Еще один ценный экспонат - шпалера, а точнее гобелен ручной работы «Павлины в цветущем саду». Соткана во Франции, на мануфактуре Обюссон, в мастерской Рейно во 2-ой четверти — середине XVIII века. В принципе, можно употреблять слова и шпалера, и гобелен, разница в том, что слово "гобелен" пошло с тех пор, когда возникла Французская «Национальная мануфактура Гобеленов». Гобелен — фамилия фламандских красильщиков шерсти и ткачей, которые в середине XV века обосновались в парижском округе Фобур-Сен-Марсель, где изначально и размещалась мануфактура.
В истории Франции более известна как Королевская мануфактура меблировки, снабжавшая двор французских монархов со времен Людовика XIV.
А мануфактура Обюссон по производству шпалер , основанная в XVII веке в городке Обюссон (регион Лимузен) являлась конкурентом королевской мануфактуры Гобеленов .
Подобные шпалеры создавались как часть интерьерного ансамбля и предназначались для украшения парадных помещений.

Свет слишком направленный в центр, поэтому покажу фото с чат-бота

Со временем обозначилась основная особенность ковров Обюссона. Если парижские мануфактуры Гобеленов и Савоннери обслуживали главным образом потребности королевского двора и столичной аристократии, то продукция Обюссона была проще, ближе к традициям французской народной вышивки. Для рисунков использовали восточные мотивы в подражание «сарацинским коврам». В 1730—1770-х годах с переходом от стиля рококо к неоклассицизму, мотивы шинуазри постепенно уступали вердюрам и пасторалям в духе эпохи Просвещения.
На мануфактуре Обюссон производили гобелены по картонам выдающихся художников своего времени -Ватто , Буше и др.
Отличительной особенность обюссоновских гобеленов является прекрасная детализация, которая придаёт каждому изделия уникальный особенный вид. Мастера мануфактуры очень умело приспосабливались к меняющимся вкусам общества - к барокко Людовика 14-го, к рококо Людовика 15-го. И мода на шинуазри также не обошла продукцию мануфактуры. Гобелен с павлинами восходит к серии в китайском вкусе , на ней изображен идеализированный восточный пейзаж,
Данная шпалера является частью серии экзотических пейзажей, украшающих парадные залы Брухзальской резиденции в Германии. Серия насчитывает 18 (если я правильно запомнила) гобеленов, и лишь один из них был продан, вот его мы и видим на выставке. Кстати. во дворец Брухзаль я была, надо будет поискать фото оттуда.
И покажу скульптуру, что под гобеленом, не все экспонаты относятся к восточной теме.
Мраморная скульптура «Эрот в образе юноши» Италия, начало XIX века. Мраморная скульптура «Эрот в образе юноши» — выразительный пример итальянской неоклассической пластики начала XIX века. В это время античный сюжет переживал новый взлет. Скульптор, имя которого не сохранилось, следует канону римских и греческих изображений Эрота, однако сознательно отказывается от привычного образа младенца или крылатого мальчика. Перед зрителем — почти подросток. Такой возрастной сдвиг связан с широкой европейской тенденцией начала столетия — стремлением представить божественное приближенным к реальному. Работа выполнена из белого мрамора, прекрасно передающего «живость» кожи. Поза Эрота обращает на себя особое внимание. Юноша полулежит на низкой подушке, корпус поддержан рукой, а другой рукой он будто начинает движение — жест незавершен, воздушен, словно обращение к невидимому собеседнику. Взгляд, поднятый вверх, усиливает драматургическую недосказанность и подчеркивает божественную природу героя.

Мраморный бюст "Аллегория зимы" . Скульптор Квирино Темпра. Италия. 1880-е гг.
Бюст представляет собой характерный образец итальянской салонной скульптуры последней трети XIX века и принадлежит кисти Квирино Темпры, римского уроженца, работавшего преимущественно в Милане. Скульптор получил академическое образование и специализировался на камерных мраморных бюстах, предназначенных для частных интерьеров, что определило высокую тщательность проработки фактуры и мягко идеализированную пластику лиц.
Произведение выполнено из белого мрамора, вероятнее всего каррарской добычи, отличающегося мелким зерном и способностью держать деликатные переходы света. Темпра традиционно уделял особое внимание передаче материала ткани, и именно в этом бюсте качество работы особенно заметно: драпировка обрамляет голову плотными, тяжелыми складками, моделированными так, чтобы они создавали эффект холодного, сухого воздуха и усиливали ассоциацию с зимним образом. Автор трактует образ Зимы в женском обличье — решение, которое стало характерным для европейского искусства второй половины XIX века. В отличие от традиционной иконографии Средневековья и раннего Нового времени, где Зима почти неизменно появлялась в виде пожилого мужчины, согревающего руки у огня, мастера конца века предпочитали более «мягкие» аллегории. Женская фигура позволяла передать сезон не только как завершение природного цикла, но и как состояние хрупкой тишины, покоя и светлой меланхолии.

Экзотический стиль связан не только с Китаем и Японией, но и с другими странами Азии и Африки.
Парные кресла в мавританском стиле. Сирия, 1880-е гг.
Орех, резьба, машрабия, инкрустация костью и фруктовыми породами дерева.
Кресла представляют собой характерный образец сирийского мебельного производства позднего XIX века, связанного с традицией городских мастерских Дамаска. Конструкция квадратная по плану, с округлой спинкой, опирающейся на четыре сжатые шаровидные ножки — типичный прием ближневосточной столярной школы, где сферические опоры служат одновременно конструктивным и декоративным элементом.
Спинка выполнена в технике машрабия — ажурной древесной решетки, собранной из множества токарных элементов.
Боковые панели, подлокотники и ножки украшены инкрустацией, сочетающей кость и фруктовые породы дерева. Инкрустационный набор построен на традиционном ближневосточном репертуаре: шестиконечные звезды, ромбовидные картуши, шевроны, переплетенные фризы.
Подобные кресла — пример сочетания традиционной сирийской ремесленной культуры с ее виртуозной геометрией и интереса европейского рынка к «мавританскому стилю» эпохи историзма.

Кресла дополнили столиком-геридоном с мраморной столешницей на резном подстолье. Европа, предположительно Италия, вторая половина XIX века;
Наборная столешница в технике флорентийской мозаики, резное подстолье из массива ореха;
Геридон традиционно представляет собой небольшой круглый стол на одной центральной ножке. Такие столики исторически имели декоративный характер, и их мраморные столешницы подчеркивали парадность, утонченность и художественный статус предмета мебели.
В данном случае столешница выполнена в технике флорентийской мозаики pietra dura («твердый камень»), каждый кусочек мрамора вырезан с высокой точностью и подогнан к соседнему элементу, образуя сложный геометрический узор. Каждый фрагмент обрамлен темной рамкой, которая отчетливо выделяет границы форм и создает эффект визуальной строгости. Центральная композиция имитирует солнце, от которого расходятся лучи, формируя динамичную и торжественную декоративную структуру, внося символический элемент света и гармонии.

Справа от этих сирийских кресел стоит большая напольная японская ваза с изображением летящих фениксов. Напольная ваза на резном деревянном постаменте была исполнена в Японии, в мастерских Арита, в 1920—1930-х годах.
Центральным элементом декора является рельефное изображение пары фениксов Хо-о. В японской мифологии эти существа олицетворяют не возрождение через огонь, как в западной традиции, а наступление мирной и процветающей эпохи. Пара фениксов, самец Хо и самка О, воплощает принцип гармоничного единства противоположностей инь и ян. Их динамичные фигуры с распахнутыми крыльями и изогнутыми перьями хвоста создают сложную пластическую композицию, подчеркнутую игрой света на рельефе.
