Ой, сколько полезной информации, да еще и с картинками! . Здорово! Большое Вам спасибо!
Железные дороги Дании и Швеции
Сообщений 21 страница 30 из 66
Поделиться222009-07-09 00:22:49
Проезд в Дании недешев. Поезда очень удобные, комфортабельные, часто ходят и на них легко можно попасть почти в любую точку страны - но за это приходится платить. Впрочем, есть, конечно, и вполне законные способы сэкономить.
Приведу полезные источники, которые я использовал при подготовке к путешествию и информацию из которых буду цитировать в данной статье:
1. Первым пунктом шла ссылка на эту тему форума
2. Лаконичный справочник по транспорту Копенгагена.
3. Еще один полезный справочник по транспорту Копенгагена, несколько дополняющий предыдущую ссылку.
4. Официальный сайт Copenhagen Card, где можно найти исчерпывающую информацию об использовании данной карточки (по-английски).
5. Буклет, прилагавшийся при покупке Copenhagen Card
6. Путеводитель "Дания" издательства "Дорлинг Киндерсли"
Начнем с транспорта в Копенгагене.
Точнее даже стоит говорить о так называемом "Большом Копенгагене" - это достаточно значительная территория, занимающая всю восточную часть острова Зеландия. На этой карте границы "Большого Копенгагена" выделены пунктирной линией. Если же смотреть границы региона по названиям станций основных ж/д веток, то стоит ориентироваться на следующие названия: Hvalsø, Borup, Tureby, Ll. Linde, Varpelev, Helsingør (Elsinore) и Copenhagen Airport Kastrup. Посмотрите на карту - Вы увидите, что в "Большой Копенгаген" попадает не только сама датская столица со всеми пригородами, но и довольно много близлежащих населенных пунктов, где располагаются интересные для туристов достопримечательности. В частности, с очень большой вероятностью Вам захочется посетить:
- Замок Кронборг в Хельсингёре (Эльсиноре), известный также как "Замок Гамлета" - именно здесь происходит действие бессмертной трагедии Шекспира, хотя замок интересен и сам по себе. Да и собственных, не связанных с творениями Шекспира, легенд у него хватает.
- Замок Фредериксборг в Хиллерёде, который своим пышным внутренним убранством и великолепным парком может посоперничать даже с такими казалось бы непревзойденными шедеврами как чешский замок Глубока над Влтавой, баварский Нойшваншатйн, дворец Шёнбрунн в Вене или великолепные дворцово-парковые ансамбли в пригородах Питера. По дороге из Копенгагена в Хиллерёд, кстати, проезжаешь местечко Аллерод, которое, возможно, кому-то знакомо по творчеству И. Хмелевской.
- Роскилле, древнюю столицу Дании с интереснейшим музеем кораблей Викингов и огромным красивым собором, являющимся усыпальницей датских монархов.
- Фриланд, этнографический музей под открытым небом, где собраны старинные постройки со всех регионов Дании и воссозданы интерьеры жилищ (аналог стокгольмского Скансена, а также Сеурасаари в Хельсинки - да и вообще в Скандинавии очень популярен такой вид музеев - они есть также в Осло и Тронхейме, да и в самой Дании помимо Фриланда есть еще несколько аналогичных мест).
- Лейре, еще один музей под открытым небом - на сей раз это реконструированная деревня Железного века, помогающая посетителям окунуться в быт людей, населявших территорию Дании в те давние времена.
- Кого-то, возможно, заинтересует музей Луизиана с богатым собранием современного искусства (нас не заинтересовал, но это определяется лишь нашими личными вкусами и предпочтениями) или замок Йегерсприс недалеко от Фредерикссунна (туда мы хотели, но "нельзя объять необъятное")
В общем перемещений по "Большому Копенгагену" у Вас может быть довольно много. Транспортную систему "Большого Копенгагена" составляют
1. Метро.
2. Автобусы.
3. Поезда S-tog и Privatbane.
4. Regional-поезда, в которых в пределах "Большого Копенгагена" также действительны все нижеперечисленные правила проезда.
5. Водные автобусы.
Весь "Большой Копенгаген" разбит на 95 регионов. На каждой автобусной остановке или ж/д станции Вы непренно найдете карту регионов, а также информацию о том, в каком регионе Вы сейчас находитесь. Билеты можно купить в кассах, в автоматах на остановках и ж/д станциях, а также у водителя автобуса. С кассами все более-менее понятно - объясняете кассиру, до какой остановки Вам нужно доехать - и Вам вручают билет. Однако кассы с живым кассиром есть как правило только на крупных ж/д станциях, да и там можно попасть на ситуацию, когда они закрыты (мы попадали). С покупкой билетов через автоматы дела обстоят несколько интереснее, однако если разобраться в системе - то все просто.
Автомат для продажи билетов выглядит вот так:
В этом автомате можно купить билеты двух видов:
- Одноразовые билеты.
- Клипкорты - билеты на несколько поездок.
И одноразовые билеты и клипкорты действительны на поездку в пределах определенного числа зон (от 2 до 8). Система в какой-то степени похожа на наши электрички - чем дальше Вам нужно ехать, тем больше зон Вам нужно преодолеть. Поездка по клипкортам обойдется несколько дешевле, нежели по одноразовым билетам. Говоря про "95 регионов", на которые разбит "Большой Копенгаген" я намеренно использовал слово "регион", а не "зона", как везде пишут. Причина такой замены термина в том, что слово "зона" в данном контексте используется в двух разных значениях - и это поначалу изрядно сбивает с толку. Посмотрите на карту. Зона, где Вы сейчас находитесь, выделена красным цветом. Ее ближайшее окружение (содержащее более чем один регион) - синим. Если Ваш путь лежит только в пределах "красного" и "синего" - то Вам нужен билет на 2 зоны. Следующим за синим идет "желтый" пояс - это "3 зоны" . Если Ваш путь лежит в пределах "красного", "синего" и "желтого" - то Вам нужен билет на 3 зоны. И так далее. Самый дальний пояс - малиновый, 8 зон.
Алгоритм взаимодействия с аппаратом следующий:
1. Нажимаете кнопку, соответствующую виду билета, который Вам нужен (кнопочка того же цвета, что и соответствующий пояс на карте) - на экране появляется стоимость билета, а также открывается щель монетоприемника.
2. Кидаете монетки на необходимую сумму или вставляете в соответствующую щель платежную карту (я оплачивал карточкой Visa Classic). Щель картоприемника устроена не как в банкоматах - карточка не "съедается" внутрь машины, а лишь немного погружается в нее - вы сами ее вставляете и вытаскиваете.
3. Если оплачиваете карточкой, то внимательно смотрите на экран над цифровой клавиатурой. После того, как пройдет авторизация, автомат предложит вытащить карту. Надписи на экране, к огромному сожалению только по-датски, перейти на английский данный автомат (в отличие от другого, о котором речь ниже) не позволяет. Поэтому о смысле написанного приходится только догадываться. Причем надпись "вытащите карту" я поначалу принимал за сообщение об ошибке - что не проходит авторизация, нет связи с банком. Только после того, как Вы вытащите карту, автомат предложит Вам ввести PIN-код (вот такую систему я впервые в жизни видел - чтобы PIN-код вводился после того как карта уже извлечена).
4. По завершению процедуры в окошке снизу получаете билет и, если платили карточкой - чек о проведении операции по карте.
Если Вы покупали одноразовый билет - то на нем уже написано все что нужно - текущая зона и время. Просто садитесь с ним в транспорт. Если же Вы едете по клипкорту, то Вам необходимо предварительно "прокомпостировать" билет вот в таких вот желтеньких автоматах:
Вставляете клипкорт узким концом в щель, на которую указывает зеленая стрелочка - и автомат пропечатывает необходимую информацию. Если Вы едете вдвоем по одному клипкорту - то соответственно, делаете два пробития. Несколько прокомпостированных подряд клипов увеличивают количество зон поездки, а также время действия клипкорта. Билеты и клипкорт необходимо сохранять в до конца проезда и предъявлять по требованию контролера. Автоматы для компостирования находятся на ж/д платформах. Если же Вы передвигаетесь на автобусе или поезде Privatbane - то автомат расположен внутри транспортного средства.
По данному билету Вы можете в течение срока действия билета свободно передвигаться в пределах указанного числа зон, делать любое количество остановок и пересадок. Они в равной мере действительны на любом из перечисленных видов транспорта - поэтому вполне можете, например, пробив билет на платформе, проехать сначала на S-tog, потом пересесть на метро и завершить свой маршрут уже на автобусе.
Сроки действия билетов и прокомпостированных клипкортов:
2-3 зоны - 1 час
4-6 зон - 1,5 часа
7-8 зон - 2 часа
Проезд с детьми: Один взрослый может бесплатно провезти 2-х детей в возрасте до 10 лет. Ребенку в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослого, а также ребенку в возрасте 10-15 лет (включительно) вне зависимости от того, едет он со взрослым или нет, необходимо приобрести детский билет. Дети в возрасте 10-15 лет включительно могут ехать вдвоем по одному взрослому билету.
Провоз велосипедов: Предусмотрен специальный билет на велосипед.
Существуют также еще проездные на 1 сутки и 7 суток:
Билет на 24 часа дает возможность проезда в автобусах, поездах и метро по всему столичному региону вне зависимости от количества пересекаемых зон. Билет перед первым использованием компостируется в желтом автомате. Один взрослый может бесплатно провезти на свой суточный билет двух детей в возрасте до 12 лет. Суточный билет можно приобрести на некоторых станциях, а также в HUR Trafik Kortsalg.
FlexCard на 7 дней дает возможность проезда в автобусах, поездах и метро в течение 7 дней. Эта карточка не именная и позволяет неограниченно передвигаться в тех зонах, которые на ней указаны. Один взрослый может бесплатно провезти на свой FlexCard двух детей в возрасте до 12 лет. Два ребенка в возрасте от 12 до 15 лет (включительно) имеют право на проезд по одной FlexCard.
Ну и, наконец, очень удобная для туриста Copenhagen Card дает право на проезд в автобусе, поезде и метро по всему столичному региону. Кроме того, эта карточка обеспечивает бесплатный вход в более чем 60 музеев и в парк "Тиволи", во многие музеи эта карточка дает скидку на входной билет. Кроме того, скидки обладателям карточки предоставляются во многих магазинах кафе и ресторанах Копенгагена. Билеты на пароходные маршруты между Данией и Швецией также обойдутся Вам несколько дешевле. Copenhagen Card можно приобрести на 24 и 72 часа. Есть карточка для взрослых, и более дешевая - для детей от 10 до 15 лет включительно. Стоимость карточки на 72 часа для взрослых 450 крон, что по крайней мере нам обеспечило значительную экономию на переездах и билетах в музеи. Copenhagen Card продаются в туристических офисах и ж/д кассах. Мы лично купили карточки на первые 3 суток прямо в аэропорту по прилету, а второй раз - в ж/д кассах на вокзале Копенгагена. Перед первым использованием в карточке в соответствующих полях нужно написать сегодняшнее число и текущее время в виде полного количества часов (без минут) - это может сделать продавец непосредственно при продаже, а можете и Вы сами. На обратной стороне требуется поставить Вашу подпись. После этого отсчитываете от указанного на карточке времени соответственно 24 или 72 часа (важно - считать именно по часам, а не по дням!) - и забываете на этот период про билеты, свободно катаясь по всему "Большому Копенгагену". Если подходит контролер - показываете ему карточку - и все. Более подробно о том, где можно купить Copenhagen Card, в какие музеи она дает свободный вход, а в какие - скидку, а также список адресов предоставляющих скидки магазинов и кафе/ресторанов можно найти на официальном сайте (см выше, ссылка 4) и в прилагающемся к карточке буклете (ссылка 5). Лично мы на изучение списка свободно посещаемых и посещаемых со скидкой музеев не заморачивались - просто в каждом музее, который желали посетить вначале показывали карточку и спрашивали, действительна ли она здесь. Довольно часто оказывалось, что действительна.
Особенности, связанные с водным автобусом: Линии 901 и 902 совершают ежедневные регулярные рейсы, соединяя Holmen с Nordre Tolbod, Nyhavn'ом, Knippelsbro и Королевской библиотекой. Если у вас есть действующий клипкорт, суточный билет, FlexCard или Copenhagen Card, то на водном автобусе вы проедетесь бесплатно. Обладателям обычного действующего билета необходима доплата. Билеты на водный автобус приобретаются на борту. Они годны для двух зон в течение часа во всех автобусах, поездах и метро.
Стоит отметить, что все перечисленные виды билетов не действительны для проезда в салоне "первого класса" (DSB 1') Regional-поездов - потребуется доплата. Также доплата потребуется при желании зарезервировать сидячие места в поезде. Однако как я писал выше, резервация мест при перемещениях внутри "Большого Копенгагена" на мой взгляд не актуальна.
Теперь перейдем к вопросу покупки билетов на междугородние поезда.
Билеты на поезда InterCity можно купить в ж/д кассах на станциях, а также вот в таких автоматах:
Мы лично пользовались автоматом, который на фото справа. Для чего нужен левый автомат, честно говоря, не знаю - но сделаю предположение, что для "подзарядки" каких-то проездных - на эти мысли наводит большой синий круг. Аппараты с таким же синим кругом установлены на платформах. Далее разговор пойдет только об автомате, изображенном справа.
В начале зафиксирую внимание на том, что данный автомат, насколько я понял, умеет принимать оплату за билеты исключительно при помощи платежных банковских карт. Более того, однажды мы были свидетелями ситуации, когда обычные кассы по каким-то причинам были закрыты (дело было на небольшой станции в воскресенье) и данный автомат был единственной возможностью приобретения билета. Поэтому взять с собой в поездку платежную карту не только удобно, но иногда, как показывает практика - просто необходимо. Отдельно уточню - карта, используемая Вами для покупки билетов в автоматах должна быть именно "платежной", а не "электронной", которые широко распространены у нас в качестве "зарплатных". Логотипов "Visa Electron" и "Cirrus Maestro" я на автоматах не видел, что дает основания сделать предположение о непригодности данного вида карт для оплаты.
Пользовательский интерфейс данного аппарата очень прост и, что очень важно, позволяет переключиться на английский язык. При помощи сенсорного экнара выбираете название станции, до которой Вам нужен билет, и класс салона - Standard или DSB 1'. После этого аппарат предложит вставить карту в картоприемник. После прохождения процедуры авторизации вводите PIN-код (здесь это делается как обычно - до вытаскивания карточки). Потом автомат предложит Вам извлечь карту из картоприемника и напечатает билет. Если попросите (указав соответсвующий пункт в диалоге, появляющемся на экране после печати билета) - выдаст также чек о проведении операции по карте. Указывайте сразу ту станцию, которая Вам нужна. Если прямого маршрута нет и в каком-то месте потребуется пересадка - то автомат напишет Вам это в соответствующей графе билета - откуда (автоматически впечатывается текущая станция) куда (станция, которую Вы указали) с пересадкой на каких станциях. По данному билету Вы можете передвигаться по указанному в билете маршруту на любых видах поездов - InterCity, Regional, S-tog (не уверен насчет поездов Lyn - мы ими не пользовались), а также пересаживаться с одного поезда на другой. Например мы, возвращаясь из поездок на о. Фюн, брали билет сразу до нашей станции S-tog-а. На билете было указано, что билет действителен для проезда от Odense до Brøndbyøster (станция S-tog, на которой был расположен наш отель, Regional-поезда и поезда InterCity проносятся мимо неё экспрессом) с пересадкой в Høje Taastrup (западный пригород Копенгагена, конечная станции S-tog-ов нашей ветки, на которой останавливаются также и поезда InterCity, идущие в Копенгаген).
Читал, что при большой заполненности поезда некоторым туристам удавалось доплатить за места в 1-м классе непосредственно в поезде. Однако как это реально осуществить - сказать затрудняюсь. Может быть через все того же контролера; возможно через проводника (в поездах InterCity в каждом вагоне есть проводник - мы поначалу его за контролера принимали).
Ну а теперь несколько слов о "зайцах".
Ездить в Дании "лесным зверем" лучше не стоит. В транспорте, конечно, нет никаких турникетов и никто Вам не помешает безо всякого билета сесть в поезд (в автобус сложнее - при посадке в передние двери сразу приходится продемонстрировать водителю какой-либо дающий право проезда документ или приобрести билет у него). Однако в Европе принято честно оплачивать свой проезд. Датчане, кстати, очень хорошо относятся к русским - не будем же портить мнение о себе. Кроме того, вероятность встретиться с контролером очень велика. Правда у нас в этом отношении получилось довольно забавно. Первые 5 дней поездки контролеры нам встречались все время - почти в каждом поезде, иногда даже не по одному разу. А за вторые 5 дней мы не увидели ни одного контролера. Можете считать это вероятностью 50%, но мне все-таки кажется, что сие было не более чем забавным совпадением.
В поездах InterCity контролер постоянно едет в поезде и время от времени проходит вдоль состава, спрашивая билеты у вновь вошедших пассажиров. В S-tog-ах и Regional-поездах контролеры садятся на какой-то станции, проходят по составу и выходят в ожидании следующего поезда.
На форумах travel.ru некоторые посетители советуют такой вот способ проезда "зайцем" в европейских поездах: "увидев контролера, уходите в туалет, но при этом (самое важное) - не запираете там дверь, а просто держите ручку. Увидев отсутствие сигнала "занято", контролер просто пройдет мимо и можно выходить." Так вот - для Дании это не работает! Во-первых, дверь в туалет в датских поездах автоматическая - нажимаешь кнопку и она открывается. Поэтому скрыть факт "занятости" не получится (по крайней мере в новых вагонах поездов Regional и InterCity, про старые не поручусь, а в S-tog-ах я туалетов вообще не припомню, хотя может быть они там и есть - просто не замечал). А во-вторых, лично видел, как контролер, выяснив, что в туалете кто-то есть, терпеливо "дежурил" у выхода. После того, как туалет слишком уж долго не освобождался, он начал деликатно, но все-таки довольно настойчиво стучать и говорить что-то по-датски. Конечно, я допускаю возможность того, что контролер сам хотел воспользоваться сим великим благом цивилизации. Однако мне кажется, что в таком случае он мог бы воспользоваться аналогичной комнатой в соседнем вагоне. Фактическая же цель его настойчивого ожидания все-таки была вполне себе "профессиональная".
Если Вас поймают за безбилетный проезд - то штрафы очень большие. Хуже того - встречал как-то на туристических сайтах информацию о том, что неоднократно попавшись на безбилетном проезде (даже если штрафы честно уплачены), теоретически можно угодить в европейские списки злостных нарушителей законов, что грозит в будущем осложениями с получением шенгенских и иных европейских виз. На практике это не проверял и не собираюсь проверять. Да и Вам не советую. Однако, конечно, контролер - тоже человек. Причем человек, который по роду своей профессии просто обязан быть очень деликатным с пассажирами. На самом деле если Вы действительно искренне в чем-то ошиблись, то, возможно, Вас и не будут непременно сразу штрафовать. Например, обнаружив Вас в салоне 1-го класса со "стандартными" билетами вероятнее всего просто деликатно попросят пересесть на другие места. Но уж если попались без билета - то никакие уговоры не подействуют и даже только навредят.
Ну и под конец забавный случай. Купив билеты от Høje Taastrup до станции Slagelse (это почти самый запад Зеландии), мы по ошибке сели в "очень скорый" поезд, первая остановка которого была аж в Odense (это уже центр острова Фюн). А сам поезд шел до Орхуса (Ютландия) - хорошо ещё, что не совсем без остановок. Для сравнения, билет на двоих Høje Taastrup - Slagelse стоит 168 крон; Høje Taastrup - Odense - 450 крон. Разница существенная - нас могли заподозрить в "желании сильно сэкономить". Обнаружив свою ошибку, мы очень сильно волновались. А когда подошел контролер, были уже готовы к тому, что придется платить штраф и очень надеялись не загреметь в "черные списки" нарушителей. Контролер взял наш билетик... как обычно пропечатал - и вернул. Вот даже и не знаю - либо не заметил (наиболее вероятно), либо понял, что мы промахнулись и пожалел иностранцев. В общем, чудеса тоже иногда случаются. На этой позитивной ноте закончу данную главу рассказа. Следующая будет посвящена нашему маршруту по Дании и размышлениям, как его можно было бы улучшить.
Поделиться232009-07-09 00:33:55
Контролер взял наш билетик... как обычно пропечатал - и вернул.
Хорошо, когда такие неприятные ситуации заканчиваются благополучно .
Какой серьезный труд!
Поделиться242009-07-09 10:39:36
Ну и под конец забавный случай. Купив билеты от Høje Taastrup до станции Slagelse (это почти самый запад Зеландии)
как интересно! смотрели песчаные дюны?
Поделиться252009-07-14 12:13:01
Нет, до песчаных дюн мы не доехали. Нашей целью был Треллеборг - путеводитель обещал реконструированную деревню викингов. Правда в реальности все оказалось несколько проще.
Поделиться262009-07-14 13:15:46
Правда в реальности все оказалось несколько проще.
А что оказалось в реальности
Поделиться272009-07-14 18:46:26
В реальности там посреди чиста поля оказался большой поросший травой земляной вал, ограждающий кругом абсолютно пустое пространство, где некогда располагалось поселение. Камешками выложены контуры домов, которые тут некогда стояли. За пределами круга - еще несколько таких вот "контуров бывших зданий" и ряд небольших холмиков - на плане показано, что здесь было кладбище. И на этом поле - внутри бывшего городища и вне его - пасется стадо овец. Несколько в стороне - информационный стенд и одно реконструированное здание. Есть еще довольно скромная музейная экспозиция, рассказывающая о жизни викингов. Если пойти от главного входа направо - то можно увидеть еще одну реконструкцию - некоторое количество старинных зданий - как жилых, так и "обслуживающих". Везде можно зайти внутрь, поразглядывать - воссоздана обстановка: висят шкуры животных, незатейливая "мебель", в кузнице - очаг, меха и наковальня и т.д. На самом деле интересно, но просто ожидалось большего.
Поделиться282009-07-14 19:10:30
На самом деле интересно, но просто ожидалось большего.
Ну да, это очень важно, чтобы ожидания не были завышенными по сравнению с реальностью.
Поделиться292009-07-21 19:43:01
я же говорю, что датчане - прекрасные пиарщики))
Поделиться302010-05-19 11:39:21
Добрый день!
Подскажите пожалуйста, если купить билет Каструп-Готеборг через сайт sj.se,
то по прилету надо будет еще где-то в кассах получать бумажную версию билета
И запас времени 1 час 40 мин. между прилетом и отправлением поезда - это достаточно?
( хотел в аське это спросить, но что-то у talusha аська всегда выключена)
Похожие темы
Железные дороги Норвегии | Скандинавия | 2011-06-14 |
Железные дороги Италии | Италия | 2019-12-01 |
Железные дороги Испании | Испания | 2017-01-23 |
Железные дороги Португалии | Португалия | 2012-11-20 |
Железные дороги Бельгии | Бенилюкс | 2017-04-26 |