это одна из центральных площадей города.
Жуть! Непарадная Самара...
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.
это одна из центральных площадей города.
Жуть! Непарадная Самара...
Самарское жандармское управление ( Садовая ул.45 )
Изящное здание с элементами псевдорусского стиля, почти вся история которого связана с "силовыми ведомствами". Оно было построено в 1908 году для Самарского жандармского управления Александром Щербачёвым, в 1920-х годах в нём располагался Губернский уголовный розыск и криминальный музей "для специалистов": посетить его могли только люди, причастные к судебному и розыскному делу. После войны, уже 1960-х, здание передали военным, которые "перепрофилировали" его в военкомат Самарского района.
Хоральная синагога ( Садовая, 49)
Дата постройки: 1908 год Архитектор: Зельман Клейнерман
К началу XX века в Самаре существовал один иудейский молельный дом — на улице Николаевской (нынешний адрес — Чапаевская, 84Б), в доме, принадлежащем Гершу Маркисону.
В краеведческой литературе можно встретить информацию, что имелась и вторая молельня, в доме, принадлежавшем купцу Матвею Чаковскому (нынешний адрес — Чапаевская, 138). Но с большой долей вероятности она была закрыта в 1898 году, после постройки по соседству Софийской церкви. Но еврейская община города неуклонно росла, и площади существовавшего мольного дома были явно недостаточны.
4 сентября 1903 года иудеи Самары подали прошение о постройке большой хоральной синагоги. В нём отмечалось, что «Сооружение здания обойдется в 50000 рублей и будет исполнено на средства добровольных пожертвований евреев города Самары».
Разработку проекта поручили архитектору Зельману Вениаминовичу Клейнерману. В качестве архитектурного стиля зодчий выбрал редкий для Самары неомавританский. Прямоугольное здание, напоминающее по своей форме ковчег, расчленено на три нефа — два боковых и центральный, превосходящий их по величине. Центральный неф завершается куполом с расположенной на нем шестиконечной звездой.
«Самарская синагога выполнена в мавританском стиле. Это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV веках в странах Северной Африки и южной части Испании. Впервые в исламских постройках Испании осуществили подковообразную арку — гибрид арочной и стрельчатой арки. Эта форма широко используется в самарской синагоге.
Чередование красных и белых полос кирпичной облицовки и орнаментальная трактовка плоскости стен также роднят архитектуру самарской синагоги с мавританской. Вход в здание решен парадно, в виде портика. Над главным входом расположено огромное круглое окно, в центре которого — шестиконечная звезда Давида. Ряд ступенчатых арочных окон освещает лестницы, построенные в северной и южной сторонах синагоги».
Синагога была рассчитана на 1000 человек.
Строительство стартовало в 1904 году, а освящен храм был 31 августа 1908 года. В краеведческой литературе часто упоминается, что самарская синагога была второй по размерам в Восточной Европе и после постройки была включена в список 10 лучших синагог мира.
Синагога просуществовала как храм всего 20 лет. 19 октября 1928 года ее закрыли, а здание передали ДК имени III Интернационала (Коминтерна).
Спустя пару лет «арендатором» здания стал хлебозавод № 8, просуществовавший здесь до начала 1990-х годов. Была проведена перепланировка здания. В частности, хоры в виде галерей, шедшие вдоль северной, южной и западной стен основного зала, были соединены межэтажными перекрытиями, которые сейчас находятся в аварийном состоянии.
В 1994 году губернатор Константин Титов передал здание синагоги еврейской общине города
В 1990-х годах началась реконструкция здания, которая длится по сию пору. А точнее находится на точке замерзания, что жаль, здание очень красивое.
Садовая ул. 61. Дом 1911 года, хотя возможно он более ранний. В этот доме находится Музей фотографии.
На Садовой улице немало деревянных домов. Вот фрагмент дома № 66
А это красивый дом на каменном подклете ( Садовая ул.72 , угом Некрасовской и Садовой улиц)
Синагога красивая очень!
Самарская улица.
Бывший ресторан «Аквариум» ( Самарская, 95)
Дата постройки: 1913-1914 годы
Архитектор: Михаил Квятковский
Здесь размещался ресторан «Аквариум» — самое известное в Самаре дореволюционное увеселительное заведение с цыганским хором и варьете. Ресторан «Акварiумъ» при гостинице Гранд-Отель в 1912 г. содержал Григорий Федорович Иванов. Братья Ивановы владели не только гостиницей Гранд-отель, но и большим винным складом на углу нынешних Венцека и Молодогвардейской.
Главная «фишка» ресторана «Аквариум» — удачная компоновка строгих и лаконичных разноэтажных объемов. Единственный декоративный элемент — имитирующая купол металлическая конструкция над центральным эркером — увы, не сохранилась до наших дней.
Еще зимой 1917 года здесь кутили самарские купчики, а в марте их сменили работники профсоюзов и политических партий. Таким образом, ресторан «Аквариум» стал одним из эпицентров Февральской революции в Самаре. В позднесоветский период здесь разместился городской ТЮЗ.
Деревянные домики доживают свой век
А вот и самый красивый самарский дом в стиле модерн.
Доходный дом Алексея Нуйчева ( Самарская, 149)
Дата постройки: 1902-1903 годы
Архитектор: Михаил Квятковский
Доходный дом А.Ф. Нуйчева стал первой самарской постройкой М.И.Квятковского.
Дом Нуйчева имеет все внешние признаки самарского модерна — скошенный угол здания акцентирован эркером и завершен граненой башенкой.
Еще нет характерных для Михаила Квятковского цветов на извивающихся стеблях, но эркеры уже появились .
Заказчиком дома был выходец из Бузулука крупный строительный подрядчик и техник-строитель - Алексей Федорович Нуйчев. Вину за дом похожий на фантазии ребенка, можно смело возложить на владельца.
Декоративные детали применены так щедро, что заслонили рационализм фасада.
На первом этаже до 1911 года размещались самарские отделения Крестьянского и Дворянского поземельных банков. А верхние этажи здания были сняты в 1904 году под нужды женской гимназии сестер Харитоновых. Это была самая известная женская гимназия в городе. Основали ее в 1895 году сестры Харитоновы, приехавшие из Санкт-Петербурга. Гимназия сначала была чисто семейным делом, занимала совсем небольшое помещение. Но по мере того, как росла ее популярность в городе, она расширялась, помещения снимались все больших площадей. В 1902 г. у гимназии появился свой Попечительский совет, состоящий из известнейших и богатейших людей города. Как раз с помощью средств Попечительского совета гимназия и смогла взять внаем у А.Нуйчева в 1904 г.его доходный дом, где можно было разместить 250 обучающихся.
Гимназия там располагалась вплоть до революции. И в дальнейшем судьба этого здания связана с детьми. Там размещалась школа №25 – до сих пор одна из лучших в городе, перебравшаяся в новое современное, но, увы, типовое здание. Потом - Детский школьный комбинат, а с 1998 года по настоящее время — Самарский технический лицей.
На этом же перекрестке по диагонали от "дома со слонами" находится еще один симпатичный дом. Это дом городского врача Моисея Абрамовича Гринберга. (Самарская ул. д 138)
Дом был построен в 1912 году в стиле эклектики. Архитектором был очень известный самарский зодчий Зельман Вениаминович Клейнерман, он же автор только недавно показанной синагоги. Его авторству принадлежит много красивых зданий в Самаре. Этот архитектор занимался частной практикой, и в городе он был известен как очень хороший профессионал, его судьба прослеживается до 30-х годов, когда, после тюрьмы, он работал простым инженером, после чего следы теряются...
Доктор Гринберг приехал в Самару в 1898 году будучи бедным земским врачем, но поскольку врачом он был очень хорошим - его клиентура и благосостояние быстро выросли.
В 1901 году он купил себе участок земли в городе и построил небольшое одноэтажное здание, в котором и жил, и работал, а еще сдавал часть помещений в аренду.
В 1912 году на месте этого дома был построен прекрасный особняк, на который мы и смотрим сегодня.
Гринберг еще пользовался огромной популярностью как врач, который бесплатно лечил бедных.
Третий угол на перекрестке занимает симпатичный деревянный дом с башенками.
Это доходный дом Титулярного советника В. Е. Прахова ( ул. Самарская 151)
И построен этот домик по проекту все того же Зельмана Клейнермана.
Новое неумолимо наступает
Особняк Егора Тимрота ( ул. Самарская, 165)
Архитектор Филарет Засухина.
Когда-то это был красивый дом с башенками и эркерами. Но , увы, на его месте построили многоэтажку а к нему для декора прилепили некую копию-муляж.
Особняк Зеленко ( Самарская ул, д. 179 )
Это собственный дом архитектора Александра Зеленко, того самого автора особняка Курлиных.
Земельный участок, на котором сейчас размещается усадьба А.У. Зеленко, в конце XIX века принадлежал мещанину Егору Ивановичу Третьякову. На участке размещались 1,5-этажный деревянный дом, двухэтажный каменный флигель и деревянные службы. 15 марта 1900 года это домовладение покупает Александр Устинович Зеленко, приглашённый в конце 1899 года Самарской городской думой на должность городского архитектора после отставки Александра Александровича Щербачёва.
1 апреля 1900 года Зеленко подает прошение в городскую управу: “…разрешить построить каменный в два этажа с подвалом дом по ул. Самарской в 109 квартале”.
Александр Зеленко разворачивает строительство собственного особняка, полагая, что его утвердят в должности городского архитектора и он надолго задержится в Самаре. Но Министерство внутренних дел, куда были направлены документы на утверждение в должности, в течение года рассматривало этот вопрос и ответило отказом, сославшись на нарушение статьи городского Устава. В общем, всё как всегда.
26 марта 1902 года Александр Устинович Зеленко продает построенный дом другому архитектору — Филарету Петровичу Засухину, а сам отбывает в Москву, где работает под руководством Фёдора Осиповича Шехтеля, в соавторстве с другими зодчими, впрочем, не забывая о Самаре — в 1903 году по его проекту возводится особняк Курлиной.
Новый владелец домовладения Филарет Засухин, на творчество которого, как считается, оказал большое влияние Александр Зеленко, делает кирпичный пристрой в 2 этажа с подвалом. Он почти вдвое увеличил длину дома вглубь двора по сравнению с первоначальной.
На фото виден и основной дом, построенный изначально Зеленко, и в глубине справа второй домик, построенный Филаретом Засухиным.
Данные о функциональном использовании особняка в источниках разнятся — по одной версии, в особняке жил и работал сам Филарет Засухин. По второй версии, вся усадьба сдавалась “под квартиру” за 600 рублей в год, в том числе и построенный между 1903 и 1911 годами трехэтажный дом на второй линии.
24 марта 1911 года Засухин продает своё владение дворянке Слободчиковой за 4752 рубля.
После революции особняк был приспособлен под коммунальные квартиры. Позднее здание было подвергнуто капитальному ремонту, возможно, в связи с произошедшим пожаром. При этом была произведена замена всех перекрытий: вместо первоначальных, скорее всего, деревянных перекрытий выполнены сборные перекрытия из железобетонных плит по металлическим балкам из спаренных швеллеров.
Все конструкции крыши (стропильная система, обрешётка, кровельное покрытие) также выполнены заново с частичным отступлением от первоначальной конфигурации.
Был утрачен зенитный фонарь пирамидальной формы, видимо, освещавший верхним светом парадную лестницу в доме Зеленко.
7 октября 2010 г. строительная компания ООО “Трансгруз” получила разрешение на строительство на углу Вилоновской и Садовой самого высокого в истории Самары дома. Потом в мэрии, конечно, опомнились, разрешение отменили, но строители обратились в арбитражный суд и выиграли дело. В итоге за несколько лет на месте снесенного памятника архитектуры — каменного особняка с элементами барокко — вырос и расправил свои плечи 33-этажный атлант, бросающий свою тень на окрестные кварталы, на усадьбу Зеленко , а также на архитекторов, принимавших участие в его проектировании, и других лиц, ответственных за принятие решений.
Радикальная реконструкция здания в советское время практически полностью уничтожила его первоначальную планировку и интерьеры. От здания сохранились только коробка несущих кирпичных стен и часть столярных заполнений оконных проемов. Полностью утрачены первоначальная система печного отопления здания, ограждение балкона на главном фасаде, вместо которого была установлена лапидарная металлическая ограда.
Сейчас в особняке находится Союз журналистов.
В 1970-х годах еще сохранялась первоначальная деревянная наружная дверь парадного входа дома Зеленко, к настоящему времени утраченная. Вместо нее новая.
О доме, расположенном в глубине двора , исторические сведения скупы. Состоящий из двух зданий — трехэтажного, обращенного на улицу, и двухэтажного, обращенного ещё глубже во двор, дом был построен по проекту владельца участка Филарета Засухина между 1903 и 1911гг. Архитектурное решение было выполнено также в стиле северный модерн. Подчеркнуто асимметричная композиция фасада, более чем сдержанный декор с крупными деталями, полуциркульная перемычка, расположенная над парадным входом, и плоские пилястры, переходящие в арку под карнизом, — дом по замыслу архитектора должен быть созвучным с особняком на первой линии и послужить ему фоном.
Рядом с особняками усадьбы стоит деревянный дом, еще более маленький на фоне современного гиганта за ним.
Поразвлекалась с лужей и отражением
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.