Выборг - самый европейский* город России
* и самый неухоженный из европейских...
.
Июль 2023 г.
.
"Лицом к лицу лица не увидать" - это как раз про нас с Выборгом. Точнее, про меня. Как вы думаете, сколько раз человек, работающий в выборгской фирме (пусть даже и в московском офисе) более четверти века, был в Выборге? Правильно, много А сколько раз за это же время он был там как турист? Уверен, что многие, а то и большинство из вас и тут угадают: ни разу Ну, знаете, это как люди, живущие на море, ходят купаться раз в сезон, и то не каждый год - вот так примерно было и со мной. Тем более что все поездки в Выборг не только сводились к стандартной бизнес-схеме "вокзал - офис (или отель с конференц-залом) - вокзал", но и проходили в основном зимой (с ненамного лучшими вариантами второй половины осени и первой половины весны), когда утром (до мероприятия) ещё темно, а вечером (после) - уже темно.
Так что сейчас, когда я рассказывал друзьям о своих планах на поездки из Питера, неизменно добавлял: "... и - будете смеяться! - в Выборг"
И всё же Выборг я видел, но было это чуть ли ни в прошлой жизни, в середине 90-х, когда мой новый руководитель решил показать мне город, в котором - пусть только по трудовой книжке - мне предстояло начать работать. И показал мне его не шаблонно и мимоходом, а плотно и "с погружением", за 2 дня. Я хорошо помню свои тогдашние впечатления от Выборга, которые сводились к двум основным тезисам: 1) город совершенно уникальный, абсолютно не имеющий аналогов в России, но 2) находится в жутком, ужасающем состоянии. Кстати, любопытно, что тогда о нём вообще мало кто знал, и если меня спрашивали, где я работаю, дальше следовал примерно такой диалог:
- в Выборге.
- а где это? (в 9 случаях из 10)
- в Ленинградской области, недалеко от финской границы.
- ("понимающе") а, в Питере!
- да нет же, в Выборге, он севернее.
- ну я понял, в Питере:)
Что изменилось за 27 лет? Прежде всего, Выборгом теперь никого не удивишь: о нём - по крайней мере, по названию - знают почти все, а многие (и не только питерцы) уже побывали в нём. А вот состояние города... Честно говоря, я ехал туда с оптимизмом: во-первых, сколько раз я читал, что "за Выборг взялись" и что город сильно "получшал". А во-вторых, я сам просмотрел много роликов и документальных фильмов и действительно видел, что там уже не создаётся впечатление полной разрухи, что многие уголки стали вполне "цивильно-европейскими". Но... как раз после всего этого посещение Выборга превратилось в холодный душ: я искренне не ожидал такого количества то ли ремонтных, то ли восстановительных (ведь разницу между ними не всегда отличишь) работ, такого числа зданий, закрытых строительными "пеленами". Причём многие из них прекрасно выглядели ещё в передачах не столь уж давнего времени, отчего у меня появились нехорошие мысли: неужели за город "взялись" так, что то, что было отреставрировано, всего через несколько лет потребовало нового ремонта?!
..........
Но ... всё, что я написал чуть выше, было исключительно из серии "...но истина дороже", а сам рассказ, конечно же, будет не об этом. Мне много раз писали, что мои рассказы получаются позитивными, даже если сам город, о котором идёт речь, мне не нравится, что я всегда искренне принимал как комплимент. Да, я никогда не скрывал своих эмоций от мест, где побывал, и если где-то что-то было не так (с моей "колокольни", разумеется), всегда честно писал об этом, но никогда не возводил свои разочарования "в культ" и не строил рассказ вокруг негатива. Так будет и сейчас, тем более что Выборг мне нравился и нравится - несмотря ни на что, и я продолжаю считать его (честно говоря, так оно и есть на самом деле) городом, равных которому в России нет - и даже тоже "европейские" и не в меру более ухоженные Черняховск с Зеленоградском не являются конкурентами Выборгу в той нише, которую он занимает. И если уж и сравнивать их (хотя лучше этого не делать, но всё же), то "шведско-финский" Выборг круче, чем "прусская" Калининградская область
...
Помню, тогда, в 90-х, я очень удивился, когда услышал, что выборгский День города отмечается 3 дня - и не из-за стремления растянуть праздник, а потому что каждый из дней соответствует стране, которой в разные эпохи принадлежал Выборг: Швеции, Финляндии и России (или Швеции, России и Финляндии, если соблюдать историческую хронологию). Именно шведский и финский (особенно если последний понимать обобщённо: как пребывание не только в независимой Финляндии, но и в "российском" Великом княжестве Финляндском) периоды и оставили тот уникальный архитектурно-исторический пласт, который превратил нынешний Выборг в музей - пусть и требующий капитального ремонта - под открытым небом.
Пожалуй, излишне злоупотреблять историей я в этом рассказе не буду, но есть моменты, пройти мимо которых невозможно - просто потому, что без них представление о Выборге будет неполным. И главный из таковых - основание Выборга. Да, племена корелов на этой территории обитали испокон веков, но город (точнее, как это обычно и происходило в Средневековье, его прообраз - крепость: статус же города Выборг получил в 1403 году) был основан шведами в 1293 году во время так называемого Третьего шведского крестового похода, бывшего частью шведско-новгородских войн (это отдельная "страница", сама по себе интересная, но явно не для этого рассказа). А его "отцом-основателем" считается маршал Торгильс Кнутссон, бывший в то время воспитателем и регентом малолетнего шведского короля Биргера Магнуссона. Правда, сам он в Выборге никогда не был и руководил всем "заочно", отдавая соответствующие приказы. А вот на берегах Невы Кнутссон отметился лично, построив близ места впадения в неё реки Охты - то есть в пределах современного Питера! - крепость Ландскрону, которая, правда, уже в следующем году была взята и полностью разрушена новгородскими войсками.
Не-не, одёргиваю я сам себя, надо немного остановиться и не сваливать в одну кучу все, пусть даже существенные исторические факты - лучше я буду упоминать их по мере посещения связанных с ними достопримечательностей, и тогда - может быть! - мне удастся сделать рассказ интересным и визуально красивым, а не нудным и тяжеловесным
...
Я приехал в Выборг из Питера (о нём, о Кронштадте и об Орешке будет отдельный рассказ) на "Ласточке", что очень удобно и быстро: в пути всего лишь час с небольшим, поскольку большую часть пути электричка фигачит со скоростью 155 километров. Но имеет место одно существенное "но": дело в том, что есть 2 вида питерско-выборгских "Ласточек" (не считая обычных электричек, которые едут 2 с лишним часа): с местами и без мест. Разница в цене между ними очень маленькая, но та, что с местами, ходит всего дважды в день в не слишком удобное для туриста время: рано утром и поздно вечером. А на ту, что без мест, надо садиться сразу, как только начинается посадка (то есть когда появляется возможность открыть кнопкой двери) - примерно за полчаса до отправления. Потому что уже через 10-15 минут свободных мест может не быть вовсе, а непосредственно перед отходом и встать хорошо не всегда удаётся (по крайней мере, такова ситуация с самой удобной утренней "Ласточкой"). Так что искренне советую купить билет заранее через приложение (сайт РЖД, как обычно, билеты на электрички - а "Ласточка" всё равно электричка, только скоростная - не продаёт) и приходить на вокзал минут за 40 до отбытия - но и тогда у дверей поезда уже будут очереди. В общем, комфорт поездки всецело зависит от степени предусмотрительности и заблаговременности всех действий
...
К сожалению, облицованное гранитом историческое здание выборгского железнодорожного вокзала, построенное в 1913 году в стиле северного модерна, не сохранилось: оно было взорвано в августе 1941 года отступающими советскими войсками, а нынешний вокзал возведён в 1953 году в облике советского "дома культуры" (словами умных источников - сталинского ампира).
На площади перед вокзалом стоит монумент с большой буквой W. Честно говоря, когда я впервые увидел её - а она появилась уже в 2006 году, то есть к моему этак 10-12-му приезду в Выборг, то подумал, что это реклама "Фольксвагена" Но оказалось, что всё намного проще и мудрёнее одновременно: дело в том, что хотя нынешнее имя города и по-шведски, и по-фински начинается с буквы V (Viborg и Viipuri соответственно), в стародавние времена Торгильса Кнутссона использовался скандинавский шведский язык, и на нём город звался Wiborg. Именно эта "историческая" буква W появилась в 1403 году на первой городской печати, а в 1788 году - на утверждённом Екатериной II гербе Выборга.
В верхней части W помещена ещё одна древняя геральдическая эмблема города: корона, которая также была изображена (только в количестве трёх штук, означавших Кальмарскую унию - союз Дании, Норвегии и Швеции) на всех символах Выборга от городской печати 15 века до современных герба и флага.
Если от вокзала немного пройти правее (по карте - левее), минуя автостанцию, по берегу залива с певучим именем Салакка-Лахти (что в переводе с финского означает "Салачья бухта", поскольку в финские времена на его берегу проводились салачьи ярмарки, впоследствии "перекочевавшие" в Хельсинки), то рядом с гостиницей "Дружба" (сколько деловых саммитов в ней было проведено, сколько обеденных бизнес-ланчей и представительских ужинов съедено!) можно увидеть два деревянных драккара - древних боевых кораблей викингов 9-10 (плюс-минус) столетий.
Конечно, драккары не настоящие: это "всего лишь" (хотя, думаю, многие города многое бы отдали, чтоб иметь у себя такое "всего лишь") копии, изготовленные в натуральную величину в 1984 году на Петрозаводском судостроительном заводе "Авангард" для проходивших в окрестностях Выборга съёмок фильма "И на камнях растут деревья" (мне кажется, из моего поколения его тогда посмотрели все) и подаренные впоследствии городу за помощь в организации съёмок массовых сцен. Причём слово "копии" я применил не случайно, поскольку у "выборгских драккаров" имелся вполне реальный прототип: так называемый Гокстадский корабль 9 века, обнаруженный в 1880 году на норвежском побережье. Правда, сегодня мы видим уже "копии копий", потому что в 2009 году обветшавшие и вконец почерневшие к тому времени драккары (я помнил их именно такими!) были заменены новыми, изготовленными на выборгской Верфи деревянного судостроения "Варяг".
И вот такой обаятельный "восьминожек" примостился в скверике на берегу бухты (слово "Lahti" переводится с финского и как бухта, и как залив, поэтому я чисто стилистически их чередую):
Кстати сказать, большая территория к востоку от залива (примерно до Вокзальной улицы и Красной площади) стала сушей сравнительно недавно: в середине 19 века были разобраны ставшие ненужными бастионные укрепления у Выборгской городской стены и полученным такие образом "сырьём" засыпана часть бухты, после чего она и приобрела столь правильные прямоугольные очертания. Так что исторический центр Выборга когда-то был ещё в большей степени полуостровом, чем сегодня:)
Отредактировано savl (2023-07-31 19:28:45)