Продолжаю все-таки рассказ о нашем путешествии по Швейцарии.
10 сентября - в этот день нам предстоял переезд из Санкт-Морица в Цермат на Ледовом экспрессе. Рано утром мы выехали из Гуарды в Санкт-Мориц и приехали туда в 9 часов, а в 10 наш Ледовый Экспресс отправлялся в длинный путь. Надо сказать, что вагоны этого экспресса выглядят намного шикарнее, чем в Бернина экспресс. Были накрыты столы белыми скатертями, стояли бокалы, лежало меню и брошюра с картой и краткой путевой информацией. Кроме того, у каждого были наушники и в течении всего пути можно было слушать ту же путевую информацию, вот только, к сожалению, русский язык отсутствовал. Так как путь был длинный - мы должны были прибыть в Церматт около 5 часов, то в поезде был предусмотрен обед, правда его нужно было тоже заказывать заранее. Но даже если не заказал, то все равно обслуживающий персонал подходил несколько раз, предлагал напитки и всякие закуски из бара.
Сначала поезд идет на восток по той же линии, которая проходит через весь Энгадин, проходит мимо Целерины, Самедана, до маленького городка Bever. И отсюда он поворачивает на север и покидает Энгадин, так как сразу же попадает в туннель Albula. Этот туннель считается самым высоким альпийским туннелем (на высоте 1820 м). Вынырнув из туннеля, мы оказались в долине реки Albula, которая уже относится к Центральному Граубюндену. Таким образом мы минуем высокие горы, отделяющие Энгадин от Центрального Граубюндена и представляющие водораздел, так как теперь все реки будет течь на север к Рейну. А параллельная автотрасса идет не в туннеле, а поднимается на перевал Albula на высоту 2312 м и проходима только летом, зимой она закрывается, а машину можно перевести на поезде - Раэтанская жел.дорога предлагает такую услугу, не знаю правда, сколько это стоит.
Центральный Граубюнден считается самой дикой частью кантона с нетронутой природой и маленькими старинными деревушками.
Все дороги в Альпах проходят по долинам рек. Вот и теперь мы поедем вдоль реки Albula. Но дорога будет при этом выделывать такие кренделя, что нарочно не придумаешь. Дело в том, что расстояние между двумя деревушками Preda и Bergun по прямой всего 5 км, но разница в высотах 400 м - Preda находится на высоте 1788 м, а Bergun на высоте 1372 м. Чтобы спуститься из Преды в Бергюн поезд проходит 6 туннелей и 6 виадуков. Вот я сделала специально фото их книжки как выглядит этот участок пути. Пунктиром помечены туннели.
Строительство этого участка пути считается чудом инженерной мысли.
В этом путешествии я не фотографировала из окон поезда, поэтому я нашла в интернете фотографии, которые могли бы проиллюстрировать этот путь. Так что, фотографии в этот раз, к сожалению, не мои.
Вот, например, Бергюн - одна из деревень этой долины
Основной достопримечательностью этой деревни считается Римская башня - Romerturm, построенная в 17 в. Вот она
А церковь здесь совсем старинная, датируется 1188 г, и в ней сохранились фрески 1500 г. Так что тем, кто едет на машине здесь есть, что посмотреть. Интересно, что хотя мы уже уехали из Энгадина, расписные домики в энгадинском стиле встречаются и здесь, т.е. резкой смены культур не наблюдается.
Хотя здесь уже наравне в языком Romansh используется и немецкий. Это из-за того, что через эту область всегда проходили торговые пути, отсюда и взаимопроникновение культур. Бергюн на романш звучит как Bravougn, а река Albula как Arola.
Дорога очень живописна и дальше, ущелье очень узкое и вокруг крутые обрывы. Вот я нашла фотографию, сделанную с автодороги, из поезда это выглядит примерно так же, они здесь идут почти параллельно.
Так мы добираемся до городка Filisur, перед которым поезд делает еще одну полную петлю, так как ему нужно спуститься еще ниже - Filisur находится на высоте 1032 м. А перед этим мы смотрим на него сверху.
Это узловая станция, вот как она выглядит
После нее дорога разветвляется - одна ветка идет налево чрез Тусис в Кур, а вторая поворачивает направо и идет в Давос. И здесь в вагоне народу существенно прибавилось, видимо присоединились путешественники из Давоса. И мы поехали налево. Сразу за Филизуром река Albula сливается с рекой Landwasser, которая течет от Давоса. Поезд снова ныряет в тоннель, а после него вылетает на знаменитый виадук Ландвассер. Это символ раэтанской железной дороги и Ледового экспресса, он включен в список мирового наследия ЮНЕСКО, впрочем как и вся эта ветка (от Тузиса до Санкт-Морица) раэтанской дороги. Вот как это выглядит
Шесть арок высотой 20 м, а внизу бурлящая вода реки Landwasser. При строительстве этого виадука в 1902 г были применены самые передовые технологии. Внутри каждого пилона находится металлическая конструкция, которая во время строительства служила подъемным краном для поднятия строительных материалов наверх. Это не самый высокий виадук (самый высокий Solis виадук мы будем проезжать чуть позже), но он интересен тем, что он делает еще и поворот и упирается в отвесную скалу. Поэтому пролеты моста узкие - 15 м.
Однако, честно скажу, что такая захватывающая картина, как на этих фото, наблюдается скорее, когда смотришь на виадук и движущийся по нему поезд со стороны. Когда находишься в самом поезде ничего особо не видишь, ну обрыв, но ведь и так все время почти поезд идет вдоль обрывов. Поэтому его проезжаешь, почти не замечая. А вот с шоссе на Давос между деревнями Alvanew и Schmitten открывается этот знаменитый вид.
Дальше мы проезжаем деревушку Alvaneu. Когда-то эти места славились минеральными источниками, еще римляне строили здесь свои бани, сейчас все бани-бассейны закрыты, а в деревушке построен современный гольф-клуб, этим она и известна.
Едем дальше и приезжаем в городок Tiefencastel.
Он находится у слияние рек Albula и Julia. Вдоль этой реки на юг бежит шоссе, которое через перевал Julier приведет тоже в Энгадин (железной дороги здесь нет, только шоссе, но перевал Julier открыт круглый год). Городок известен своей церковью Св.Стефана, которая считается самой красивой барочной церковью в долине Albula. Вот она
Церковь была построена в 1650 г итальянским архитектором, и это заметно. В ней сохранились фрески тоже 17 в.
Еще 12 км дороги с 9 туннелями и 3 мостами и поезд подъезжает к Тузису. Один из трех мостов через реку Albula - это Solis виадук - самый высокий мост раэтанской дороги, его высота над рекой - 89 м. Но он имеет самые широкие пролеты - 42 м. И создание такого широкопролетного моста в начале 20 в было очень сложной технической задачей
У Тузиса река Albula впадает в Нижний Рейн (Hinterrein) и снова перекресток дорог. По долине Рейна на юг идет шоссе, которое через перевал Сан Бернандино ведет в кантон Тичино, ну, а мы едем на север вдоль долины Рейна к Куру, столице кантона Граубюнден. Поезд идет вдоль левого берега и долина здесь широкая, а Рейн иногда такой прямой, что кажется, что это канал.
На скалах видны остатки средневековых замков,
Когда-то они защищали важный путь через Альпы и перевал Сан-Бернандино в Италию.
А у деревни Rhazuens есть симпатичная церквушка Св. Георгия (Sogn Gieri), в которой сохранились росписи 15 в.
В конце этой долины находится городок Reichenau. Он интересен тем, что здесь сливаются Верхний и Нижний Рейны и дальше на северо-восток течет уже просто Рейн. Вот это место
И поскольку место это было очень значимым, то здесь конечно есть свой замок
У Reichenau мы повернули направо, пересекли Нижний Рейн и поехали в Кур. Кур - столица кантона, очень славный городок, я о нем прочитала все подробно у Талуши, но, к сожалению, побывать там не успела, мы приехали на вокзал, забрали людей, и поехали обратно, снова к Reichenau. Здесь мы опять проехали по мосту над Нижним Рейном, а потом еще пересекли Верхний Рейн, место это очень живописное.
Дальше дорога будет идти вдоль Верхнего Рейна, несколько раз пересекая его и мы только чуть-чуть не доберемся до его истока. Особенно интересна она как раз в самом начале, когда после Reichenau мы попадаем в ущелье Рейна, район Ruinaulta.
Место это называют Швейцарским Гранд каньоном. Когда-то давным-давно здесь случился гигантский оползень. Ледники продолбили северный склон долины и 12 млн кубометров земли и камня обрушились вниз и образовали дамбу. 50 кв км были покрыта обломками и глубина завала доходила местами до 300 м. Сейчас в этом районе на север от Рейна есть несколько маленьких озер, в которые ничего не впадает и ничего не вытекает - это остатки огромного древнего озера, которое образовалось после этого катаклизма. Рейн начал снова пробивать себе путь через эту дамбу и в результате образовалось ущелье, по которому и идет поехд. А вокруг крутые скалы, называются Рейнские скалы - необыкновенно красиво! Вот несколько фотографий этого места.
Никаких селений вдоль берегов нет, все они расположены высоко в горах. Длина этого ущелья 15 км, поезд идет медленно и можно спокойно любоваться этой дикой красотой. Когда ущелье заканчивается, поезд въезжает в широкую долину, которая назывеется Surselva - "Высокие леса" на романш. Это как раз ложе древнего озера.
Здесь уже появляются городки, вот например Castrisch на южном берегу Рейна
или маленькие селения по солнечным северным склонам долины
Центром этого региона является городок Ilanz (Glion на романш), когда-то один из самых важных городов Граубюндена. Здесь сохранилось много домов 16-17 вв, католическая приходская церковь, ратуша и высокая колокольня церкви St.Margaret. Так что в этом городке есть, что посмотреть.
Рейн у Иланца выглядит вот так
Дальше на запад еще несколько симпатичных городков, раскинулись в долине Рейна, например, Somvix
или Trun
Маленький городок Trun сиграл в истории кантона большую роль - 16 мая 1424 г здесь заседала Серая Лига - средневековый военный союз общин долины Верхнего Рейна против деспотической власти аристократии. Было принято постановление, что в Труне будет находиться высший гражданский суд Лиги и было назначено 12 судей. А сама Лига дала название всему кантону, ведь Grau bünden это и есть Серая лига на немецком., а происходит оно от цвета шерстяной домотканой одежды, которую носили местные жители. Заседание Лиги проходило под кленом, который долго-долго сохранялся жителями как историческая реликвия. Но в 1870 г к великому их горю он был сломан штормом. Сейчас в Труне интересно посмотреть церковь St.Martin (1662 г) с романской колокольней 1272 г , а также дом суда (House Cuort Ligia Grischa) историческая достопримечательность Швейцарии, в котором находится музей Surselva
Или вот такая часовенка St.Anna
Еще виадуки, вот такие например у городка Russein
а рядом сохранился вот такой старый мост
И вот мы прибываем в Disentis - конечный пункт раэтанской железной дороги. Это большой город
главной достопримечательностью которого,является бенедиктинское аббатство
Это самый старый бенидиктинский монастырь в Швейцарии, он был основан еще в 765 г, но в 940 г его разграбили сарацины. Современное здание монастыря и церкви было построено в конце 17 в архитектором Каспаром Моосбрюггером и интересно своими интерьерами. Там находятся очень красивые алтари. Монастырь всегда играл огромную роль в жизни этого региона, под его влиянием находились многие земли на восток к Иланцу и на запад к Андермату.
От Дизентиса автомобильная дорога идет на юг и через перевал Lukmanier приводит в Тичино. Когда-то (до открытия тоннеля Сан-Готард) это был основной путь через Альпы в Италию.
Ну, а мы отправляемся на запад, нам нужно подняться на перевал Oberalp на высоту 2033 м. Собственно поднимались мы уже давно, самой низкой точкой путешествия был Кур - он находится на высоте 585 м, а Дизентис уже на высоте 1130 м, но пока подъем был очень плавный, а вот теперь все будет очень круто. От Дизентиса на запад идет уже не раэтанская железная дорога, а линия Matterhorn Gottard (MGB). Оказывается, что вагоны нашего экспресса, кроме обычных колес, оборудованы еще специальными колесами с зубцами, которые зацепляются за соответствующие зубцы на железнодорожном полотне и это помогает преодолевать крутые спуски и подъемы.
Теперь мы попадаем в район Tujetsch - самый западный район кантона Граубюнден. Начинается он красивой долиной с изумрудно зеленой травкой и снежными вершинами на горизонте.
Главным городком этого региона является Sedrun.
Южнее Седруна сейчас реализуется грандиозный проект "New Alps Railway Crossline". С севера на юг страны можно будет попасть на поезде через 2 туннеля длиной 57 км. В Седруне, который находится как раз посередине этого пути, будет организован подъем пассажиров на лифте из подземного вестибюля, на глубине примерно 800 м, на поверхность. Туннели будут прокладываться одновременно с севера и юга и посредине из района Седруна навстречу, проект должен быть завершен к 2015 г. Как бы эти швейцарцы Альпы не обрушили, столько они уже нарыли туннелей в них.
Ну а мы все поднимаемся, проезжаем симпатичные деревушки: Суррейн
Смотрите, почти мистическую картинку нашла этой деревушки
Rueras
Selva
Tschamutt
Вот тут они обе сразу
Совсем молодой Рейн бежит где-то слева, мелькая иногда внизу, а потом он поворачивает на юг. Там совсем недалеко находится озеро Toma, из которого он и вытекает - мы почти у этого истока.
И вот мы поднимаемся на перевал и переезжаем из кантона Грeубюнден в кантон Ури. Это самая высокая точка путешествия - 2033 м
На перевале снова, как и на перевале Бернина, большое озеро
Поезд следует по северному берегу, где на снимке видна длинная галерея, и мы любуемся крутыми горами на противоположном берегу.
И вот уже остается только маленький ручеек, который вытекает из озера
Поезд начинает спускаться к Андермату.
Спуск очень крутой, снова несколько длинных языков и вот уже мы подъезжаем к Андермату.
Городок находится в долине Urseren в очень примечательном месте - со всех сторон окружен высокими горами, рядом Сен-Готтард, Чертов мост над рекой Ройс в ущелье Scholonen с мемориалом Суворову и его "чудо-богатырям", а также другие перевалы: Нюфенен, Фурка, вобщем здесь есть, что посмотреть. Кстати, довольно много людей в поезде вышли в Андермате. Здесь много интересных пешеходных маршрутов и много автомобильных дорог, по которым можно покататься, например, поехать через перевал Сан-Готард к Айроло либо по новой дороге, либо по более живописной старой по долине реки Тичино. Кстати пешеходное движение через перевал было организовано еще в 1200 г, а первый экипаж пересек его только в 1775 г, а еще через сто лет, в 1882 г первые поезда поехали по 15-км туннелю Сен-Готард. А вот автомобильный туннель, который идет параллельно, появился совсем недавно, в 1980 г. Туннели проходят прямо под Андерматом.
Городок выглядит тоже очень мило
В нем сохранилось много старинных домов, 2 церкви: одна 13 в, другая, барочная, 17 в. В самом красивом доме, бывшей резиденции местного главы, находится музей, а в нем один из залов посвящен Суворову, так как считается, что он останавливался здесь в 1799 г.
Ну, а мы двигаемся дальше на запад по долине реки Реус. Проезжаем еще два живописных городка: Хоспенталь
и Реальп
Это речка Реус
Сразу за Реальпом поезд въезжает в 15 км туннель, который называется Furka Basis Tunnel. Выныриваем из него у Обервальда - это уже контон Вале. А севернее остались перевал Фурка и Rhonagletscher, откуда берет начало Рона. Кстати от Реальпа туда ходят экскурсионные поезда с паровозами, вот такие
И вот уже молодая Рона у Обервальда (опять мы почти у истока)
А вот и Обервальд
Теперь мы будем долго ехать вдоль русла Роны по району Верхний и Нижний Гомс. Это широкая долина, которая с севера и юга обрамлена высокими горами
Деревянные темно-коричневые дома, типичные для кантона Вале
Центром этого региона является городок Мюнстер.
Он очень процветал между 15 и 18 столетиями благодаря своему положению на торговых путях через Альпы. Южнее находится самый высокий альпийский перевал - Nufenen - 2478 м. Белая церковь с богатым барочным интерьером - остаток средневекового монастыря.
И снова деревушки с прекрасными старинными домами: Reckingen, Gluringen, Ritzingen, Selkingen.
В одном из них - Selkingen - в 17-18 вв жил Иоганн Ритц, мастер, который делал замечательные алтари для местных церквей.
Вершина Weisshorn 4506 м - вид из городка Ritzinger - привожу этот снимок, так как очень уж он мне понравился.
Не могу удержаться, чтоб не показать и вот такой, зимний, снимок. Как же красиво здесь и зимой тоже - деревушка Blitzingen.
А ведь эта деревушка дотла сгорела в 1930 г и потом была восстановлена из руин.
Или вот еще деревушка Biel там же в Гомсе c видом на вершину Galenstock.
Niderwald - тоже очень характерная деревушка
Хозяйственные и жилые постройки группируются без какого-либо порядка и получается очень живописно. Здесь в 1850 г родился Цезарь Ритц, который, выросши, организовал сеть отелей Ритц
Ernen - центр Нижнего Гомса. Когда-то это был большой торговый город со столичными функциями, и таможней. Захирел он после того, как построили железную дорогу, многие люди вынуждены были переселится в другие места, и сейчас это маленькая живописная туристическая деревенька.
Главной достопроимечательностью здесь является приходская церковь Св. Георгия. Здание церкви имеет романский стиль, а интерьер барочный. В ней есть орган, которому уже более 300 лет, сделан он был мастером из Золотурна в 1680 г
Самым крупным городком теперь здесь является Fiesch.
Отсюда подъемники поднимают к смотровой площадке Eggishorn, чтобы полюбоваться Алетчским ледником - самым длинным ледником в Альпах (я 3 года тому назад любовалась им с Юнгфрауйох).
А вот какой сказочный этот городок зимой (или это фото сказочное)
Из соседних деревушек - Moprel и Betten - канатные дороги поднимаются к Riederalp и Betteralp, курортам на высокогорном плато, а там работают подъемники к Aletschwald - высокогорному сосновому лесу. И всю эту красоту можно увидеть и зимой и летом.
Из района Гомс поезд выезжает снова через спиральный туннель и въезжает в Долину Роны - так район называется, вдольРоны мы ехали уже раньше, но называлась она там Rotten.
И снова красивый высокий виадук и городка Grengiols
А вот и сам городок
Еще немного и мы прибываем в Бриг. Это довольно большой город, столица немецко-говорящей части кантона Вале. Об этом можно судить уже вот по такому солидному вокзалу
И Рона здесь уже вполне приличная река
Город этот достоин остановки и осмотра, так как здесь сохранился живописный Старый город и замок Штокальпер
Каспар Штокальпер - один из торговцев Брига, который заработал деньги на том, что взял под контроль торговлю шелком с Лионом через перевал Симплон, затем организовал почтовую связь между Миланом и Женевой, и наконец получил монополию на торговлю солью через перевал. В замок пускают, его можно осмотреть. И перевал Симплон, через который большинство путешественников в 18 и 19 в ездили в Италию, находится рядом, южнее. Сейчас под ним проходит самый длинный железнодорожный туннель в мире - 19,8 км, заканчивается он уже в Италии. Вот въезд в этот туннель со стороны Брига
А по пути, который организовал Штокальпер, проходит пеший маршрут, непростой, длиной 35 км.
Далее наш поезд следует по федеральной железной дороге, которая ведет к Женеве, но только до Виспа. Дальше мы поворачиваем на юг и по специальной ветке, которая соединяет Церматт с основной дорогой, начинаем подниматься к Цермату - Церматт находится на высоте 1620 м, а Visp - 658 м.
Сначала мы едем вдоль реки Vispa до городка Stalden.
Мосты через Vispa около Stalden
Здесь река разделяется - направо бежит Matter Vispa и мы едем вдоль нее к Церматту, а налево - Saaser Vispa, и вдоль нее идет автотрасса в Saas-Fee. После Stalden долина сильно сужается и на небольшом расстоянии до Церматта нам предстоит проехать по 49 мостам и 8 туннелям.
Мы едем вдоль очень живописной долины Маттерталь по крутому обрыву. Cлева шумит поток Matter Vispa
а справа на склонах прилепились деревушки Kalpetran и Enbd
Прямо у дороги находится деревушка St.Nikolaus
или вот еще Herbriggen, пейзажи вокруг потрясающие
Доезжаем до деревни Tasch. До Церматта остается еще 6 км, а здесь огромная парковка. Здесь должны останавливаться все машины, так как в Церматте автомобильное движение запрещено. До этого дорога шла почти параллельно железной дороге. Еще каких-то 15 минут и мы прибываем на вокзал в Церматте. Уфф, наконец-то.
Что я хотела бы сказать в целом о путешествии на Ледовом экспрессе. Вагоны очень удобные, виды потрясающие, облуживание замечательное, но тем не менее поездка такая оказалась утомительной даже для меня, хотя я очень люблю саму езду. Поезд идет не по расписанию, останавливается на всех даже маленьких станциях и пропускает встречные. Когда в сотый раз слышишь извинения за ожидание встречного поезда, уже начинаешь звереть. Выехали мы, как я уже писала, в 10 часов утра, а прибыли в Церматт только к 7 часам вечера опоздав более чем на 1 час. Поэтому я бы посоветовала все-таки эту поеездку разделить на несколько этапов. Любители автопутешествий могут с успехом весь этот путь проделать на машине, останавливаясь по пути во всех интересных городках и деревушках. Виды из машины будут те же + еще можно снимать Ледовый экспресс на виадуках. Это тоже впечатляющее зрелище.
Еще раз хочу сказать, что все снимки, которые я приводила в этом рассказе, не мои. А вот теперь в Церматте снимала уже я сама.
Поскольку прибыли мы уже поздно то пока искали отель и располагались уже начало темнеть и снимать было трудно, не вожу я с собой штатив, поэтому и снимки ночные не получаются. Но вот таким мы увидели Маттерхорн в первый раз.
Потом просто гуляли, знакомились с городком. Отель у нас здесь был простенький Alfa Zermatt, но цена у него была не простенькая, но он был тоже в стиле шале, как и большинство домов на главных улицах Церматта, только не украшенный цветами. Но зато обещали вид на Маттерхорн прямо из номера и вид этот действительно был. Вот он:
Я утром проснулась рано, было еще темно, лежу и смотрю в окно (шторы предусмотрительно не закрыла). И вот небо начало светлеть и на этом светлеющем небе стала постепенно проступать верхушка Маттерхорна. Это было что-то, не забуду этого впечатления никогда. Ну, а как только рассвело, пошла фотографировать.
Вот он, Маттерхорн, уже утром с набережной Matter Vispa.
Но оказалось, что я была уже далеко не первая. Вот они, вездесущие японские туристы.
И Маттерхорн, освещенный первыми лучами солнца
Насмотревшись всласть, снова пошла гулять по городку, теперь уже с фотоаппаратом. Он вобщем-то совсем маленький - одна главная улица Bahnhofstrasse , после церкви она продолжается, но уже под другим названием - Oberdorfstrasse. Вот эта церковь
А в конце улицы Oberdorfstrasse находится подъемник к вершине Трокенер Штег (2939 м), а от этой вершины можно подняться к Малому Маттерхорну на высоту 3820 м - самая высокая станция канатной дороги в Европе (в Швейцарии все "самое").
Вдоль главной улицы расположены самые престижные отели, магазины, рестораны, публика здесь гуляет допоздна. Слева короткие узкие улочки спускаются к реке и между рекой и главной улицей находится старый квартал - Hinterdorf, там, кстати, был наш отель, удобно, что недалеко от вокзала.
Автомашин в городе действительно нет, ходят только маленькие электромобильчики, ходят почти бесшумно и очень шустро, так что от них едва успеваешь уворачиваться, особенно когда стоишь с фотоаппаратом где-нибудь посредине улицы.
Или вот еще можно ездить в таких экипажах.
Через мост возле церкви можно перейти на противоположный берег речки и оказываешься в районе Штайнматте. Но там жизнь только возле реки, а чуть глубже - уже темно, никого нет, и вечером жутковато.
После того, как городок был осмотрен мы поехали по железной дороге Горнеграт, и это тоже была очень запоминающаяся поездка. Горнеграт - это вершина 3130 м, на которой находится смотровая площадка. Билеты на эту поездку пришлось брать (со Swiss Pass за полцены). Станция этой железной дороги находится рядом с основным вокзалом. Садишься в поезд и он начинает карабкаться по крутому склону. Сначала проезжаешь через густой лес, а в просветах разглядываешь Церматт, в котором только что были, уже сверху. Где-то на лугу видели несколько сурков, которые резвились на травке, на обратном пути специально даже вышли из поезда в этом месте, чтоб посмотреть на них, но их уже почему-то не было.
Постепенно лес становился все реже и появились уже суровые голые вершины и склоны
Справа все время можно было любоваться Маттерхорном. И вот мы на вершине, выходим на смотровую площадку, круговая панорама, виды просто фантастические: справа стоит Маттерхорн, впереди ослепительно сверкают вершины Монте-Роза, ледник спускается прямо к ногам, сзади тоже вершины поменьше, на некоторые из них ведут подъемники.
Не возможно удержаться, чтоб не сфотографироваться на таком фоне, поэтому я чуть попозировала
Везде таблички с надписями, где какая вершина находится, отсюда видно 38 четырехтысячников, просто фантастика!
Это видимо все-таки обсерватория
А это солнечная террасса, на которой мы с удовольствием посидели, подставив носы солнцу, и попили кофе.
Еще здесь есть магазин, который запомнится мне тем, что я купила здесь часы себе и мужу.
И здесь живут вот такие собачки, только фотографировала я их тайком, так как за это оказывается нужно платить хозяину этих животных. Но, похоже, они не очень охотно играют свою роль - замучили их видать туристы.
Когда спускались с горнеграты, мы выходили 2 раза, чтобы прогуляться, здесь огромное число пешеходных маршрутов (а зимой лыжных трасс)
Верхняя станция подъемника
а под ней живет вот кто.
Вот и все, что мы успели посмотерть в Церматте. После обеда мы сели на поезд и вечер провели уже в Лозанне. Уже после поездки прочитала книжку, что в Церматте, кроме Маттерхорна и других горных вершин есть еще прекрасный оздоровительный центр с плавательными бассейнами, саунами, солярием и спа-центр в отеле Mont Cervin Palace. И пользоваться всей этой роскошью можно не только тем, кто живет в этом дорогущем отеле, но и всем остальным, правда только летом. Так что не упустите такой возможности.
Ну вот пока у меня все.
Отредактировано irena (2009-12-17 21:42:10)