Улица Степана Разина.
До революции называлась Вознесенской улицей.
По этой улице в ее южной части мы ходили и сами. и во время экскурсии в гидом. Мы хотели увидеть непарадную Самару, заглянуть во дворы, в подъезды, увидеть ее неприглядную изнанку и вот этот район к югу от площади Революции, улицы Разина, Алексея Толстого как раз и вошли в эту экскурсию.
Улица Разина начинается от площади Дзержинского, она же Хлебная площадь. Этот район, прилегающий к реке Самара перед ее впадением в Волгу -именно то место, откуда город вообще когда-то начинался.
На площади находится Пожарная каланча.
Это была первая каменная пожарная часть в Самаре, построенная еще в XIX веке на Полицейской площади (ныне – Хлебная) по проекту самарского архитектора Александра Щербачева. Архитектурный комплекс включал здание правления с казармами и помещениями пожарного обоза с конюшнями, а также 20-метровую каланчу. В то время она была одной из самых высоких построек в городе и служила для пожарных наблюдательной площадкой. С каланчи открывался вид на весь город и окаймляющие его реки – Волгу и Самару.
….Летом 1894 года по поручению городской управы архитектор А.А. Щербачев и член городской управы Н.С. Арычкин осмотрели первую пожарную часть и доложили, что за минувшие 20 лет деревянные казармы и пожарное депо сильно обветшали. Ремонтировать их стало невозможно. В таком же неприглядном состоянии оказалась и пожарная каланча. По итогам обследования управа решила каланчу укрепить, казармы и трубный сарай отремонтировать, навес для обоза заново перекрыть, построить новую конюшню на 17 мест, увеличить помещение для кузницы и восстановить мастерскую. Одновременно с этим архитектор Щербачев разработал проект каменного здания для первой пожарной части, которое должно было находиться на новом месте – на Полицейской площади (ныне площадь Дзержинского). Оно было вскоре построено. Первая пожарная часть размещалась в нем с 1904 года и до революционных событий 1917 года.
В 1904 году пожарная команда 1-ой полицейской части переехала в новое здание.
В 1911 год стараниями городской администрации и Самарской думы пожарная команда оборудуется электрической противопожарной сигнализацией и получает лучшие машины, какие только выпускались в то время.
В 1912-1913 годы личный состав пожарной команды получает механические лестницы новейшей конструкции.
1925 год. С началом массовой телефонизации населённых пунктов пожарная каланча стала утрачивать своё первоначальное значение. Так, в 1925 году из 250 оповещений о пожарах по телефону было принято 210, и лишь 26 возгораний заметил дежурный с каланчи, остальные вызовы оказались ложными.
В 1933 год — краевые пожарно-технические курсы и существовавший в то время в Самаре пожарный техникум объединяются в пожарный комбинат по подготовке пожарных кадров.
В 1942 год образована сержантская школа военизированной пожарной охраны , она начинает готовить младший командный состав для военизированной пожарной охраны (ВПО). Это была межобластная школа, где готовились младшие командиры пожарной охраны для Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Сталинградской и Астраханской областей.
В середине 20 века была утрачена башня. Вот так это выглядело в 60- е годы
Восстановить комплекс и вернуть его на службу людям удалось в рамках проекта, инициированного депутатом Госдумы Александром Хинштейном. Он предложил восстановить башню и открыть в здании Музей истории пожарно-спасательного дела Самарской области . Это и было реализовано. Музей стал первым в регионе интерактивным музеем, одинаково интересный, как детям, так и взрослым.
Пишут, что можно подняться на смотровую площадку к этому пожарному.
Соседнее здание в каланчей -
Самарская Биржа ул. Степана Разина, 3А.
Арх.Щербачев
Построена она была в то же время, что и пожарная часть, примерно в 1898 г. Более верное название "Хлебная биржа" , так как большая часть заключавшихся здесь сделок была связана с зерном и мукой.
Правда проработала она по своему назначению лишь до 1914 года. Затем провели реконструкцию и долгое время не могли возобновить работу. Сначала из-за Первой мировой войны, затем из-за Октябрьской революции. Во время ВОВ здесь обосновался военный госпиталь и военкомат. В 1956 году здание передали поликлинике, где и по сегодняшний день продолжают оказывать медицинские услуги, правда только в области гериатрии.
Красивый дом (ул. С. Разина 37, угол с ул Пионерская ) занимает Следственное управление Следственного комитета РФ . Это бывший доходный дом Покидышевой
Напротив еще один прекрасный образчик самарского конструктивизма - Клуб имени Ф.Э. Дзержинского ( ул. Степана Разина, 46), культурный цент ГУВД.
1935г., архитекторы Л.А. Волков, Н.Г. Теплицын. Для культурной жизни Самары «Дзержинка» ценна тем, что в 1940-х годах здесь появился первый в городе профессиональный джазовый оркестр, а в свой первый приезд в Куйбышев, в мае 1967 года, здесь выступил Владимир Высоцкий.
По диагонали от Следственного комитета красивый угловой дом (ул.С.Разина 48) . Это бывший особняк нотариуса и заядлого яхтсмена Михаила Афанасьева. Архитектор Филарет Засухин.
В памяти города Афанасьев остался как талантливый и успешный юрист, а еще как главный инициатор создания в 1909 году Самарского яхт-клуба и его первый командор. Гонки на гребных, парусных и моторных судах, сразу ставшие любимым зрелищем, начинались от Струковского сада и собирали весь город. Заядлыми гонщиками были, кстати , Константин Головкин и Эрих фон Вакано, чьи яхты часто приходили первыми.
Любимое детище Афанасьева размещалось на многопалубной шхуне с двумя мачтами, имеющей двухсветную кают-компанию со сценой, собственную электростанцию, спортзал, комнаты для гостей, библиотеку, буфет и кладовые инвентаря членов клуба.
На первом этаже особняка расположилась хозяйская квартира и нотариальная контора , «переехавшая» с Алексеевской площади (Площади Революции), в цоколе - кухня и подсобные помещения, второй этаж сдавался внаем.
Среди квартирантов – священники-настоятели ближнего Вознесенского собора , глава благотворительного общества при местной римско-католической церкви. Самым знаменитым и высокопоставленным квартиросъемщиком стал генерал от инфантерии Георгий Берхман – начальник Самарского гарнизона, кстати, избранный в 1913-м почетным членом самарского речного яхт-клуба. В 1914-м генерал Берхман прославился как победитель турок в Сарыкамышском сражении .
В 1915-м году Михаил Афанасьев продал дом сыну купца Василия Сурошникова Петру - между прочим, активному члену все того же самарского яхт-клуба. В собственности Сурошниковых викторианский особняк побыл недолго, а новая история уже муниципализированного здания началась с января 1919-го. В нем обустроилась больница при амбулатории Водного Транспорта – и именно тогда сложился дошедший до наших дней топоним «Больница Водников». К теме «запасной столицы» здание тоже причастно – в октябре 1941-го в него перевели Лечебно-санитарное Управление Кремля. Здесь успел полечиться брат вождя – Дмитрий Ильич Ульянов, специально прибывший в июле 1942-го в Куйбышев.
А в 1958 году бывший дом Афанасьева взяли да перестроили, возведя дополнительный этаж. Квадратных метров полезной площади добавилось, зато от замысла Филарета Засухина ничего не осталось. Исчезли главные композиционные элементы – угловая шатровая башня, высокий щипец в центре главного фасада и фигурная крыша.