На фото со Швейком видна торцевая стена дома с мозаикой «Гражданская авиация». , она появилась в 1965г. А сам дом на ул. Куйбышева , 121 известен, как дом Малышева .Этот дом с интересным наружным декором был построен в 1880-1890 годах. Архитектор неизвестен
Его возвели на садовом участке, который принадлежал мещанину Малышеву. Сначала это было двухэтажное здание. Но потом новый владелец надстроил третий этаж. В 1965 году фасад дома со стороны улицы Некрасовской украсили мозаикой В настоящее время здание является жилым домом.
Соседний дом (ул. Куйбышева 123)- здание постройки конца 19 века, в котором жила семья купца Ивана Васильева.
Здание расположено на усадебном участке, с 1896 г. находившемся в собственности купца второй гильдии И.И. Васильева. В 1906–1917 гг. усадьба принадлежала Е.Ф. Васильевой, отец которой был владельцем соседней усадьбы (ныне ул. Куйбышева, 121). У Васильевых было два магазина (мебельный и зеркальный), подвал, кладовая. Все помещения занимала семья домовладельца. Во дворе дома было построено двухэтажное здание мастерской по производству, ремонту и окраске мебели.
В 1919 г. дома Васильевых были национализированы, и в помещения их бывшего магазина на первом этаже поселили семью купца Эпштейна. Е.Ф. Васильева с дочерью перешла в бывший жилой этаж дома во дворе, где и проживала до самой смерти в 1952 г.
И за ним солидное здание (ул. Куйбышева, 125) - Гимназия Н.А. Хардиной
Это здание в классическом стиле было построено архитектором Александром Щербачевым в 1902 году по заказу мецената Юлия Иосифовича Поплавского - бузулукского помещика, дворянина. Необычным является то, что было изначально известно, что в здании разместится гимназия.
В конце девятнадцатого века Самару охватило поветрие просветительства. Каждый, кто считал себя прогрессивным человеком, старался способствовать распространению научных знаний и идей гуманизма. В 1899 году на этой волне дочь известного в городе юриста и общественного деятеля Андрея Хардина - Нина Андреевна Хардина, открыла женское училище, преобразованное через пять лет в гимназию. Это было далеко не первое образовательное учреждение для девочек, однако его считали особенным. Необычным было уже то, что специально для гимназии меценат Юрий Иосифович Поплавский построил трехэтажное здание на улице Дворянской, ныне Куйбышева. Таков был его вклад в просветительское движение. Нина Хардина сделала все, чтобы педагогический коллектив в созданном ею училище не испытывал давления со стороны. Здесь не было попечительского совета, а все расходы брали на себя родители воспитанниц. В гимназию принимали даже девочек из бедных семей. Средства на их содержание Нина Андреевна получала, организуя благотворительные вечера с концертами и лекциями. В то время посещать выступления литераторов и научные лектории было очень модно. По отзывам современников, гимназия Нины Хардиной давала образование на весьма высоком уровне. Дипломы, полученные здесь, котировались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в европейских столицах. Девочкам преподавали историю, литературу, математику, физику, естествознание, немецкий язык… Однако, многие самарцы остерегались отдавать своих дочерей в гимназию. Их настораживала репутация учебного заведения Хардиной – его называли либеральным, а то и красным.
Справедливо ли это? Скорее всего, консерваторам не по душе пришлись семейно-педагогические кружки и прочие новшества, которые смело использовала Нина Андреевна и ее коллеги. Более особенно придраться было не к чему. Ну, разве что ещё к духовнику… Гимназия не была атеистической – здесь преподавали Закон Божий в том же объеме, в каком и в других школах. Духовником гимназисток был священник Троицкой церкви Иван Иванович Андреев – человек незаурядный и мыслящий очень широко. Так вот, его досуг почему-то вызывал у большой части общества, мягко говоря, недоумение. Батюшка был активным членом общества любителей пчеловодства, садоводства и огородничества.
Сейчас в этом особняке классического стиля, с треугольными фронтонами и колоннадой, располагается школа №15.
Здание бывшего Благородного собрания ( ул. Куйбышева, 131) Построен в конце 19. Архитектор неизвестен. Построен как доходный дом купца Ушакова под сдачу в аренду.
Внешний архитектурный облик решен в стиле эклектики с чертами неоренессанса.
Третий этаж надстроен позже. Вот как этот дом выглядел изначально (архивное фото)
В 1873 г. здесь возникло общество поощрения образования. Общество выплачивало стипендии и пособия нуждающимся воспитанникам самарских гимназий. Средства общества составляли членские взносы, пожертвования и доходы от благотворительных концертов, литературных вечеров и т.д. В 1882 г. в этом здании было образовано общество любителей музыкального и драматического искусства. В зале Благородного собрания общество проводило общедоступные музыкальные и драматические вечера, спектакли, концерты, литературные чтения.
27.09.1889 здесь была открыта первая в истории Самары художественная выставка. На ней экспонировались полотна художников-передвижников. В 1891–1892 гг. в помещении Благородного собрания устраивались и первые выставки произведений самарских художников. В 1896 г. дом купила городская управа.
Вместо Благородного собрания туда была переведена городская публичная библиотека и музей, который начал формироваться ещё в 1880 г. по инициативе П.В. Алабина. Алабин не только разработал структуру музея, но и пожертвовал свою нумизматическую и орнитологическую коллекции. Весной 1897 г. здесь открылась VI периодическая выставка самарского кружка любителей искусства. От имени её участников художник К.П. Головкин предложил городской думе принять в дар часть выставленных работ. Они стали первыми произведениями, размещёнными в новом художественном отделе при самарском публичном музее. В дальнейшем местные художники неоднократно пополняли эту коллекцию.
Об этих выставках и их организаторе Константине Головкине напоминает мемориальная доска на доме.
В мае 1925 г. в этом здании открылась первая выставка общества пролетарских художников Самары. В ней участвовало более 30 авторов и экспонировалось 300 работ. В 1929 г. публичный музей был преобразован в краеведческий, а в 1937 г. на базе художественного отдела был создан самостоятельный художественный музей. В 1938 г. музей был переведён в другое здание.
И пожалуй здесь рассказу о Константине Головкине. Его картины я уже показывала в 1 части в разделе про Самарский художественный музей и самарских художников.
Константин Павлович Головкин ( 1871, Самара — 1925 Самара) — самарский купец, меценат, художник, архитектор, археолог, краевед, путешественник.
Родился в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина. С 1882 по 1889 год учился в Самарском реальном училище. сСистематического художественного образования не получил, оставаясь художником-самоучкой. Работал в традициях русского реалистического искусства. Принимал самое непосредственное участие в культурной жизни города, вместе с другими членами любительского кружка художников участвовал в организации ежегодных выставок картин, которые проходили в Самаре с 1891 по 1916 годы. В 1897 году выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея. Вёл летопись самарских выставок и издал книгу «Вся Самара». До настоящего времени дошло лишь несколько картин К. П. Головкина. В собрании Самарского художественного музея их пять, одна картина в Музее Модерна, некоторое количество работ сохранилось в частных собраниях.
Был первым самарским автомобилистом. Его «Опель» в 1904 году доставили по железной дороге из Берлина.
В 1908—1909 годах по собственному проекту построил на берегу Волги дачу из пустотелого кирпича и бетонных блоков. Двор дачи художник украсил цементными скульптурами слонов. Дача сохранилась до настоящего времени и известна как "Дом со слонами".
Это интереснейшее сооружение в стиле модерн, находится оно далеко на окраине Самары , дача окружена забором и доступа к ней практически нет. Покажу фото из интернета.
После Гражданской войны в России 1917 года Головкин на некоторое время уезжал из Самары в Иркутск, где принимал участие в археологических раскопках. В начале 1920-х годов вернулся в Самару и привёз целый вагон экспонатов для музея, в том числе предметы археологических раскопок.
В последние годы жизни работал рядовым сотрудником в Самарском губернском архиве. 26 февраля 1925 года скончался в больнице имени Пирогова во время операции.