Казерта
С лёгкой руки Людовика XIV в Европе возникла мода на роскошные загородные резиденции, всевозможные «версали» стали появляться как грибы после дождя. В начале XVIII века это расточительное поветрие докатилось и до Италии. Неаполитанский король Карл III Бурбонский повелел построить свою резиденцию в Казерте – час езды современной электричкой от Неаполя. Необходимость возведения дворца диктовалась не только соображениями международного престижа, но и тем, что королевская резиденция в Неаполе была открыта для нападений со стороны моря. Выбор Его Величества пал на зодчего Луиджи Ванвителли. За образец Ванвителли взял отнюдь не Версаль, а Королевский дворец в Мадриде, где августейший работодатель провёл своё детство.
Cтроительство началось в 1752 году и длилось 28 лет. Получилось самое большое здание Европы XVII века. В плане оно представляет собой огромный четырехугольник со сторонами 247 х 184 м, разделённый внутри крестом на 4 внутренних двора площадью около 4 тыс. кв. м. каждый. Во дворце 1200 комнат и придворный театр – как же без онного. Мрамора и золота не жалели. Идеология подобных монарших резиденций – показать всё величие своей власти, в т.ч. и над окружающим ландшафтом. Трёхкилометровый партер с высокого холма спускается ко дворцу и, минуя его, превращается по замыслу Ванвителли в прямую как стрела дорогу длиной в 30 км, ведущую в Неаполь. Ванвителли вообще предлагал превратить эту ось в водный канал. Вот такая вот топография власти. Однако грандиозные планы после смерти архитектора были оставлены: мода на «версали» в Европе схлынула, а короля и вовсе стали обвинять в неуместном растранжиривании государственных средств. Так что всё ограничилось великолепным палаццо и огромным парком.
Если вам вдруг приспичит посетить Палаццо Реале в Казерте в разгар лета, то вот вам мои советы: во-первых, на осмотр дворца и парка понадобится минимально 4-5 часов ; во-вторых, обязательно бейсболку на голову и побольше воды с собой, и в-третьих, не тратьте силы на велосипед - это вас всё-равно не спасёт!
Кто был в Палаццо Реале в Неаполе (ну, это то, что с конями Клодта у парадных ворот), наверное, помнит какое ощущение грандиозности возникает в вестибюле дворца. Парадная лестница Палаццо Реале в Казерте не менее торжественна. Чувствуешь себя букашкой, проникшейся величием момента. Специалисты находят в этом вестибюле отголоски палладианского интерьера церкви Санта Мария делла Салюте в Венеции, но там всё как-то холодно и пустынно - интерьер навевает зевоту; здесь зевать несколько неуместно.
Богатство мраморной отделки, тщательный подбор цветовой гаммы, грозный лев с нервно подрагивающей кисточкой хвоста, обвившей когтистую лапу...
Бесконечные анфилады парадных залов. Лепнина, позолота, роспись, бесценные полы... В отличие от неапольского Королевского дворца, запомнившегося какой-то общей обветшалостью, Палаццо Реале в Казерте содержится образцово. Пыль веков здесь свежа и восхитительна.
Приятно поражает незаметность смотрителей. Никто не цикает при первой же попытке навести фотообъектив - снимай не хочу! Посетителей немного, никто не мешает, не мечется. Признаться, вообще не помню, были ли они там. Это не Версаль с его столпотворением.
Узнаёте? Ничто не напоминает? Так ведь это же королевский дворец Падме Амидалы в Набу из первых серий "Звёздных войн" - Лукас снимал эпизоды в этих залах. Здесь же снималась "Миссия невыполнима III" - "Ламборджини" крутился в одном из дворов казертинского Палаццо Реале. Здесь же - после запрета Ватикана, снимались ватиканские эпизоды уже прошедшего на экранах фильма "Код да Винчи". Здесь же находятся и "ватиканские палаты" из будущей картины "Ангелы и Демоны", премьера которой ожидается в 2009-ом. Наконец, здесь в 1970-м Бондарчук снимал сцены "парижского дворца" Людовика XVII в своём "Ватерлоо".
Отредактировано Arial (2008-11-03 00:26:02)