Северная часть улицы Куйбышева -самая презентабельная в городе. Здесь почти все дома интересные и в более-менее хорошем состоянии. Все подряд не снимала, но что показать есть.
Ул. Куйбышева, 70 - Дом самарского купца 1-ой гильдии М.Л. Бобермана с помещениями Азовско-Донского Коммерческого Банка
Особняк купца Н.И. Белоусова (ул. Куйбышева, 72)
Дом построен по заказу купца Н. И. Белоусова, который сдал его в аренду Торговому дому "Братья Клодть", про них я уже рассказала, когда показывала их особняк. Эта фирма выходцев из Пруссии арендовала дом Белоусова с 1907 по 1917 для торговли автомобилями (иногда говорят, что это был первый здешний автосалон). Этот маленький, но изящный и соразмерный во всём дом в неомавританском стиле с двумя башенками-"минаретами" возвёл в 1898 году арх. Щербачёв, причём это была одна из первых его работ.
Вот уж правду говорят: «Мал золотник, да дорог». Особняк Белоусова не может похвастаться протяженностью по красной линии или этажностью. Но маленький кусочек Магриба на бывшей Дворянской неизменно привлекает внимание. Контраст с не самой броской застройкой этой стороны улицы делают его еще более заметным. Здесь помимо башеенок и окна в виде мавританских арок.
На втором этаже постройки были жилые комнаты. В 1960-х годах в доме Белоусова располагалась прокуратура Самарского района.
И коль я упомянула архитектора А.Щербачева, то тут же и расскажу про него. Мы не раз встречали в Самаре здания по его проектам.
Александр Александрович Щербачёв (2 марта 1858, Москва — 22 апреля 1912, Самара) .
Родился 18 февраля (2 марта 1858) в Москве в купеческой семье.
С 1873 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880 году за ученический проект здания окружного суда А. А. Щербачёв получил малую серебряную медаль. Ученик Академии художеств, которую закончил с Большой серебряной медалью за составление проекта церкви на кладбище (1883). В 1886 году получил звание классного художника второй степени за проект «Великокняжеский дворец в столице».
В 1886 году Щербачёв по приглашению городского главы Петра Алабина едет в Самару.
В этом период при Алабине в Самаре построены и начали функционировать чугунолитейный завод Лебедева, маслобойный завод Вишнякова, типография Щелокова, Пастеровская станция, метеорологическая станция, городской водопровод, городской театр, спичечная фабрика «Волга», кирпичный завод Жукова, паровая мукомольная мельница Башкирова, кондитерская фабрика Гребежева, мыловаренный завод Уласова. Впервые в Самаре для освещения применили газ, начала действовать первая телефонная станция на 10 номеров, продолжалось строительство собора.
С 21 февраля (5 марта) 1889 по 30 декабря 1899 (11 января 1900) года Щербачев занимает должность городского архитектора. На этом посту его сменил А. У. Зеленко, про которого я уже рассказывала.
В Самаре на средства купца А.Н. Шихобалова строился величественный Воскресенский кафедральный собор на Соборной площади (ныне площадь Куйбышева), и А.А. Щербачёв осуществлял надзор за ходом строительства.
Самара на рубеже XIX - XX веков активно застраивалась и А.А.Щербачев был очень востребован. Удивительно, но он не был приверженцем какого-то определенного стиля. Строил и в дереве и в камне и каждый им проектируемый дом был предельно индивидуален.
В Самаре архитектор не только реализовался в профессии, но и встретил будущую жену – Александру Петровну Алабину – дочь самарского головы Петра Алабина. Венчание состоялось в 1889 г..
Сын А. А. Щербачёва Пётр (род. в 1890 г.) тоже стал архитектором.
Александр Александрович прожил в Самаре до конца своей жизни, построив здесь около 40 сооружений , и даже после смерти(в апреле 1912 года не расстался со ставшим ему родным городом, будучи похоронен на кладбище Иверского монастыря.
Дом Е.А. Неклютиной на противоположной стороне (ул.Куйбышева 87) внешне куда скромней.
На доме доска, где упоминаются две Неклютиных.
Кто же они такие, эти дамы ?
В середине позапрошлого века дворовое место на улице Дворянской с нынешним адресом Куйбышева, 87 принадлежало самарскому мещанину И.Т. Хренову. По сведениям налоговых ведомостей, к 1858-му году владелец отстроил на усадьбе двухэтажный каменный жилой флигель, а шесть лет спустя его наследники продали участок с недвижимостью купцу В.А. Калачеву.
Новый собственник сделал к имеющемуся дому протяженный пристрой вглубь двора, первый этаж «уличной» части приспособил под торговую лавку. Почти полвека семья Калачевых проживала, торговала и сдавала внаем помещения на главной городской улице, а в 1910 году усадьбу выкупило известное в городе семейство Неклютиных.
Главой клана к этому времени была уже овдовевшая супруга бывшего городского головы Н.Г. Неклютина Анастасия Матвеевна Неклютина – урожденная Шихобалова – вошедшая в историю Самары как «шикарная женщина с шикарными увлечениями».
Анастасия Неклютина-Шихобалов с детьми.
Увлечений у шикарной женщины - матери семерых детей и успешной бизнес-леди - как известно, было три: во-первых, разведение на собственном конезаводе рысистых пород лошадей , побеждавших во всех скачках на ипподроме. Во-вторых - хлебопекарный завод во дворе собственной усадьбы по ул Венцека, ставший второй в империи механизированной хлебопекарней. Хрустящие булочки-«неклютинки» любил весь город, а на заводе, кстати, до ареста успел потрудиться табельщиком Валериан Куйбышев.
Третьим – и тоже же прибыльным - увлечением Анастасии Матвеевны были разнообразные инженерно-технические новинки и автомобили. Неклютина, будучи уже в годах, стала первой самарской автоледи и разъезжала по городу, эпатируя обывателей. Ездила, видимо, аккуратно – упоминаний о происшествиях с пострадавшими собаками и курами с участием ее автомобиля нет.
Усадьбу на Дворянской А.М. Неклютина приобрела как раз для реализации технического и автомобильного «увлечения». Собственницей особняка значилась невестка – жена второго сына Неклютиной Ивана Елизавета Аркадьевна. Флигель с лавкой и дворовым пристроем был полностью реконструирован в царящем в 1910г. стиле рационального модерна.
Оштукатуренный и окрашенный в цвет охры с выделением белым цветом деталей главный фасад приобрел асимметричную композицию с неглубоким выступом-ризалитом в правой части. В ризалите расположены вход в помещения второго этажа и прямоугольная проездная арка во двор.
Арка ведет сейчас к отелю Фурор и выглядит не как страшная подворотня, а вполне прилично
В 1912 году в обновленном особняке открылась, как сообщали справочники, электротехническая контора «Гараж» А.М. Неклютиной . На складе конторы имелось абсолютно все необходимое для приобщения к новейшим благам цивилизации - электрификации помещений, прокладки водопровода, отопления, канализации и вентиляции. Через год Анастасия Матвеевна открыла здесь же салон по продаже автомобилей «Форд» и запчастей к ним. Правда, поставка авто оказалась единственной коммерческой неудачей Неклютиной – дело подкосили начавшаяся Первая Мировая и конкуренция с братьями Клодт.
В это же время в сложное положение поставил семью их дальний родственник Петр Поляков – купец, владелец автосалона по продаже французских автомобилей «Берлие» и «Даррак», будущий командор самарского яхт-клуба, человек деятельный, азартный и склонный к финансовым авантюрам.
По воспоминаниям Константина Неклютина, «В 1913 году Поляков, взяв большой кредит в банке под имя Неклютиных, вложил деньги в какое-то предприятие на Севере. Но не смог выполнить обязательства перед банками и скрылся. Прейдя к Петру Николаевичу за разъяснениями, нас встретил его управляющий, который заявил, что Полякова нет, денег нет и не предвидится, и сам же посоветовал нам взять его дело под свой контроль, и на этом покончить. За кредит начал расплачиваться брат мой Виктор. Брат Владимир, который вел все дела семьи, впал в депрессию, пытался залить свое горе и был трезв только по утрам. Долг быстро рос. Возглавить дело пришлось мне.
Так я стал управляющим электротехнической конторы Неклютиных и Полякова, заведовал установкой электрики и сантехники, торговал и автомобилями. Управляющего фирмы Полякова я взял к себе на работу»
Думается, Неклютины преодолели бы полосу финансовых неудач – но тут грянула революция. Все имущество, включая особняк и контору на Дворянской, было национализировано, а большая семья оказалась разбросанной по разным городам и странам. Младшему из сыновей – Константину – входившему в правительство Колчака, пришлось эмигрировать в США, где он сумел сделать блестящую инженерную карьеру, а так же написать мемуары о своей семье.
Как сложилась после революции дальнейшая судьба одной из самых блестящих жительниц Самары, неизвестно. В здании бывшей электротехнической конторы с декабря 1918-го по май 1919-го располагался первый в Самаре Комсомольский клуб, позже – различные организации и магазины. В 2015-м году особняк отреставрировали за счет средств Фонда капремонта.
Продолжаю путь по улице Куйбышева.