дача окружена забором и доступа к ней практически нет. Покажу фото из интернета
она сейчас еще и на реставрации, можно заглянуть через забор, но все в лесах. Вроде, должны закончить к 2024 году.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.
дача окружена забором и доступа к ней практически нет. Покажу фото из интернета
она сейчас еще и на реставрации, можно заглянуть через забор, но все в лесах. Вроде, должны закончить к 2024 году.
она сейчас еще и на реставрации, можно заглянуть через забор,
Туда ногами не дойти, надо специально ехать. Даже нам, при наличии пяти дней это было совсем не с руки. Ради одного взгляда из-за забора... Ну ты понимаешь...
Если бы посмотреть изнутри...
Был вариант - если брать экскурсию в замок Гарибальди индивидуально, то можно было попросить на обратном пути подвезти.
Лена ГМ
Ну ты понимаешь...
то можно было попросить на обратном пути подвезти
заманчивое место, но до конца реставрации точно не стоит ехать. Ничего даже снаружи не разглядеть.
Отредактировано Loconte (2023-08-02 12:32:59)
Дом промышленности (улица Куйбышева, 145). Это огромное здание, занимающее угол на пересечении ул. Куйбышева и ул.Красноармейской. Памятник конструктивизма, 1936 год (Н. Сухов, В. Клочков). Я хоть и не поклонница конструктивизма, но образцы этого стиля в Самаре оказались самыми достойными, что я не могу не отметить.
Напомню, что такое конструктивизм. Этот стиль был очень популярен в 20-30-е годы XX века. Советский конструктивизм, с одной стороны, являлся своего рода отрицанием «буржуазного» модерна, с другой – немало от него унаследовал, в частности, асимметрию фасадов и принцип компоновки зданий «изнутри наружу», т.е. когда внешний вид той или иной части здания отражает функцию её внутренних помещений.
Но, в отличие от модерновых построек начала XX века, конструктивистские здания практически полностью лишены внешнего декора, им свойственна максимальная функциональность всех элементом, а внешний вид характеризуется монументальностью и рубленными, геометрически четкими формами.
Громада Дома Промышленности до сих пор поражает своими размерами. Он никак не влезал в кадр.
Дом строили в 1929-1933 годы по проекту Василия Сухова для размещения центра управления всеми отраслями промышленности области. Также здесь находилась библиотека, актовый зал на 500 человек и столовая. По первоначальной задумке, Дом Промышленности должен был занять весь квартал в границах улиц Куйбышева, Красноармейской, Фрунзе и Льва Толстого, но то ли большевики пожалели чудесный особняк Ивана Клодта, также расположенный на этой территории, то ли просто не хватило строительного материала. Известно, что грандиозная стройка испытывала дефицит кирпича, и на возведение здания пустили в числе прочего и камень от разрушенного Кафедрального собора, который когда-то стоял на нынешней площади Куйбышева.
Облик Дома Промышленности претерпел значительные изменения ещё в Советское время. В 1961 году его реконструировали в духе соцреализма. Сквозной проезд во двор был заменён просторным вестибюлем, а на фасаде появились барельефы с изображением достижений народного хозяйства.
Ещё не так давно часть помещений Дома Промышленности занимали различные магазины и офисы, кафе и даже филиал одного из вузов, но в 2016 году здание окончательно опустело. Оно было признано пожароопасным: несмотря на всю монументальность сооружения, его внутренние перегородки и перекрытия деревянные, и в случае возгорания оно может выгореть в считанные минуты. Увы, подобные случаи с конструктивистскими зданиями в Самаре уже были…Вспомним, пожар в здании МВД.
К Чемпионату мира по футболу 2018 года фасад здания покрасили, чтобы он не пугал гостей города, но внутри всё осталось без изменений. Сейчас Дом Промышленности является собственностью АО «Транспортно-логистическая корпорация», а то, в свою очередь, принадлежит министерству имущественных отношений Самарской области. Уже более 10 лет областные власти пытаются продать здание, но безуспешно. Недавняя экспертиза оценила «заброшку» в 400 млн. рублей, ещё 750 млн. потребуется на реконструкцию здания. Пока желающих потратить такие деньги на довольно сомнительное вложение не находится.
На улице Куйбышева есть еще несколько интересных зданий, но не до всех мы дошли.
Назову Особняк Наумова (Ул. Куйбышева 151) В нем Самарский Дворец детского и юношеского творчества. Режим работы: Пн-Вс: с 9.00 до 21.00 Советую зайти и попроситься посмотреть на частично сохранившиеся интерьеры.
Крестьянский поземельный банк (Куйбышева, 153 )
Здание строилось с 1909 по 1911 гг. именитым петербургским архитектором Александром Ивановичем фон Гоген(ом) известным своими постройками городской мечети, и музея Суворова в Петербурге. Здание построено в стилистике северного модерна.
Особняк Общественного собрания (Куйбышева, 157) В нем сейчас Военно-исторический музей краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа.
А я покажу еще несколько фото , сделанных на улице Куйбышева.
Подворотня, она может выглядеть очень прилично, если приложить руки
Решетки ворот других арок
Следующая улица, по которой мы с вами пройдемся - это улица Фрунзе. Она идет параллельно ул Куйбышева, только восточней.
Начну с дома 43 по ул.Фрунзе, дом на углу с Пионерской ул.
Это особняк Благовещенского.
Время постройки - начало ХХ века.
Не сняла дом с угла, а там интересный эркер с башенкой, поэтому фото взяла в интернете.
Первыми известными владельцами угловой усадьбы с нынешним адресом Фрунзе,43/Пионерская,58 были самарские мещане А.Н. Шишкин и В.И. Чистиков. К 1874 году на участке по улице стояли одноэтажный дом и каменная лавка, во дворе – деревянный флигель на каменном полуэтаже.
В 1895 году усадьба перешла в совместную собственность А.Н. Алексеева и А.В. Благовещенского, еще через три года господин Благовещенский стал единоличным хозяином. Информация о нем полностью отсутствует, разве что фамилия позволяет предположить, что или принадлежал к духовенству, или происходил из священнического сословия. За время владения участком Благовещенским новых строений на усадьбе налоговые ведомости не отметили, а в 1902 году участок перешел к самарскому купцу Александру Степановичу Борщеву – племяннику основателя Самарского ботанического сада Василия Борщева. Поскольку Александр Борщев владел усадьбой вплоть до национализации в 1918 году, совершенно очевидно, что именно он и выстроил нарядный модерновый особняк с необычной символикой , упорно именуемый в реестре объектов культурного наследия «Домом Благовещенского».
Автор проекта известен – это Алексей Алексеевич Волошинов. Уроженец Ново-Черкасска и выпускник Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров, сразу после окончания учебы в 1901 году был приглашен на должность инженера в Самарскую Земскую управу, с 1908 года служил и.о губернского архитектора, а в 1911 по 1918 – уже утвержденным в должности губернским архитектором.
Время постройки указывается расплывчато – с 1903 по 1917 годы, но логичнее обозначить дату около 1910-го – поскольку постройки раннего модерна отличались большей фантазией, гротеском, декоративностью и «эмоциональностью», а поздний , в предвосхищении наступающих суровых времен, наоборот, сделался строгим и «рациональным».
Кроме того известно, что сам Александр Борщев с семьей в особняке не проживал. После окончания строительства сходу сдал в аренду под канцелярию вновь назначенного самарского губернатора Н.В. Протасьева, а Николай Васильевич Протасьев заступил в должность 23 августа 1910 года, то есть к этому моменту дом уже точно был построен. Кстити, Протасьев известен как автор брошюры о необходимости строительства Беломорско-Балтийского канала.
По поводу этого дома есть легенда, утверждающая, что «праздничный» дом с символикой брачного союза был выстроен Михаилом Челышевым в качестве свадебного подарка сыну? О судьбах детей Челышева информации мало, а об их браках вообще отсутствует. Сказать можно только, что из четверых сыновей Челышева в 1910 году Илье было 4 года, Сергею – 15, Константину – 17, Михаилу – 21.
Поскольку самарские легенды всегда содержат долю истины, думается, какое-то отношение к особняку Челышев имел. Скорее всего, выступал строительным подрядчиком и дом возводили его бригады. Для себя же Челышев строил дома исключительно в "русской кирпичной" стилистике.
По поводу же "неразгаданных" обручальных колец на фасаде - еще одно предположение. Как известно, после кончины первой супруги Александр Борщев женился вторично - на юной Лидии Голштейн, бывшей почти ровесницей его дочери Марии. Возможно, особняк стал свадебным подарком именно Лидии?
В настоящее время в историческом особняке работает медицинский центр «Династия».
Дом относительно недавно отреставрировали и я нашла фото интерьеров, сохранили и прекрасно отреставрировали столярку -двери, порталы, балюстраду лестницы
Один из двух доходных домов Челышевских домов (Фрунзе, 56 )
Сразу поясню слова "один из двух". Все просто -подобных домов в Самаре два. Второй на ул. Красноармейская д.60
Дом ну лице Фрунзе построен в 1895г. по проекту архитектора А.Щербачева. Да, все тот же архитектор, который так плодотворно поработал в Самаре.
В середине позапрошлого века на месте доходного дома Челышова находилась тюрьма, современная Ильинская площадь, расположенная по соседству, была окраиной города, а сама площадь именовалась Тюремной или Острожной.
В конце 1880-х годов инспекция из столицы сочла условия содержания арестантов в “тюремном замке” неудовлетворительными, и губернские власти построили в 1898 году новую тюрьму — так называемые «Самарские кресты» на улице Ильинской (сейчас это общежитие Самарского государственного медицинского университета на улице Арцыбушевской). Здание старого острога и земельный участок приобрёл купец Дмитрий Ермилович Челышев (или Челышов) и построил на этом месте доходный дом - одно из самых монументальных и представительных сооружений дореволюционной Самары.
Как утверждают легенды, купец Челышев говорил, что дом простоит 100 лет и приказал замешивать раствор для кладки кирпичей на куриных яйцах (метод, в общем-то, далеко не новый и прекрасно себя зарекомендовавший - так строили ещё во времена древнего Рима).
Заказчик строительства — известный самарский промышленник, домовладелец и общественный деятель ( тут путаница то ли речь идет и Дмитрии Челышеве, то ли о его сыне Михаиле). Принадлежавшие ему доходные дома так и именуют челышевскими. В историю Самары он также вошел как непримиримый ЗОЖевец, но это уже совсем другая история.
К архитектору Александу Щербачёву Челышов обращался не впервые. Ранее купец заказывал у зодчего проекты трёхэтажного особняка (ул. Фрунзе, 49) и торговых бань на той же улице, снесённых в середине 1960-х годов.
Здание выполнено в русском стиле из красного фигурного кирпича, как и все челышовские дома, перечисленные выше.
«Стены сильно рустованы, имеются балконы и эркеры. По центру здания — въездная арка. Кухни и «черную лестницу» архитектор выделяет в специальный объем со стороны двора.»
Архитектурные формы, заимствованные из древнерусского зодчества, вполне соответствовали представлениям Челышова, выходца из крестьян, о красоте, а так называемый кирпичный стиль, когда кирпич используется не только для кладки стен, но и для украшения фасада, — требованиям владельца, слывшего прижимистым и рачительным хозяином, к прочности здания, его функциональности и стоимости. Этот способ отделки был более экономичным, чем штукатурка, и, как показало время, оказался более долговечным.
Для отделки фасада использовали дорогой кирпич с заводов купца Летягина. Центральный фасад украшен виртуозной кирпичной кладкой.
Помимо брутально-кирпичной монументальности фасадов, челышевские дома привлекают своими размерами. И если тот, что на улице Фрунзе, еще не так велик, то его брат с Красноармейской протянулся на целый квартал.
Внутреннюю планировку определяла функция — доходный дом строился для сдачи квартир в аренду. Одинаковые квартиры были сгруппированы в секции вокруг шести подъездов. Это была новаторская система организации внутреннего пространства здания для конца XIX века, которая позволяла экономично распределять жилые и подсобные помещения и дёшево оборудовать здание водопроводом и канализацией.
Челышевские дома пользовались большой популярностью и не имели недостатка в арендаторах.
Здесь селились представители самарской интеллигенции — учителя, инженеры, врачи, юристы.
Так в этом доме на ул . Фрунзе снимал квартиру известный самарский врач Моисей Гринберг, построивший в последствии собственный доходный дом на углу Самарской и Рабочей.
В 1915 году умер владелец дома Михаил Челышев, спустя два года власть в стране захватили большевики и немедленно приступили к строительству своего светлого будущего, в котором всё должно быть общим, в том числе жильё. Так дом превратился в большой коммунальный муравейник, чему весьма способствовала его планировка — своеобразный подарок покойного купца советской власти.
С тех пор прошло сто лет без малого. Борцы с царским режимом и частной собственностью давно умерли, а жители дома Челышева, оказавшиеся словно в резервации, до сих пор пользуются общими кухнями, коридорами, туалетами. Большинство квартир в этом доме коммунальные, хотя некоторые квартиры признаны непригодными для проживания. Часть из них всё же расселили, но во многих люди так и живут - точнее, умудряются жить, грея воду в кастрюльках, стирая в корытах и моясь в городской бане. Управляющая компания не разрешает устанавливать стиральные машины, опасаясь, что пол может провалиться под их тяжестью, а установленные некоторыми водонагреватели заставила снять из-за боязни, что старая проводка не выдержит напряжения современных приборов...
Надо отдать должное мастерству самарских каменщиков — фасад ещё выглядит крепким, но это иллюзия. Балки и другие несущие конструкции дома, сделанные из дерева, давно превратились в труху не без помощи вездесущих жуков.
Можно смело утверждать, что с момента строительства дом ни разу не ремонтировали.
Мы заглянули в пару подъездов
А это висит на доме: бумажка есть, а расселения нет.
Музей истории города Самара имени М.Д. Челышева
Напротив дома Челышева ( ул. Фрунзе, 56) стоит еще один дом, но размером поменьше. Этот особняк в неорусском стиле также принадлежал семейству Челышевых. В 2000 году в нём был открыт Музей истории города Самары, названный в честь Михаила Дмитриевича Челышева - сына купца Дмитрия Ермиловича Челышева, который, в отличие от отца, больше внимания уделял общественно-политической деятельности, становясь Городской головой Самары и членом Государственной думы от Самарской губернии.
Фахверковый дом ( ул Фрунзе, 75а)
Совсем неожиданно увидеть в Самаре, в российской глубинке настоящий фахверковый дом. Он стоит во дворе, не на первой линии домов. Построен он примерно в 1904-1912 годах.
Построен дом для известного самарского адвоката Осипа Гиршфельда. Ему же принадлежал каменный дом, выходящий на улицу Фрунзе.
Напомню, что вообще их себя представляет фахверковая постройка. Она обычно имеет ограждающие конструкции каркаса из системы горизонтальных, вертикальных и наклонных деревянных балок (фахверков). Промежутки расчлененных балками стен заполнены кирпичом.
В данном домике имеется остроконечный щипец, двускатная кровля, конусообразное завершение угловой башни, эркеры, поддерживаемые деревянными консолями, в сочетании с рядом модернистских элементов придают зданию черты «готической» архитектуры северной Германии»
Уникальность этого дома, что он действительно построен по технологии фахверка (а не имитация его). Деревянные брусья идут на несущий каркас, а некондиционный (здесь) кирпич – на заполнение фахверковых полей между брусьями.
А чей же это дом? Хозяин его тоже весьма примечателен.
Иосиф (Осип) Гиршфельд родился в 1862 году в городе Ровно Волынской губернии в семье почетного потомственного гражданина и адвоката.
Иосиф пошел по стезе отца, но будучи студентом Петербургского университета увлекся революционными идеями, за что был арестован и отчислен из учебного заведения. Был выслан в Самару, где находился под негласным надзором. Затем учился в Казани, служил в Екатеринбурге, вновь был уличен в протестной деятельности — «оказывал вредное влияние» на учащуюся молодежь, за что в 1887 году подвергся аресту и повторной ссылке в Самару, в которой и прожил до самой смерти в 1913 году, занимаясь адвокатской деятельностью.
В Самаре товарищ Гиршфельд не бедствовал, работал адвокатом, деньги имел немалые.
В 1903 году Гиршфельд становится владельцем нового дома на Саратовской улице ( Фрунзе, 75), построенного в стиле модерн по проекту выдающегося самарского архитектора Георгия Мошкова.
При всем при том он спонсировал революционеров и держал с ними крепкую связь. Был дружен с Владимиром Ульяновым (Лениным). В новом особняке по красной линии улице Иосиф многократно принимал и Ильича.
Но, видимо, устав от участия в революционном движении или разочаровавшись в нем, Иосиф Гиршфельд постепенно “завязывает” с подпольной деятельностью, сосредоточившись на работе. А что же фахверк?
“С годами (Гиршфельд) стал еще и чуток, и по-детски раним. Скучал по своей исторической родине (нет, не по Израилю - по Германии),, переписывался с тетей Сарой из Ровно, записался в клуб немецких колонистов, нанял слуг из новых немцев и вел себя с ними на равных, помогая деньгами в трудную минуту. Последние, в свою очередь, в знак уважения и благодарности, построили для Осипа Григорьевича в северо-восточном углу его просторного двора фахверковый дом ”.
Об этой истории необычного дома писали в свое время самарские газеты в 1907 году. Автором проекта был Георгий Николаевич Мошков (в соавторстве с Яковом Степановичем Ушаковым-Решетниковым), кстати, оба ученики знаменитого самарского архитектора Александра Щербачева. Также есть теория, что данную идею о фахверке они осуществили на спор, а Гиршфельд лишь поддержал их предложение.
Еще одна цитата лучше всяких списков подчеркнет уникальность этого дома и продемонстрирует отношение к нему архитектора Вагана Каркарьяна:
“Зодчество Самары — это необычайно разнообразный мир, деревянные сооружения которого рассеяны по всему городу. Среди них есть уникальные, даже экзотические. Вот таинственный чужестранец: одиноко, скромно, даже боязливо, стесняясь своей неухоженной старости, скрывая свою, очевидно богатую историю, имя архитектора, стоит во дворе на улице Фрунзе (Саратовской)".
На башенке флюгер с символом Самары - с козлом.
Про состояние домика промолчу -и так все видно. Но дом жилой.
Лена ГМ
Фахверковый дом ( ул Фрунзе, 75а)
Ул. Фрунзе, 70. Это новодельное монументальное офисное здание с колоннами и античным портиком над входом, но старожилы помнят, что когда-то на этом месте стояла знаменитая челышевская баня. На момент постройки это была единственная в мире четырехэтажная баня с лифтом, прачечной и даже собственной электростанцией ! Мыться к Челышеву ходила вся Самара; наслышанные о чудесной бане, туда приезжали отдыхать даже московские купцы.
Стены бани были двойными, чтобы избежать появления грибка и разрушения в ночное время между стен пускали горячий воздух, тем самым высушивая промокшие за день внутренние перегородки.
В советское время вентиляционные ходы засыпали, и здание начало быстро гнить. В конце 60 – начале 70 годов баню решили взорвать. Старшее поколение самарцев еще помнит, как это было: в соседних домах вылетали стекла, стены трескались, однако здание бани продолжало стоять! Создавалось ощущение, что оно подпрыгивает и вновь встает на место. В результате челышевскую баню пришлось взрывать несколько раз!
Общий вид нечетной стороны ул Фрунзе от дома 75 до дома 83.
Кадр покрупней : здесь крайний справа желтый дом - это и есть основной дом Гиршфельда
Затем на себя обращает внимание желтый отреставрированный дом с эркером ( № 79) - это дом Кудряшова, построенный в 1906-1909 годах. Еще недавно дом был в жутком состоянии, но вот дождался ремонта.
Левей него Скорбященская церковь.
Гостиница «Националь» ( Ул. Фрунзе 91).
Это угловой дом на пересечении ул Фрунзе и Ленинградской, местного "Арбата".
Чаще его называют домом Гучкова-Сурошникова. Его история начинается в 1899 г., когда была построена гостиница купца Павла Федоровича Гучкова. Был П.Ф. Гучков человеком весьма прогрессивных взглядов и очень ему захотелось установить в гостинице самодвижущиеся подъемники - лифты фирмы Отис . Но по тем временам это была вещь дорогостоящая и привела Гучкова к банкротству.
Купив с молотка двухэтажное здание Гучкова, следующий хозяин - В.М. Сурошников надстраивает еще три этажа, и открывает в 1911 году гостиницу «Националь».
Лаконичное украшения фасада из зеленой и бледно-зеленой майоликовой плитки, которое в межоконных пространствах чередуется ромбами и изумрудными полотнами. Жаль, что здание утратило купол со шпилем над угловым фасадом.
Деревянных домов в Самаре немало
Дом Подбельского ( Ул. Фрунзе, 111)
Архитектор .А.Щербачев
Этот роскошный трехэтажный особняк был построен для присяжного поверенного, известного адвоката и кандидата права - Пётра Павловича Подбельского, который был еще и яхтсменом, основателем яхт-клуба Самары.
Клуб швейников ( Фрунзе, 100) - еще один угловой дом на пересечении с ул.. Некрасовская.
Симпатичный образчик конструктивизма , построенный в 1930-х годах по проекту П. А. Щербачёва, известное как "Клуб швейников". Пётр Александрович Щербачёв -сын многократно уже упомянутого Александра Щербачева. Петр окончил Самарское реальное училище, продолжил образование в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. После училища путешествовал по Греции, Италии, Австрии, Франции, знакомясь с образцами архитектуры. С 1915 года служил в Самарской городской управе помощником городского архитектора, затем — в Гидрографическом управлении в Минске.
В 1920 г. устроился на должность архитектора отдела гражданских зданий и сооружений службы пути Самаро-Златоустовской железной дороги, где проработал до 1926 года. Занимал руководящие должности в строительных и архитектурных организациях Самары. Пётр Александрович Щербачёв построил и реконструировал более 80 зданий в Самаре.
В результате реставрации бывшего Клуба швейников здание существенно преобразилось: восстановлены барельефы на фасаде, приведена в порядок композиция из лепных серпа и молота, звезды, колосьев и знамён.
Вместе с тем с крыши исчезла скульптура женской фигуры с флагом в правой руке - она придавала особый колорит. Сейчас в здании театр "Камерная сцена".
На другом углу по диагонали от Клуба швейников стоит симпатичный красно-белый дом 1908 – 1909 гг. Архитектор З.В. Клейнерман. Архитектурный стиль эклектика с чертами модерна. Здание строилось как жилое, а сейчас в нем находится администрация Самарского района.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.