Лена ГМ
Шатровая надстройка - это уже новодел, бизнес-центр, творение современных архитекторов
в целом неплохо получилось
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.
Лена ГМ
Шатровая надстройка - это уже новодел, бизнес-центр, творение современных архитекторов
в целом неплохо получилось
Теперь покажу самую большую площадь Самары, на который мы жили.
Это Площадь Куйбышева
Площадь Куйбышева – настоящий рекордсмен: она является самой большой площадью Европы и занимает свыше 17 гектаров. Почти половина территории площади заасфальтирована, а остальная часть занята деревьями, кустарниками и цветами. До 1930-годов архитектурной доминантой площади являлся Кафедральный собор, а площадь носила название Соборной. Большевики взорвали собор и на его месте построили Дворец культуры имени Куйбышева.
Вот какую характеристику дают ему архитекторы Виталий Стадников и Олег Федоров:
«Грандиозный памятник ленинградской версии позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена огрубленная, брутальная классика». <…> В дворцовой схеме симметричной композиции в центральном объеме с гигантским ордером и массивным аттиком находится театр оперы и балета, в крыльях — отделение художественного музея со спортивным залом и библиотека.
Проект ДК Куйбышева разработали ленинградские архитекторы Ной Троцкий и Николай Каценеленбоген. Официально акт приема о сдаче в эксплуатацию Дворца культуры был подписан 30 декабря 1938 года.
Теперь в здании Театр оперы и балета, чем фасад сильно подпортили двумя буквами, которым уж точно не месте на храме искусства.
Оперный театр был основан в Самаре в 1931 году, а через 2 года была создана балетная труппа. Здание театра, построенное в стиле неоклассицизма, считается ярким образцом советской архитектуры 30-х годов ХХ века. Оно украшено колоннами, статуями и скульптурными композициями.
Над колоннами барельефы, олицетворяющие сельское хозяйство, культуру, науку и промышленность.
На фасаде аппетитная девушка
Мы смогли заглянуть "одним глазком" в вестибюль, пока зрители выходили после детского спектакля.
Большой зал театра рассчитан на 1144 места, Малый зал вмещает до 180 зрителей. В репертуаре – классические постановки и авангардные спектакли. Афиша включает оперы, балеты, оперетты, концертные программы, музыкальные детские спектакли и семейные постановки. Также театр принимает в своих стенах фестивали классической музыки и танца..
С 1935 по 1991 год Самара носила имя советского партийного и государственного деятеля В.В. Куйбышева. Затем городу было возвращено историческое название, а о В.В. Куйбышеве напоминает площадь, которой присвоено имя политического деятеля и установлен памятник В.В. Куйбышеву .
Памятник В. В. Куйбышеву.
Монумент посвящен революционеру, крупному советскому политическому и партийному деятелю, и является знаковым для города. Открытие состоялось в 1938 году на площади, вскоре переименованной в пл. Куйбышева. Высота – 12 м, из которых 5 м – это постамент и 7 м – скульптура В. В. Куйбышева. Авторы - скульптор Матвей Манизер и архитектор Ной Троицкий.
Перед входом в театр увидели арт-объект в виде очков
По соседству в сквере памятник Д.Д. Шостаковичу работы Зураба Церетели.
Еще один памятный знак есть на площади.
Парад в Куйбышеве 7 ноября 1941 года — военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, прошедший во время Великой Отечественной войны на центральной площади города .
Это один из трёх больших парадов, проведённых в Союзе ССР в тот день, наряду с Московским парадом на Красной площади и парадом в Воронеже.
Решение провести парад в Куйбышеве было связано с эвакуацией туда в октябре 1941 года учреждений советского правительства, в том числе Наркомата обороны Союза ССР, а также иностранных посольств и дипломатических миссий.. Параду придавалось большое политическое значение: он должен был стать демонстрацией военной мощи Советского Союза как союзникам, полагавшим, что до падения Москвы остаются считанные дни, так и потенциальным противникам, особенно Японии и Турции, чьё вступление в войну против СССР считалась вполне вероятным, что вынуждало держать на границах с ними значительные вооружённые контингенты.
Парад в Куйбышеве являлся дублёром московского парада. В случае налёта немецкой авиации на Красную площадь в радиоэфир должна была пойти прямая трансляция из Куйбышева, а московский парад отменялся.
Военную часть парада организовывал начальник Куйбышевского гарнизона подполковник Лукин, воздушную — командующий ВВС Приволжского военного округа полковник Владимир Судец. При этом Ворошилов лично просматривал все документы по подготовке парада, утверждал воинские части, виды и количество вооружения и военной техники, вёл большую переписку с государственными, военными и партийными структурами, прилагая массу усилий, чтобы парад прошёл как можно лучше. По мнению историков, успешное проведение парада было для Ворошилова очень важным. Это была попытка реабилитироваться за продемонстрированную им ранее непригодность к командованию в современной войне, из-за чего первый маршал и был отозван с фронта и оказался в тыловом Куйбышеве.
Площадь действительно очень большая. Дом. где мы жили, смотрит прямо на театр.
Вот я отметила наш дом
Рядом красивый красно-белый дом ( ул Чапаевская 18б).
Построенное в 1895 году по проекту архитектора Александра Александровича Щербачева, это трёхэтажное кирпичное, Г-образное в плане здание, щипцами главного фасада выходит на ул. Чапаевскую и, соответственно, саму площадь.
Первоначально в нем располагалось городское училище, в постреволюционное сюда въехали Высшие Государственные Художественно-Мехнические Мастерские (ВХУТЕМАС) - учебное заведение нового, «революционного», формата, направленное на сочетание художественного и технического образования.
Изначально, в 1918 году, путем слияния Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи в Москве были созданы Государственные свободные художественные мастерские (Свомас), а 25 декабря 1920 года был подписан декрет о создании на их основе Государственных Высших Художественно-технических Мастерских. Целью Свомас и ВХУТЕМАС была подготовка «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования».
Для распространения нового типа художественных учебных заведений по всей стране было принято решение открывать Свомас и в других городах. Их организатором в Самаре стал художник-авангардист Самуил Яковлевич Адливанкин, прибывший сюда в 1919 году по поручению Отдела ИЗО Наркомпроса как выпускник московских Свомас. Вместе с ним в Самару приехали также еще несколько художников, обучавшихся в столичных ВХУТЕМАСах – Николай Николаевич Попов, Георгий Георгиевич Ряжский, Даниил Леопольдович Колобов и К.А. Михайлов.
Художники не просто обучали «новому искусству», но и активно участвовали в создании революционной предметной среды – украшали клубы, оформляли улицы к революционным праздникам, сооружали декорации к спектаклям, работали над созданием газеты. Самым значительным проектом художников самарских Свомас был эскиз неосуществленного памятника Третьему Интернационалу, выражавший «дух пролетариата и мировой революции».
Деятельность «Самарского ВХУТЕМАСа» завершилась в декабре 1921 г., когда, под влиянием разраставшегося голода и эпидемии тифа, столичный «авангардный десант» вернулся в Москву.
Ныне в здании расположена Академия для одаренных детей (Наяновой) названная так в честь ее директора - доктора экономических наук, кандидата педагогических наук Марины Венедиктовны Наяновой.
На боком фасаде этого же дома
Ночной вид на здание театра с нашего балкона
Дальше я буду писать про другие улицы просто по алфавиту, чтобы не пропустить что-то.
Улица Алексея Толстого.
Мы посмотрели в основном ее южную часть, где собраны наиболее старые дома. Вообще, эта часть центра Самары к югу -западу от площади Революции находится в худшем положении в плане реставрации домов, здесь много таких, которые могут до этой реставрации и не дожить.
За свою историю улица Алексея Толстого сменила несколько названий. Примерно до 1840-х годов она именовалась Большой. С 1840-х по 1860-е — Дворянской. Это название она отдала нынешней улице Куйбышева.
С 1860-х по 1930 год улица называлась Казанской — в честь Собора Казанской иконы Божией Матери, находившегося на территории бывшего завода клапанов, рядом с перекрестком улиц Алексея Толстого и Кутякова.
В ноябре 1930 года Казанская была переименована в улицу Обороны — в память об обороне Самары от войск Чехословацкого легиона в июне 1918 года.
В 1983 году улица Обороны получила имя писателя Алексея Толстого.
Дом № 19-21 по ул Алексея Толстого
В красивом и , к счастью , отреставрированном особняке по адресу ул. Алексея Толстого, 26/28 расположился Росгосстрах
Рядом современный дом с затейливым углом
Дальше совсем печальная картина - Особняк Субботина-Маркисона (ул. Алексея Толстого, 30 )
Дата постройки: ∼ 1911-1912 годы
Архитектор уже известный нам Михаил Квятковский
В середине ХIХ века этот земельный участок принадлежал купцу первой гильдии, председателю Первой городской думы и первому городскому голове Самары Бурееву Василию Ефимовичу. Известно, что ещё в 1851 году на этом усадебном месте находился двухэтажный каменный дом. В здании находилось 7 комнат, отапливаемых четырьмя печами, две комнаты первого этажа были заняты торговой лавкой, 6 окон которой и дверь выходили на улицу. Во дворе размещались одноэтажный каменный пристрой, летний дом, каретник, конюшня и амбар, и, что характерно, сад с оранжереей.
В 1876 году усадьба Буреева переходит в собственность Самарского отделения Волжско-Камского коммерческого банка и перестраивается. Все строения усадьбы сдавались банком в аренду Попечительному совету Самарского коммерческого училища.
В начале ХХ века часть зданий была снесена.
12 января 1910 года владельцем усадьбы становится потомственный почётный гражданин Субботин Андрей Андреевич. Точнее, дом им был приобретен в качестве приданного для своей дочери.. Предполагалось, что молодожены будут использовать дом, как доходный. Для реконструкции здания А.А.Субботин и приглашает Михаила Квятковского, и тот создает дом в стилистике средневековой Европы. В том числе достраивает еще один этаж, на крыше надстраиваются неоготические башни, возможно, пристраивается, столь любимый Квятковским, эркер.
Конечно, очень украшают дом стрельчатые окна и изумрудная майоликовая плитка.
Здание представляет интерес как пример романтической интерпретации готического стиля в архитектуре доходного дома. Одновременно художественную ценность представляют тонкая скульптурная и цветовая проработка основного фасада. Интересное цветовое решение – результат применения поливных керамических плиток. Это один из наиболее характерных декоративных приемов архитектуры эпохи модерна.
Окна первого этажа – арочные, второго этажа – прямоугольные, а окна третьего этажа и завершение окна эркера – стрельчатые. Окна основного объёма здания обрамлены тонкими колонками с капителями. Под окнами расположены рельефные полоски из розеток, а над окнами – из стрельчатых арок.
В 1914-1916 годах в доме снимали квартиры князь Вячеслав Александрович Кугушев — гласный Самарской городской думы, революционер, руководитель масонской ложи, и Алихан Букейханов, потомок казахских «чингизидов» торе, лидер самарской группы кадетов, будущий председатель правительства Алаш-Орды.
Примечательны воспоминания самарского кадета Александра Ёлшина, в которых он описывает, как его принимали в масоны в квартире князя Кугушева, причём в ритуале участвовал Александр Керенский, будущий глава Временного правительства:
«В начале июня в Самару приехали А.Ф. Керенский и Н.В. Некрасов (генеральный секретарь масонской ложи «Великий Восток народов России», член кадетской партии). Я был у них в номере — они остановились в гостинице «Националь» на углу Саратовской и Панской…
На другой день они были у меня и в разговоре пошли ещё дальше — выяснилось, что речь идёт о масонстве. Меня это чрезвычайно удивило, так как я полагал, что эта организация с её ритуалами давно минувших времён уже давно не существует. Наш разговор кончился тем, что я дал согласие на вступление в масонство.
Принятие было назначено в квартире Кугушева. Для меня было несомненно, что Алихан Букейханов также состоит в братстве, ибо он вначале играл роль посредника между мной и Керенским с Некрасовым… Он завязал мне глаза и предложил подождать в таком положении некоторое время и не снимать без него повязку.
Через некоторое время я услышал шаги вошедших людей, и затем голос Керенского заявил мне, что я нахожусь перед делегацией Верховного Совета братства масонов. Было задано мне несколько вопросов, и затем, стоя, я повторил за Керенским клятву. После этого с меня сняли повязку… Кажется, прямо оттуда мы все пошли на пароход общества «Кавказ и Меркурий», на котором Керенский и Некрасов уезжали в Саратов. Это было 12 июня 1914 года».
Последним владельцем особняка (перед 1917 годом) числился Давид Гершевич Маркисон.
К 1 января 1919 года все строения национализированы и 12 квартир парадного здания заселены новыми жильцами. С тех пор это многоквартирный жилой дом.
Это был не самый лучший период в истории особняка. Наверное, лишь запас прочности, заложенный строителями, помог дому выстоять без малого сотню лет без ухода и надлежащей эксплуатации. Понять, что уникальный шедевр архитектора Квятковского находится в плачевном состоянии, просто — достаточно посмотреть на фасад: как говорится, на лице всё написано.
Оригинальные рамы окон заменены собственниками на пластиковые, и это, наверное, меньшая из бед. Мощные кронштейны, на которых покоятся два балкона, превращаются в труху. Несколько лет назад утрачено ограждение балконов. Покрытие эркера обвалилась, обнажив его каркас, а верхняя часть просто закрыта листом железа. Летом 2014 года частично обрушился фасад здания, вероятно, не в первый и не в последний раз, поскольку весь дом покрыт трещинами:
Стоит отметить, что внутри здание выглядит менее проблемным, чем снаружи. На лестничных площадках сохранились оригинальная мелкоформатная керамическая плитка, так называемая метлахская, металлические ограждения лестниц, рамы окон, остекловка и даже цветные стёкла. Стены подъезда декорированы чеканными панно с орнаментом.
Первый и последний раз капитальный ремонт делали в 1984 году — обновили фасад, отремонтировали коммунальные квартиры, подъезды и коридоры. Спустя десять лет, в 1994 году, перекрыли крышу
Лена ГМ
страшней всего выглядят балкончики
Здание дворянского собрания или особняк Путилова (ул Алексея Толстого, 50 / Пионерская 17)
Архитектор А. И. Мейснер (1852-1883).
Здание Дворянского собрания иначе и не представить - классицизм. Именно такой стиль выбрал самарский помещик А.А.Путилов для своего особняка, чтобы отличаться от других богатых домов Самары. Проект особняка даже утверждался в Петербурге техническим комитетом при Главном управлении публичных зданий. С улицы он был двухэтажным, а его волжский фасад был весьма торжественным, с 4-х колонном портиком на монументальном цокольном этаже с арками
И случилась с домом А.А. Путилова чуть похожая история, что и со зданием суда А.Ф. Светлова.
У самарского Дворянского собрания не было своего здания, а собирались они раз в 3 года, решали сословные и местные дела, избирали предводителей дворянства, исправников и др. Да и бывало балы с застольями проводили. Продолжались такие собрания до 15 дней, а то и более. Обычно для этих целей арендовались дома состоятельных самарских купцов, которые от этого дела имели хорошую прибыль. А тут на глазах у всех А.А.Путилов строит огромный особняк, дом своей мечты...Самарское дворянское собрание решило купить особняк на стадии строительства. А.А.Путилов долго сопротивлялся, жаловался, торговался, но все же не смог устоять и продал особняк.
Напротив находится большое угловое здание в самом плачевное состоянии. Оно заброшено, нежилое.
Это Особняк Неронова-Шихобалова (ул. Алексея Толстого, д.39)
История его очень насыщена и интересна.
Особняк Неронова на углу улиц Алексея Толстого и Пионерской часто вспоминают, когда речь идет о памятниках архитектуры, которым требуется скорейшая реставрация. Надежда на нее появилась в феврале 2022 года.
Тогда стало известно о передаче особняка на баланс «Почты России». К концу 2026 года в отреставрированном особняке Неронова должен открыться кадровый центр этой уважаемой госкомпании.
Дом на этом участке был изначально деревянным, В 1844 году этот участок с этим домом купил
самарский дворянин Алексей Неронов (1810 – 1853). Это был человеком с хорошей предпринимательской жилкой, молодой 40-летний мужчина, чиновник невысокого ранга – титулярный советник, но, скорее всего, интересный, успешный и образованный.
Человек нового типа. Эдакий капиталист до отмены крепостного права. Арендовал казенные земли и рыбные ловли, где использовал труд батраков. Имел также собственные поместья в Самарском и Симбирском уездах.
В своем деревянном доме Неронов, вероятно, часто принимал большой круг наиболее известных в городе людей того времени:
— самарского помещика Дмитрия Путилова (хозяина кумысолечебницы и автора слов известного романса Алябьева «Не задумывайся, мой друг») и его брата, уездного предводителя дворянства Аристарха Путилова,
— декабристов – братьев Беляевых, поселившихся после ссылки и службы на Кавказе у сестер в Самаре и построивших второй пароход на Волге,
— своего руководителя со службы – начальника Самарской удельной конторы Николая Набокова (прадеда писателя) и других.
Казалось, что все у Нероновых складывалось прекрасно. Алексей Александрович удачно выдал дочь Надежду замуж за князя, флотского офицера Сергея Урусова. Но несчастья все-таки не обошли семейство стороной.
13 июня 1850 года вспыхнул очередной страшный пожар в Самаре. Деревянный дом Неронова сгорел.
Алексей Александрович не стал горевать и в 1851г. выстроил новый, уже каменный двухэтажный особняк. со скошенным углом, балконом на чугунных кронштейнах и подвальным этажом со сводами. Цоколь отделан «плитным камнем».
В описи указано: «Во всем доме потолки и стены оштукатурены, парадные комнаты отделаны в европейском вкусе с лепной работой, полы и потолки двойные, чистые полы с паркетом дубового леса под лаком; просветы окон отделаны под мрамор. Летние переплеты окон из дубового дерева, стекла зеркальные, приборы медные. Зимние переплеты соснового леса под лаком, стекла бемские. В зале две стеклянные створчатые двери. Створчатых дубовых дверей в доме – 15, «одинаких» – 4. Дверные приборы медные с замками. В доме 3 печи, из них одна голландка с белыми изразцами. Камин. Над парадным крыльцом – железный зонт».
В конце описи читаем: «Вообще внутренняя отделка комнат, особенно парадных, изящная. Дом построен в 1851 году, окончательно отделывается в настоящем 1852 году».
В первом этаже: 1) парадный подъезд; 2) передняя, из которой проход на парадную лестницу во второй этаж; 3) коридоры; 4) задняя прихожая; 5, 6) подсобные помещения. В пристрое – стеклянная оранжерея.
Во втором этаже: 1) парадная лестница; 2) коридоры; 3) кабинет; 4) гардеробная; 5) спальня; 6) будуар; 7) диванная; 8) гостиная; 9) бальный зал.
Однозначно, дом для роскошной жизни и больших приемов! Внутренняя планировка особняка Алексея Неронова авторская, продуманная хозяином и выполненная, вероятно, первым самарским губернским архитектором Андреем Ивановичем Мейснером (1809 – 1856).
Именно Мейснер занимался восстановлением города после пожаров в 1851 – 1855 годах, участвовал в губернской комиссии по выдаче ссуд погорельцам, построил массу частных домов в Самаре.
Что касается фасадов особняка, то почти все они в то время типовые, выполненные по образцу, классические и взяты из книг и тетрадей «Высочайше одобренных чертежей на частные постройки в городах». Дом Алексея Неронова — образцовой классической архитектуры.
Умер А.Неронов в 1853 года в возрасте 43 лет от холеры.
Такая блистательная жизнь и новый шикарный каменный особняк – и такой трагический конец! Жена Елизавета Андреевна вступила в наследство и переехала в деревню, а в доме осталась жить дочь Надежда с супругом князем Сергеем Степановичем Урусовым. Часть особняка вдова Елизавета Андреевна сдавала под квартиры, а еще она допустила роковую ошибку – она в итоге зачем-то отказалась от прав на дом, и он официально перешел дочери – Надежде Алексеевне.
В 1858 году умерла Надежда, а в 1862 году ее муж – Сергей Урусов. Именно тогда и объявился новый претендент на владение домом – жена коллежского регистратора Евгения Александровна Бачманова, родная сестра помещика Алексея Александровича Неронова. Она была следующей наследницей согласно порядку наследования по завещанию.
Сначала вдова титулярного советника Елизавета Андреевна сильно возмутилась появлением этой наследницы, писала жалобы во все инстанции вплоть до Собственной Его Императорского Величества канцелярии, подняла большой скандал от Самары до Петербурга, но затем, поняв, что закон на стороне золовки, отказалась от дома .
В начале 1870-х годов усадьба оказалась в собственности уральской казачки Анфисы Сергеевны Шапошниковой.
В 1894 году городская усадьба на углу Казанской и Воскресенской улиц (так они тогда назывались) приобретена Высочайше утвержденным товариществом «Печатня С.П. Яковлева».
В 1868 году будущий действительный статский советник и сенатор, благотворитель, владимирский дворянин С.П. Яковлев открыл в Москве типографию. Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». Здесь издавалась художественная, научная, справочная литература, инструкции, бланки.
Если в 1860 – 1870-х годах провинциальный заказчик чаще всего обращался в московские или столичные типографии, то в начале 1880-х в губерниях появились собственные издатели с доступными ценами на свои услуги. Именно поэтому в условиях жесткой конкуренции крупные полиграфисты Москвы и Петербурга пришли в глубинку. К середине 1890-х «Печатня С.П. Яковлева» имело отделения в Санкт-Петербурге, Харькове, Воронеже, Екатеринославе, Саратове, Калуге.
В 1894 году Товарищество «Печатня С.П. Яковлева» приобрело бывший нероновский дом , а в 1895 г. директор-распорядитель Товарищества статский советник С.П. Яковлев подал в Самарскую городскую управу прошения о перестройке каретника в каменное в два этажа здание типографии в глубине двора. В самом же бывшем усадебном доме было много свободных жилых площадей, которые, сдавались в аренду под квартиры.
Местные типографы крепко стояли на ногах, печатали «Самарский вестник», «Самарскую газету», орган городского самоуправления «Самарский листок объявлений», держались за частные, городские, земские и губернские заказы, обеспечивали нужды епархии.
Помимо этого, в 1902 году в Самару пришел еще один московский гигант – скоропечатня Левенсона. А вот дела у Самарского отделения Товарищества «Печатня С.П. Яковлева» шли все хуже, и оно было закрыто в 1903 году.
У особняка на углу нынешних Пионерской и Алексея Толстого в том же году появился новый владелец, принадлежавший к известнейшему купеческому клану Самары.
В 1903 года Яковлев продал дом в собственность потомственного почетного гражданина Самары Петра Ивановича Шихобалова.
Петр Иванович Шихобалов на своем новом дворовом месте начал грандиозную стройку. Главное, два основных здания – старый дом Неронова и бывший корпус типографии – были объединены, все помещения перепланированы, полностью изменена отделка фасадов.
Все, что теперь напоминало старый дом Неронова, – форма окон второго этажа и скошенный угол с балконом, да и он был поставлен на новые кронштейны в виде грифонов, а окна обрамлены наличниками. Все фасады рустованы со штукатурным покрытием «под шубу», в простенках окон появились вставки масок львиных голов.
Богатые интерьеры включали в себя величественную мраморную парадную лестницу с колоннами и ограждением с балясинами, расписные и лепные карнизы и потолки.
( Сейчас остатки этой красоты можно увидеть в незакрытые окна особняка)
В обновленном доме Шихобалова были зал для приемов, столовая, спальни, детская для девочек, будуар.
Далее кабинет хозяина с сейфовой комнатой и тяжелой дверью с клеймом знаменитых механических заводов Франца Сан-Галли в Петербурге и Москве. Ценная дверь недавно была украдена…
Есть уверенность, что во время реставрации откроются новые интересные детали как в интерьерах.
Можно предположить, что автором проекта перестройки в усадьбе Петра Шихобалова был архитектор Александр Щербачев.
Шихобаловы и Щербачевы дружили семьями, жили на улице Казанской в соседних кварталах. В семейном альбоме Щербачевых есть несколько снимков Лидии и Петра Шихобаловых на званом обеде в саду архитектора. Помимо этого, Александр Щербачев являлся автором проекта расширения корпуса типографии 1898 года, и объект ему был хорошо знаком.
По документам военно-автомобильной повинности 1914 года, во дворе дома парковался личный автомобиль Петра Шихобалова марки «Фиат» с регистрационным номером 93.
Стоит отметить, что братья Шихобаловы, как многие их знакомые или партнеры, уже совсем не похожи на замкнутых купцов-старожилов. Они мыслили больше не пудами муки, сала или пашней, а скорее проектами, были современными буржуазными дельцами и спекулянтами, активно вкладывали в искусство, путешествовали по миру, являлись страстными автолюбителями.
В начале XX века Павел и Петр Шихобаловы увлеклись коллекционированием предметов искусства. И не последнюю роль в этом деле, вероятно, сыграл художник, участник выставок кружка самарских художников, учитель рисования в местных учебных заведениях, в 1920-х годах сотрудник художественного отдела краеведческого музея Василий Васильевич Гундобин, дававший уроки дочерям Шихобаловых.
Гундобин сам слыл известным коллекционером и знатоком искусств и стал для семей купцов-собирателей Шихобаловых и Пермяковых своего рода экспертом. Собрание картин Петра Ивановича Шихобалова было намного меньше, чем у брата Павла, но все-таки не менее интересно. Братья посещали много московских и столичных выставок, встречались и переписывались со знаменитыми художниками.
Потрясающим фактом оказался визит Василия Ивановича Сурикова со своей возлюбленной на дачу Петра Шихобалова в 1903 или 1904 году.
Петр Иванович Шихобалов потерял многих близких и дорогих людей, а потом и свой особняк. Сначала в 1898 и в 1906 гг. умерли братья Николай и Иван.
В 1908 г. ушел из жизни дорогой наставник, помощник и советчик в делах, один из самых уважаемых людей в купеческом городе — двоюродный дед Антон Шихобалов. Дальше — еще ужаснее!
1 октября 1911 года , от острого воспаления брюшины (перитонита) в возрасте 32 лет скончалась жена Лидия и оставила Петра Ивановича с шестью дочками !
В 1915 г. умерла девятилетняя Татьяна — с тем же п диагнозом, что и у матери.
В 1918 году дом Петра Шихобалова муниципализирован, а хозяин с дочерьми переселен в четыре комнаты первого этажа.
В октябре 1918 года Петр Шихобалов уехал из Самары, а его дом был разграблен.
В советское время особняк Неронова-Шихобалова отошел военному ведомству.
С середины 1920-х годов в нем размещалось военно-ветеринарное управление ПриВО.
В 1954 году бывший особняк Шихобалова отдали под типографию и редакцию окружной газеты «За Родину».
Последние лет 20 дом Неронова-Шихобалова – памятник федерального значения – пустовал и продолжал разрушаться, был прибежищем разного рода асоциальных элементов и вандалов.
Стены комнат и залов покрыты граффити, повреждено много лепнины и балясин, большинство металлических элементов печей и фурнитуры исчезли, уникальная сейфовая дверь завода «Сан-Галли» похищена – это совсем невосполнимая потеря.
Больше повезло еще одному дому на том же перекресте. Реставрации дождался Особняк Василия Сурошникова ( Алексея Толстого, 41)
Дата постройки: 1909-1912 годы
Архитектор: первоначальный проект — Федор Шехтель, надзор за строительством — Александр Щербачев
Особняк одного из самых богатых в Самаре купцов В. М. Сурошникова (только маленькая деталь: он владел 18-ю домами и открыл крупнейшую в городе частную электростанцию) .
В архитектуре особняка видны принципы позднего модерна: здесь и грубая кладка цоколя из жигулевского известняка, и облицованные глазурованной плиткой стены. Отличает этот дом и скошенный угол с балконом на высоких кронштейнах, и запоминающая граненая башня на углу улиц. Угловой балкон напоминает машикули правой башни Ярославского вокзала в Москве.
Дом фиксирует важный градостроительный узел, диагональная ось которого совпадает с диагональю перекрестка. На углу самарских кварталов возводились, как правило, более внушительные по размерам дома. Эти особенности самарского зодчества нашли отражения в композиции здания, в котором угадывается влияние «северной ветви» модерна.
В особняке Сурошникова имелись все привычные нам, но еще редкие для Самары XX века блага цивилизации — электричество, водопровод, центральное отопление, телефонная связь.
Особняк известен и тем, что во время Великой Отечественной войны в нём жила дочь Сталина Светлана Аллилуева.
Сейчас в особняке находится Управления финансового обеспечения Минобороны. Уж им то, да не отреставрировать особняк ?!
Историческая мечеть (ул. Алексея Толстого, 61) при нас была на реконструкции, поэтому внизу еще стоял строительный забор.
И завершаю обзор улицы Алексея Толстого "алыми парусами"
Если продолжать следовать алфавитному принципу, то перенесусь совсем в другой угол центра Самары на ул. Буянова.
Здесь нас интересовал только один адрес - дом № 29. У этого дома самый креативный двор Самары.
Здесь по соседству с высокими современными домами стоят старые деревянные дома-развалюхи. Стыдно еще , что в нашей стране люди живут в таких условиях, но при этом умудрились из всего того, что надо бы выкинуть на помойку, сделать забавный двор.
Трогательный цветочек под портретом Высоцкого
Очень ностальгично - у меня были некоторые из этих дисков -и Дайана Росс, и АББА, и другие
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.