороги (RhB) с ее красными поездами
Станция итальянской железной дороги (FS) находится на этой же площади.
Раэтия - это Римская провинция, которая находилась на месте нынешнего кантона Граубюнден. Все поезда, которами мы потом ездили по этому кантону, были красными. И еще эта дорога узкоколейная, ее колея всего 1м, тогда как стандартная 1435 мм. Поезда Bernina Express следуют из Тирано в Санкт-Мориц, Давос и Кур. Мы ехали в Санкт-Мориц. Поезд теперь идет на север вдоль долины Паскьяво - это еще одна "итальянская" долина Швейцарии. Она длинным языком протянулась с севера на юг, вклиниваясь на территорию Италии. Жители здесь, как и в кантоне Тичино, говорят на итальянском, географические названия тоже итальянские, вобщем и здесь видимо итальянцы захотели стать швейцарцами и стали ими, правда относительно недавно. Раэтия (кантон Граубюнден) присоединился к соседней Гельветии (Швейцарской Конфедерации) только в 1803 г.
Первый живописный виадук ждал нас у городка Brusio. Это место показывается на всех картинках, рекламирующих Bernina Express, и в инете масса фото. Здесь поезд делает полную петлю и по спирали поднимается вверх. Причем делается это на относительно небольшом радиусе и это едиснтвенное место на дороге, когда такая петля выписывается не в туннеле, а прямо на открытом пространстве. Мне удалось снять из окна только сам городок Brusio, где поезд шел только что не по главной улице
Но зато мне еще удалось снять красивейшее озеро, которое лежит чуть выше - оно называется так же как и долина и главный город этого региона - Поскьяво (Poschiavo), по левому (западному) берегу которого шел поезд.
Поезд идет медленно, делает много остановок, поэтому можно все хорошо рассмотреть, а на горизонте уже появились снежные вершины
После городка Поскьяво, поезд начинает подниматься вверх по склону горы, выписывая длинные петли, и каждый раз, когда он выезжает из туннеля, мы видим тот же городок, но только все ниже и ниже. Вот как выглядит долина Поскьяво сверху
Следующим пунктом, который просто поразил воображение, была маленькая станция Apl Grum, которая находится уже на высоте 2091 м над уровнем моря. Вот что мы увидели сначала из окна поезда, а потом, когда оказалось, что поезд будет стоять 15 минут, все высыпали на смотровую площадку и фотографировали, фотографировали, фотографировали...
Я понимаю, что фото не могут передать всего того, что видят глаза, но поверьте, что зрелище было просто захватывающее. Это ледник Palu между двух гор: Piz Varuna и Piz Palu. Внизу изумрудно-зеленое озеро Palu, в которое стекает вода из ледника. Рядом со смотровой плащадкой ресторанчик
Нам так понравилось это место, что хоть приезжай сюда еще раз. Здесь мы первый раз встретили путешествующих швейцарцев, которые в спортивных костюмах с альпенштоками ходят пешком по множеству дорог и дорожек, проложенных специально для этого в горах. Потом оказалось, что именно они являются в основном пассажирами поездов и автобусов, курсирующих по Энгадину и доставляющих их в нужное место, откуда они и совершают свои многочасовые пешие прогулки. Вот ведь молодцы!
А поезд поднимается дальше к перевалу Бернина. На перевале исчезли густые леса, которые росли по горным склонам, везде камни и горные породы и на самом перевале большое озеро, которое называется Lago Bianco. Вода в нем удивительного цвета, как будто в зеленой воде размешан мел или налито молоко. Эту воду называют "молоко ледников". Не очень удачное фото, так как заметны блики от оконного стекла, но все-таки приведу его
Высота перевала около 2300 м. и поезд идет вдоль берега Lago Bianco, все пассажиры прилипли к окнам. Перевал Бернина является языковой и культурной границей. За ним в Энгадине используется ретро-романский язык (Romanish), который восходит к латыни, а до него, как я уже говорила, итальянский. Люди в долине Поскьяво всегда тяготели к итальянской культуре еще и потому, что до появления железной дороги через перевал, эта долина зимой несколько месяцев была отрезана от Энгадина и остальной Швейцарии. А дорога появилась только в 1913 г.
Но вот переехав через перевал поезд начал постепенно спускаться, снова по склонам гор стали появляться леса, но все равно Энгадин - это высокогорная долина. Санкт-Мориц находится на высоте 1774 м. Но мы не доехали до Санкт-Морица, а вышли немного раньше, в Понтрезине.
Путешествие на Bernina Express оказалось настоящей экскурсией, мы были очень довольны, только вот поезд опоздал почти на час, и вместо 5 часов вечера, мы прибыли в Понтрезину уже в 6 и это несколько нарушило наши планы.
Понтрезина тоже курортный городок, но маленький и недалеко от Санкт-Морица - там у нас был забронирован отель. Сначала я хотела остановиться в Санкт-Морице, но потом полазила по путеводителям и инету и поняла, что особых достопримечательностей там нет, а все очень дорого, даже летом, и стала искать отель, чтобы был недалеко от Санкт-Морица, чтобы туда можно было только съездить посмотреть. И мне понравился отель Rosatsch Stammhaus. Там есть и 3 звезды и 4 звезды, нам достались места в корпусе, где 4 звезды. Отель очень красивый и находится в самом центре - вот он
Персонал отеля представляли мальчики - словене. Было очень интересно общаться, они немного говорили по русски, но даже когла говорили на своем, словенском (так ведь наверно, если они из Словении?), но не быстро, вобщем-то можно было все понять. Они сказали, что за время их работы мы были первыми русскими в этом отеле, были очень благожелательны, надавали нам сразу кучу информации о Понтрезине и окрестностях, расписания всех поездов и автобусов. И это было очень хорошо, нам не пришлось даже искать туристический офис.
И мы нисколько не пожалели о том, что остановились не в Санкт-Морице, потому что иначе мы уж точно не попали бы в город с таким не слишком благозвучном для русского уха названием, а он оказался очень хорош. Поскольку был уже вечер, то мы решили в этот день уже никуда не ехать, а погулять по этому курорту, раз уж мы тут оказались.
Во-первых мы сразу почувствовали изменение погоды. Это уже горы и здесь было намного прохладнее, чем в Тичино, теплые вещи, которыми мы запаслись, оказались очень кстати.
Во-вторых, совершенно новая архитектура, которой мы еще нигде не видели. В Энгадине строят в основном каменные дома, и украшают их "сграффити", здесь мы впервые увидели такие дома, ходили и любовались. Городок-то маленький, одна главная улица, прошли в одну сторону, в другую, и все и осмотрели. Вот дом какого-то врача.
А вот противоположный фасад этого же дома. Кто бы мог подумать?
Есть шикарные пятизвездочные отели
Это местный спа-комплекс
Городская скульптура
И, наконец, вот такие шикарные виды
Канечно же, здесь есть подъемник, как в любом порядочном швейцарском курорте и которых мы потом видели очень много, и, надо сказать, они и летом не пустуют.
Это было первое знакомство с Энгадином.
Следуюший день мы целиком путешествовали по этому региону. К сожалению всего 1 день. Уже через день мы должны были уезжать в Церматт.
Утро этого дня началось с купания в прекрасном бассейне, который был в нашем отеле. Синяя вода, теплая, подсвечивается, просто блеск! И это был последний отель, где мы купались в бассейне. Ну, а дальше в путь!
Энгадин - это долина реки Инн, который течет с запада на восток и дальше в Австрию. Он делится на 2 части: Верхний Энгадин и Нижний Энгадин. Санкт-Мориц и Понтрезина находятся в Верхнем Энгадине. Он начинается от перевала Малойя на западе и до городка Цермец на востоке. Санкт-Мориц находится примерно в центре. На запад от него ходят только автобусы, железная дорога идет только на север, юг и восток с пересадкой в городке Самедан. Я решила с утра заехать как можно дальше, чтоб потом возвращаться, останавливаясь в понравившихся городках, и так как из Понтрезины шел прямой автобус до Малойи, туда я и отправилась. Инн здесь представляет собой небольшой ручеек, на который как бусинки, нанизаны озера. Вдоль этих озер и хотелось проехать.
Вот такой веселенький автобус привез нас в Малойю.
Надо сказать, что путешествовать со Swiss Pass это конечно полное удовольствие. Не нужно думать о билетах, прссто садишься в поезд или автобус, выходишь, где нужно, садишься в следующий и т.д. В автобусах я даже его ни разу не предъявляла. Автобусов в этой части Энгадина много, ходят они 2 раза в час, маршруты частично перекрываются, поэтому путешествовать очень удобно, я ни разу не ждала автобуса более 15 минут.
По мере приближения к Малойе автобус все набивался и набивался людьми - "альпинистами", так что в Малойе вывалилась целая толпа. Какие-то группы остались ждать следующего автобуса, а кто-то прямо отправился в горы. Малойя представляет собой небольшой городок. Дальше за ним дорога идет на перевал Малойя и дальше в другую "итальянскую" долину Брегалья, а если подняться в горы на север, то там на перевале Lunghin лежит небольшое озерцо ..... и из него вытекает Инн (En он здесь называется). Так что я была почти у самых истоков. Особых достопримечательностей здесь нет, за исключением того что здесь похоронен на местном кладбище художник-символист Джованни Сегантини, здесь была его мастерская, музей его находится в Санкт-Морице, но по музеям я здесь не ходила. Хотя написано в путеводителе, что он много писал горные пейзажи в Энгадине, и наверно, это интересно посмтреть. Увы, увы, у меня был только 1 день.
Мне здесь понравились интересные деревянные дома - шале
Современная католическая церковь
Утро в этот день было пасмурным, горы закрыты облаками И даже домики вдали просматривались сквозь дымку.
Погуляв по городку где-то около часа, я отправилась на автобусе обратно. В Малойю летом можно приехать и на катере по озеру Lej da Segl, а автомобильная дорога идет вдоль северного берега этого озера. Я решила сделать следующую остановку в деревне Sils на противоположном берегу озера (в Малойе Инн втекает в озеро, а в Силс вытекает). По сути это 2 живописные деревни Sils Baseglia и Sils Maria, судя по тому, что их посещали многие выдающиеся личности: Герман Гессе, Марк Шагал, Рихард Штраусс; А Ницше даже жил здесь целых 8 лет. И в его доме теперь музей
Утренние облака как-то постепенно начали расходится и я увидела эти деревеньки во всей красе.
Владельцы дач, учитесь!
Из Силса можно на лошади прокатиться в долину Фекс, по которой запрещено автомобильное движение. Ходят эти экипажи, как и автобусы, по расписанию. Вот лошадки стоят на готове.
Следующую остановку с выходом на природу я сделала в Сильваплане. Это курортный городок недалеко от Санкт-Морица, и расположен он между двух озер Lej da Champfer и Lej da Silvaplana. Здесь я пыталась выйти на берег озера, но не тут то было. Все дорожки, который туда вели, заканчивались частными владениями. В итоге так я и не нашла прохода и после нескольких безуспешных попыток отправилась дольше, теперь уже в Санкт-Мориц. Про курорт могу сказать, что он тоже очень живописен, но фотографии не привожу, так как подобные красивые домики и пейзажи уже приводила из Понтрезины и еще покажу.
Ну что я могу сказать про Санкт-Мориц. Действительно никакого особого калорита я тут не нашла, По живописности он сильно уступает соседним курортам, но он удивительно красово расположен. На пологих (относительно, конечно) склонах гор, спускающихся к озеру. На противоположном берегу озера поднимаются высокие горы. Поэтому пейзажи с видами на озеро очень красивы.
Это Санкт-Мориц Дорф
А это вид через озеро на Санкт-Мориц Бад
В городке престижные отели, дорогие и очень дорогие магазины, галереи современного искусства. Но это все меня не трогает. Поэтому погуляв немного по улочкам, а главное вдоль озера и попив кофе на террасе ресторанчика в видом опять же на озеро, мы отправились дальше, теперь уже в Нижний Энгадин.
На восток от Санкт Морица идет железная дорога. Она проходит вдоль реки Инн сначала через Верхний Энгадин до Цермеца, а потом почти через весь Нижний Энгадин. Но поезда ходят не очень часто - 1 раз в час. Поэтому если хочется побольше посмотреть, там лучше путешествовать на машине. Ну, а мы, за неимением машины поехали на поезде в самый дальний конец Нижнего Эгнадина, в Скуоль. Этот небольшой городок известен как спа-курорт, Вот туда мы и направились. По дороге проезжали через несколько милых городков. По-моему можно останавливаться в любом из них, все они очень живописны, но и похожи друг на друга. Спа-комплекс в Скуоли называется Bad Engadina и обычный билет на 3 часа стоит 25 CHF. Однако за эти деньги получаешь обычный аквапарк, примерно, как в Иматре. Правда открытый бассейн в окружении гор со снежными вершинами очень впечатляет. Ну, а все остальные спа-процедуры в большом количестве предлагаются за дополнительную плату. Мы ограничились 25 CHF, а потом погуляли немного по городу, попили кофе вот на такой террасе.
Городок очень понравился и атмосфера там какая-то очень расслаюляющая, но наиболее живописная часть города лежит вот там внизу, у реки Инн.
Там путеводитель обещал красивые энгадинские домики, фонтаны с питьевой водой, уютные площади, но был уже вечер, и нам надо было двигаться в свой отель. На эту ночь мы забронировали отель в маленькой деревушке Гуарде, но эта деревушка является национальным достоянием. Она находится совсем недалеко от Скуоли, но нам пришлось сначала проехать на автобусе до другой деревушки - Ардез, а потом на поезде до Гуарды. Дело в том, что зимой поезд едет до Скуоля - это конечная станция и там находится популярный район для горнолыжников Скуоль-Фтан, а летом поезд идет только до Ардеза, а дальше до Скуоля нужно ехать на автобусе. И тут я должна написать хвалебную оду Швейцарской транспортной системе. Все пишут, что петешествовать по Швейцарии очень удобно, но действительность превзошла все ожидания. Ну, подумайте только, приезжаешь куда-нибудь на поезде, и надо дальше ехать на автобусе, смотришь, а автобус уже стоит. Садишься и едешь. Причем все это в пределах видимости, искать ничего не надо. Так же автобус подвозит прямо к поезду. Если нужно сделать пересадку и промежуток между поездами всего 1 мин, то оказывается, что нужный поезд стоит на этой же платформе с другой стороны, и 1 мин вполне достаточно, чтобы пройти несколько метров и без суеты занять место.
И, наконец, остановки по требованию, именно такая была в Гуарде. Сколько страхов было, вдруг не разберемся, где и что жать, проедем, как будем возвращаться обратно. Оказалось, что все просто до безобразия. Входим в вагон, садимся и видим на двери большую зеленую кнопку и надписи на нескольких языках "Stop on request". Вот ее и нужно жать, когда объявят очередную остановку. Причем если кто-то в другом вагоне ее уже нажал, то она загорается зеленым светом, все понятно, второй раз нажимать не надо.
Когда же у нас додумаются до таких простых вещей, или хотя бы скопируют!
Вобщем проехадись мы по красивейшей долине, узкой с крутыми склонами, поросшими густым хвойным лесом, Инн все время журчал внизу, и приехали на станцию Гуарда. А деревенька-то находится высоко-высоко, на крутом склоне. И даже без богажа (он при этом самостоятельно едет в Лозанну) добраться туда не просто. Но тут как тут автобус, вернее микроавтобус, почтовый, желтенький с соответствующей символикой, стоит, ждет. Сели и поехали. Через 3-4 минуты нас высадили вот здесь.
И дальше я писать ничего не буду, так как слов у меня просто нет, смотрите фото.
А вот это окрестности Гуарды
У меня не оказалось фотографии общего вида Гуарды. Вот такую фотографию я нашла в googl'e и привожу ее здесь, чтоб было понятно
Вот справа идет крутой склон, там внизу течет Инн и идет железная дорога, там и станция.
А это наш отель, и два окошечка слева на третьем этаже - это наш номер.
Надо ли говорить, что забросив сумку в номер, я побежала все это великолепие фотографировать, пока не стемнело.
А закончили день мы ужином в ресторане нашего отеля.
Было какое-то очень вкусное мясо по-энгадински с не менее вкусным местным вином. Однако ужин оказался не дешев, и даже самый дорогой за все наше путешествие, но мы были в таком восторге от полученных впечатлений, что это не могло испортить нам настроение.
А на следующее утро нам надо было рано вставать, чтобы приехать на станцию и оттуда ехать в Санкт-Мориц. Так хозяин отеля накормил нас завтраком и отвез нас на станцию (автобус шел только к следующему поезду) совершенно бесплатно. И мы по той же дороге поехали обратно в Санкт-Мориц, откуда в 10 часов отправлялся Ледовый экспресс в Церматт, но это уже другая история.
От Энгадина у меня остались карты с подъемниками и вскими прогулочными дорожками. В целом про Энгадин могу сказать только, что теперь кроме обажаемой мной Италии, у меня появилось горячее желание приехать вот сюда в горы летом хотя бы на недельку, а не на 1 день и походить по этим размеченным горным тропинкам, подышать свежайшим вкуснейшим горным воздухом, полюбоваться на закаты и рассветы. Эх, буду просить Господа дать мне такую возможность!
Отредактировано irena (2009-10-23 23:35:48)