Дом Красной Армии - это угол улиц Фрунзе и Шостаковича, за этим перекрестком улица Фрунзе продолжается еще на один квартал. С одной стороны на ней дома, а с противоположной - площадь Чапаева и за ней сквер им. Пушкина. Сначала покажу некоторые дома .
Дом следующий по улице, ул. Фрунзе, 167, сразу за перекрестком не очень примечателен внешне, но в нем находится музей «Бункер Сталина»
Это одна из главных достопримечательностей города. Построенное в 1942 году бомбоубежище для высшего руководства страны было засекречено вплоть до начала 90-х годов. Находится оно на территории института культуры и не утратило своего оборонного предназначения. На верхних этажах расположены помещения для охраны, складов, технических служб. А на самой глубине – полностью оборудованные всем необходимым комнаты для работы, отдыха, зал заседаний.
https://www.bunkerstalina.com/
В этот музей мы не ходили.
Следующий дом по той же стороне называется Дом «Муха», улица Фрунзе, 169.
Назван в честь Альфонса Мухи. “Муха” - 9-квартирный жилой дом с офисами на первом этаже.
В Самаре принято считать «Муху» (архитектор Леонид Кудеров, 1991-1996 годы) началом постсоветского архитектурного этапа. У архитекторов Дома-Мухи была четкая установка на реализацию. Авторы, сами занялись поиском инвесторов, будущих жильцов, не дожидаясь подачек государства. Модерн является единственным большим стилем, полноценно выраженным на улицах Самары. Отсюда желание вернуться к нему, да еще зафиксировать гламурный крен в сторону западного декаданса — посвящение декоратору Сары Бернар, Альфонсу Мухе. Спору нет, изощренная скульптурная пластика объема, отсутствие плоскостной орнаментальности, вкупе со скупыми окнами-бойницами передают настроение нордического модерна.
Следующий дом совсем другой -нарядный деревянный теремок. Это Дом помещика Юлия Поплавского (ул. Фрунзе, 171)
Предположительная дата постройки: 1899-1900 годы Архитектор: Щербачев А.А. Дом входит в число памятников культурного наследия регионального значения.
Въезд во двор украшен деревянной аркой с калиткой, на них имеется двускатная крыша.
Владелец дома содержал в Самаре несколько лавок, совершал махинации с лесом и занимался ростовщичеством. Умер в 1912 году.
С балкона дома открывается вид на Самарский академический театр драмы имени Горького.
Юлий Иосифович (Осипович) Поплавский (1862 - 1912) - николаевский и бузулукский помещик, дворянин, инженер.
Уроженец Вильны (нынешнего Вильнюса) переехал в Самару в детстве с родителями, по окончании гимназии дальнейшее образование получил в Петербургском Институте инженеров путей сообщения, впоследствии служил на железной дороге, дружил с другим известным самарским путейцем – Николаем Гариным-Михайловским. Строил мост Александра II у Батраков (Октябрьск) через Волгу, брал и другие железнодорожные строительные подряды.
Получил в наследство имение в Николаевском уезде, а позже приобрел в Мало-Малышевской волости Бузулукского уезда Самарской губернии более 1000 десятин с озером, владел землями и в Старо-Буянской волости Самарского уезда с центром в маленьком селе Заглядовка. В 1897 - 1903 годах фактически полностью и, естественно, выгодно продал земли Крестьянскому поземельному банку, и его угодья через банк арендовали крестьяне, проходящие в документах как «Поплавское крестьянское товарищество». Крупные суммы, полученные от продажи земли банку, он вложил в строительство и обустройство своих домов в Самаре и открытие собственных лавок.
Мало-Малышевская усадьба превратилась в дачу с землей только под сад и огород.
В 1899 году личный дом Юлия Иосифовича Поплавскского с деревянными службами должен был быть выстроен на его собственном дворовом месте на Саратовской улице в 94 квартале (в 1912 году 110 квартал) города между бакалейной лавкой В.А. Кичаева и его жены Домны Яковлевны и гостиницей «Театральная» (дешевые номера) лесоторговца Николая Феофановича Иванцова. По заказу Юлия Иосифовича Поплавского архитектором А.А. Щербачевым был запроектирован деревянный дом, напоминавший хозяину Мало-Малышевскую усадьбу. После внесения некоторых корректив в проект, дом был выстроен уже в 1900 году, стоимостью 3 000 рублей, о чем имеются данные в самарских адресных справочниках. Основным изменением в первоначальном проекте было переустройство шатровых крыш, они стали выше, а флюгера встроены в гигантские массивные металлические шпили, что придавало, по сведениям журналистов газеты «Самарский курьер», «стремительный характер искусному дворцу господина Поплавского».
Главный фасад имеет симметричную 3-частную 5-осевую фронтальную композицию. Стены цокольного этажа выполнены из известнякового камня. Прямоугольные оконные проемы декорированы наличниками с прямыми сандриками с пропильными подзорами. Главный фасад фланкирован объемами главных входов, акцентированными балконами с вальмовыми навесами по второму этажу и четырехгранными шатрами, увенчанными высокими металлическими шпилями.
С южной стороны к дому примыкает деревянная проездная арка с калиткой, украшенные щипцом с двускатной крышей. Здание имеет Г-образную форму в плане за счет пристроя к основному дому со стороны двора объема кухни, клозета и хозяйственных помещений. Планировка коридорная...