50-й Антикварный салон в Гостином дворе.
27 ноября -1 декабря 2024г.
Юбилейный антикварный салон вышел красивым, порадовал некоторыми "изюминками" и преподнес сюрприз в виде незапланированной экскурсии.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » 50-й Антикварный салон в Гостином дворе.
50-й Антикварный салон в Гостином дворе.
27 ноября -1 декабря 2024г.
Юбилейный антикварный салон вышел красивым, порадовал некоторыми "изюминками" и преподнес сюрприз в виде незапланированной экскурсии.
Информация :
https://artlot24.ru/news/proekt-zolotoy … rnyy-salon
https://dzen.ru/a/ZfgkPFN2slyOHeib
https://dzen.ru/a/Y8kZatMs1kvGA0jX
https://www.forbes.ru/forbeslife/517965 … oj-mebel-u
https://www.theartnewspaper.ru/posts/20210906-soey/
https://www.theartnewspaper.ru/posts/132/
https://mascaron.su/blog/krasnoderevshc … h-i-napor/
Итак, про главное - про стенд с "императорской мебелью".
Повезло попасть на экскурсию по этому стенду, ее провела Наталья Юрьевна Гусева — кандидат искусствоведения, заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции русской мебели, эксперт по культурным ценностям при Росохранкультуре, ведущий эксперт по русской мебели XVII — начала XX века.
Конечно. все подробности ее рассказа я не запомнила, кроме того пространство стенда небольшое, все-таки это не музей, а сборная выставка, где каждому выделен небольшой кусок площади, а поэтому снимать было сложновато. Половина стенда - вообще закрытая часть , только с экскурсией и там мало света.
Так что уж как смогла снять, то и покажу и что-то расскажу.
Итак, о каком стенде идет речь.
На юбилейном 50 Антикварном Салоне, посвященном национальному достоянию России, художественное пространство стенда «SUSLOV FINE ARTS» представляет специальный выставочный проект «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ МЕБЕЛИ», который включает уникальные произведения, созданные ведущими русскими мебельщиками по рисункам известных архитекторов 1760-х- 1880-х годов. Все экспонируемые образцы, находившиеся ранее в императорских резиденциях или дворцах столичной знати – подлинные раритеты, обладающие наивысшей историко-культурной ценностью, сравнимой с лучшими предметами убранства из музейных собраний.
Экспозиция выставки создана из произведений выдающихся мастеров мебельной школы, составивших славу отечественного искусства XVIII – XIX веков. Расцвет деревянной мозаики отмечен уникальным комодом с вензелем Екатерины II, парадным бюро работы М.Я. Веретенникова, столиком-комодом с панорамным видом Твери, заказанным для поднесения императрице. Фанерованные предметы, исполненные в духе «строгого классицизма», представлены образцами самых именитых придворных мастеров: Д. Рёнтгена, Г. Гамбса и Х. Мейера. Внешнее благородство пропорций и совершенство отделки сочетаются в их изделиях с затейливыми внутренними механизмами. Экспонируемая мебель «александровского ампира» является воплощением творческих замыслов таких ведущих петербургских зодчих, как А.Н. Воронихин и К.И. Росси. Завершают этот хронологический ряд изделия двух известных мебельных фирм, поставщиков двора Александра III – Ф. Мельцера и Н. Свирского. Дополняют экспозицию редкие образцы продукции Императорского стеклянного завода, бронзовые вазы и светильники Ф. Бергенфельда, парадная люстра, созданная в мастерской А. Шрейбера.
Таков краткий перечень представленных предметов. А так в общем выглядит открытая часть стенда
На первом плане люстра из Михайловского замка.
Надо сразу сказать, что в те века архитекторы зданий также разрабатывали и интерьеры, вот и люстра по проекту Чарльза Камерона
Под люстрой сделали на полу зеркальный круг, с ним вышли такие фото :
Комплект диван и два кресла на фоне гобелена.
Сначала про гобелен
А теперь про мебель, которая сделана по проекту архитектора Карло Росси.
Вот на основе упомянутого кресла из Павловска современными мастерами-реставраторами была сделана новая обивка этого комплекта.
Это вышито вручную !
Накладки выполнены из дерева и позолочены, сидеть на таких креслах, прислонившись к спинке, было невозможно, декор просто отпечатался бы на спине.
Проводимые экскурсии по этому собранию дают возможность не только услышать истории создания уникальных художественных памятников, но и увидеть их внутреннее содержимое: открыв откидные доски секретеров и дверцы бюро, специалисты показывают посетителям сложное, замысловатое расположение выдвижных ящиков, раскладных пюпитров, а также механических устройств-«секретов», скрытых за потаёнными кнопками и создающих впечатление своеобразных «игрушек обманок».
Вот один из таких предметов.
Нам продемонстрировали , как откидывается крышка бюро и как при нажатии на маленький вазон в верхней части по бокам от зеркала выдвигаются соответствующие боковые ящички
Лена ГМ
шпалера хороша!
Под люстрой сделали на полу зеркальный круг,
оригинально!
Нам продемонстрировали , как откидывается крышка бюро и как при нажатии на маленький вазон в верхней части по бокам от зеркала выдвигаются соответствующие боковые ящички
Да, повезло вам. Такие демонстрации устраиваются крайне редко и только соответствующими специалистами. А обычные экскурсоводы могут только рассказать на какие кнопочки нажать, чтобы определенные ящички открылись.
Такие демонстрации устраиваются крайне редко и только соответствующими специалистами.
Да, повезло! В предметах мебели порой самое интересное - всякие потайные ящички и т.п.
уникальные произведения, созданные ведущими русскими мебельщиками по рисункам известных архитекторов 1760-х- 1880-х годов. Все экспонируемые образцы, находившиеся ранее в императорских резиденциях или дворцах столичной знати – подлинные раритеты, обладающие наивысшей историко-культурной ценностью, сравнимой с лучшими предметами убранства из музейных собраний
Что-то я не поняла - это современные работы, сделанные по рисункам архитекторов, или все-таки подлинная мебель XIX века?
подлинная мебель XIX века?
Подлинная и именно та, что написано в табличках. Это отыскивалось с большим трудом за огромные деньги.
Я скоро расскажу про владельцев этих сокровищ и на примере одного комода одну захватывающую историю.
Постараюсь к вечеру найти время и сделать еще посты.
Как и обещала, расскажу о коллекционерах, которые представили это собрание мебели.
Это Михаил Алексеевич Суслов - вице-президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, вице-президент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга, генеральный директор двух известных антикварных магазинов в Петербурге и одного в Москве.
Второй - это Михаил Юрьевич Карисалов, генеральный директор и председатель правления ООО «СИБУР». Надеюсь, объяснять что такое "Сибур" не надо.
Но можно и поподробней.
Михаил Алексеевич Суслов по образованию классический музыкант, лауреат международных конкурсов, выступал в составе многих симфонических оркестров – много гастролировал по миру и открывал для себя прекрасное. Наряду с увлечением музыкой появился интерес к предметам искусства, который привел его к открытию первой галереи еще в то время, когда Михаил Суслов продолжал гастролировать. К концу 90-х его любовь и увлечённость миром антиквариата пересилила профессиональное занятие музыкой. Сегодня у Суслова 2 крупные галереи антиквариата в Санкт- Петербурге – «Трианон», представляющий дворцовые интерьеры второй половины XVIII – XIX века, и «АртЛот24» – онлайн галерея, специализирующаяся на работе с разнообразными частными собраниями – произведениями искусства широкого ценового диапазона.
Галерея «Артлот 24» – не только онлайн-площадка, но и выставочный зал в историческом центре Петербурга. Он был создан на основе двух старейших петербургских галерей «Гармония» и «Серебряный век», также основанных Михаилом Сусловым. Сегодня в выставочном зале можно найти эксклюзивные предметы разных эпох в доступном ценовом сегменте.
Михаил Алексеевич очень любит свое дело, и занятие антикварным бизнесом – это образ жизни. Галерея «Старинные подарки», созданная в Гостином дворе в Москве, – квинтэссенция профессионального опыта, полученного за долгие годы.
Суслов работает во всех областях антиквариата: интерьерной и коллекционной мебели, бронзе, фарфоре, осветительных приборах, декоративной и коллекционной живописи. Специализация — русские «дворцовые», парадные вещи и отечественная академическая живопись конца XIX — начала ХХ века.
Его особая любовь – произведения золотого века русского декоративно-прикладного искусства – предметы дворцового убранства 1790 – 1830-х годов. Что собственно и представлено на выставке.
Стенд Михаила Суслова присутствует на всех антикварных салонах.
Из интервью с Михаиловм Сусловым :
«Развивались мы с начала 1990-х, примерно одинаково — с маленьких отдельчиков, магазинчиков. Мы называли друг друга «многостаночники» — занимались всем и ничем. Опыта набирались в процессе», — рассказывает Суслов. Профессиональных антикваров в тот период не было и быть не могло: после 70-летнего перерыва никаких специальных навыков в области организации этого бизнеса ни у кого не было.
Михаил Суслов вместе с российским рынком искусства проходил разные этапы, кризисы 1998 и 2008 годов. «В 1998 году кризис был болезненнее. Больше и дольше — года два все отходило, а до этого ни купить, ни продать».
«У меня были моменты, когда галереи становились убыточными. Помогает то, что я занимаюсь разным антиквариатом. Если встают мебель и прикладное искусство, выручает живопись, коллекционные предметы. К такому широкому спектру я шел долго — 20 лет. На предметах обстановки собаку съел; а 10–12 лет назад серьезно подошел к живописи. Это самое капиталоемкое и самое сложное направление, тут степень ответственности очень велика».
Совсем другой путь к антикварному делу у Михаила Карисалова.
Михаил Карисалов родился в 1973 году в Ленинграде.
Окончил Российскую академию государственной службы при президенте РФ, Тюменский государственный нефтегазовый университет.
C 2003 года работает в компании СИБУР, где последовательно занимал ряд руководящих должностей. С 2018 года генеральный директор и председатель правления ООО «СИБУР».
Собирает произведения искусства с начала 1990 х годов, развивая и пополняя семейное собрание, основанное матерью, Ириной Карисаловой.
Ирина Ивановна Карисалова коллекционировать предметы искусства начала примерно со второй половины 1980-х годов. Тут важно учитывать контекст: Ленинград, жизнь в коммунальной квартире, очень разные соседи, в том числе «бывшие» — дворяне, их наследники, определенные семейные традиции.
Очевидно, какие-то старинные предметы Ирине Ивановне встречались с детства. Она рассказывала, что любовь к мебели, предметам в стиле классицизм возникла из посещений квартиры ее бабушки и дедушки по материнской линии (точнее, дедушка умер в блокаду, в 1942 году, но бабушка сохранила обстановку). В то же время сама Ирина Ивановна была музыкальным педагогом, искренне любила музыку и театр, что определило ее круг общения. Уже детские воспоминания Михаила— поездки в гости к ее подругам, скрипачкам, где можно было увидеть замечательные антикварные столики маркетри, резные комоды, обязательно кабинетную бронзу и даже живопись. Можно сказать, что в кругу подруг Ирины Ивановны это было в порядке вещей.
В какой-то момент в доме стали появляться античные шлемы, фарфоровая императорская посуда, предметы наборной мебели. Вот с мебелью было сложно: не хватало места. Поэтому что-то из приобретений стояло у друзей Ирины Карисаловой в Рощине, что-то хранилось на даче, что-то — у реставраторов. Пожалуй, все это начало приобретать некую стройность к 1987–1988 годам, когда Ирины Ивановна определилась, что ее интересует «русский промысел». Под этим условным названием имеется в виду и русская наборная мебель, и северная резная кость, и эмали по серебру конца XIX — начала ХХ века. В случае с эмалью, скорее всего, определенную роль сыграло происхождение Карисаловых. Все-таки эти изделия в неорусском стиле напрямую связаны с византийской традицией, а для Ирины Ивановны ее греческие корни были очень важны.
Семья ее отца родом из Греции, вырос же он в семье греков-иммигрантов на юге нашей страны. Возможно, отчасти этим же можно объяснить и появление в коллекции античных предметов. Время от времени Ирина Ивановна приобретала самые разные предметы прикладного искусства, в которых чувствовалась рука мастера. Прежде всего русскую бронзу, императорский фарфор.
Следующим шагом стала живопись. Там почти сразу наметились ее предпочтения — портреты. Она говорила, что для нее это не просто лица, но и яркие образы, характеры, человеческая красота, отражение социальной иерархии, моды того времени и бытовых привычек изображенных людей.
Ее увлеченность, и окружавшие Михаила с детства предметы, и люди, с кем довелось общаться - все это повлияло на него. Отдельно хочется сказать о домашней библиотеке по искусству, о литературе, которая с 12 лет Михаила чрезвычайно увлекала. Эти книги издательств «Эрмитаж» и «Аврора», каталоги выставок, альбомы с произведениями Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, издание 1973 года «Русская наборная мебель», из которого он узнал имена замечательных отечественных мастеров Никифора Васильева и Матвея Веретенникова. Тому, что Михаил в конечном счете сам увлекся коллекционированием, способствовало множество факторов: и преемственность, и очень важный опыт общения с хранителями из Русского музея и пригородных дворцов и, конечно, с коллекционерами. Когда все это видишь, слышишь и читаешь с детства, что-то тебе может нравиться больше, что-то меньше, но равнодушным точно не оставляет. В конце концов Михаил тоже стал покупать произведения искусства. Его первое приобретение он хорошо помнит.
Это был конец 1990 или начало 1991 года, магазин «Рапсодия» на улице Желябова (сейчас ей вернули историческое название Большая Конюшенная). Изначально там продавались, как и следует из названия, ноты и грампластинки, но позже открылся антикварный отдел. В огромных витринах стояли иконы в серебряных окладах, резные ларцы, эмалевые портсигары, а в зале выставлялась мебель. Так вот там Михаил и купил первый предмет, который, как впоследствии оказалось, был подделкой.
Он начал покупать очень рано, в 17–18 лет, принимал решения о покупках самостоятельно, конфликтовал из-за этого с мамой: она понимала, что он приобретает фальшивки. Однако ранний опыт научил его не только развивать глаз, ориентироваться на свой вкус, но и общаться с профессиональным сообществом.
В определенный момент незадолго до смерти Ирины Ивановны Михаил начал разбирать коллекции — а у них на тот момент уже были буквально ангары антикварной мебели. Нужно было организовать хранение, систематизировать, и тогда же он стал дарить предметы музеям. Начав еще при жизни мамы, хотя и без ее одобрения. Михаил уверен, что сегодня она не была бы против того, чтобы вещи — особенно музейные — вернулись туда, где изначально находились. Прежде всего это мебель и предметы интерьера, прикладное искусство из исторических собраний дворцов. Вот так за неполных два десятка лет удалось найти и вернуть в музей-заповедник «Царское Село» несколько десятков их исторических предметов, были удачи с вещами из дворца в Павловске — мебель Гамбса, часть мебельного гарнитура из кабинета Павла, тогда еще наследника, эрмитажная мебель из личных императорских покоев. Потом Карисалов передал в дар музею-заповеднику «Петергоф» десертные тарелки в неоготическом стиле, украшенные росписью по мотивам готических витражей. Они дополняют Собственный сервиз дворца «Коттедж» в петергофском парке. Также музею были переданы предметы из знаменитого Этрусского сервиза в «помпеянском стиле», выполненные для Царицына павильона в Петергофе, предметы из Фермерского сервиза — всего около 100 предметов.
Сначала он дарил отдельные вещи, а теперь уже действует несколько иначе. В диалоге с музейными специалистами изучает, и, если возможно, дополняет и дарит коллекцию целиком. Пушкинскому музею, который располагает выдающимся античным собранием, его семья в 2019 году передала античные шлемы и другие вещи из семейной коллекции — чуть более 100 предметов, датируемых VI веком до н.э. — II веком н.э.
Конечно, бывает сложно расставаться с какими-то предметами, и есть вещи, с которыми Карисалов пока расстаться не готов. Однако для него очень важно, что они будут экспонироваться, изучаться специалистами, будут введены в научный оборот. Особенно если речь идет о музеях, у которых строятся новые здания, как у Пушкинского музея, у Музеев Кремля, куда в 2020 году Карисалов передал 150 произведений северного косторезного искусства XVIII–XIX веков.
Выставки предметов из его коллекции прошли в Государственном историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственном музее А.С.Пушкина, Музеях Московского Кремля, Мультимедиа Арт Музее, музеях-заповедниках «Павловск», «Петергоф», «Царское Село» и других.
На этом фото мы видим два предмета - картоньер (шкафчик для бумаг) и канделябр. Канделябров два, второй стоит с другой стороны.
Чтобы не было сомнений, что эти предметы из покоев императрицы в Аничковом дворце, нам представили две фотографии, на одной видны канделябры, на другой виден картоньер.
Я нашла эту картину В.Л.Муравьева, где шкафчик-картоньер хорошо виден
Вот такие канделябры
Сегодня канделябры находятся в коллекции Михаила Суслова, а картоньер -у Михаила Карисалова и впервые за столетие встретились здесь эти предметы.
Думаю, что у вас возникнет вопрос -как такие предметы царского уровня оказались в частных коллекциях ?
После революции экспроприированное имущество активно распродавалось, государству нужны были деньги. Многое было продано за границу. Там предметы оседали у кого-то надолго , а потом через много лет всплывали на аукционах. Вот за ними и охотятся коллекционеры.
Кресло не сохранило первоначальную обивку, и не случилась ее реконструкция по образцу аналогичных кресел в Эрмитаже.
Нашла у себя фото из Эрмитажа с этим Готлисовым гарнитуром. Спинки выполнены разными и есть точно такие, как на кресле с выставки
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » 50-й Антикварный салон в Гостином дворе.