Улица Красноармейская.
Дом № 11 - того и гляди рухнет, и даже не видно, что в нем еще живут
Дом связи ( дом № 17 ) в стиле конструктивизм, еще один прекрасный образец этого стиля, он стоит сразу за музеем модерна.
Проект монументального конструктивистского телеграфа на углу улиц Красноармейской и Чапаевской был выполнен в 1930 году. По первоначальному проекту разноэтажный Дом связи должен был состоять из четырех корпусов.
Почтамт, газетный корпус и контора были построены в 1939 году, а вот цилиндрический объем радиотеатра, в котором были запланированы три студии, зрительный зал с обширным вестибюлем, кинооперационная будка и фонотека, возвести не успели. В планы архитекторов вмешалась война.
В первые же месяцы войны Куйбышев (Самара) получил статус запасной столицы и это, конечно, потребовало мощного наращивания средств связи. В то время в здании на Красноармейской, 17 размещались городская телефонная станция и телеграф.
Всего за одну ночь, чтобы не прерывалась связь, сюда же перебазировалась междугородная телефонная станция со всем своим имуществом и аппаратурой. Она стала одним из вспомогательных транзитных узлов, которые были созданы для обеспечения бесперебойной телефонной связи Верховного Главнокомандования с фронтами, государственными органами, с многочисленными предприятиями и учреждениями страны, поставленными на службу обороны. Только в 1941 году было зафиксировано один миллион сто тысяч междугородных телефонных разговоров.
Работники междугородной телефонной станции обеспечивали связью Ворошилова, который формировал в Приволжский военный округ воинские части для разгрома немцев под Москвой. Во время военного парада 7 ноября 1941 года на площади Куйбышева, который принимал Климент Ворошилов, именно из линейно-аппаратного цеха МТС шло управление полетами военных самолетов.
Здесь, в Доме связи, были расположены каналы связи с Нью-Йорком, Лондоном, Тегераном, Владивостоком, Хабаровском. Информация передавалась азбукой Морзе. Ее переводили на ленту и уже эту ленту передавали по специальным аппаратам, так, чтобы могли прочитать те, кому телеграммы адресованы.
Среднесуточный обмен телеграммами в то время достигал двухсот тысяч единиц. Именно по телеграфным сетям Дома связи была передана знаменитая телеграмма Сталина в адрес авиационного завода о необходимости увеличения выпуска самолетов марки Ил.
Конечно, людских ресурсов не хватало. В Куйбышев переехали связисты со всей страны, особенно много было москвичей. Огромное помещение пятого этажа было выделено под жилье. В нем стояло не меньше двухсот кроватей. Наверху, в аппаратной, где были расположены линии связи со всей Россией, работали девушки по графику восемь часов работы, восемь отдыха, без выходных и отпусков. В таком режиме: напряженная смена — быстрый короткий сон — снова работа, — они жили всю войну.
Есть сведения, что с 1943 года свои легендарные слова "Говорит Москва!" всемирно известный диктор Юрий Левитан произносил именно в стенах куйбышевского Радиодома.
Куйбышев оставался запасной столицей до августа 1943 года. Только после того, как Красная Армия отстояла Сталинград и отбросила немцев далеко за Волгу, после битвы на Курской дуге, когда окончательно определилась наша победа, иностранные представительства стали покидать город. Разъехались и телеграфисты. А в ночь с 8-го на 9-е мая на прием поздравительных телеграмм был мобилизован весь персонал, горожане спешили поделиться радостью с близкими.
В память о трудовом подвиге связистов перед зданием установлен памятник ретранслятору
Цилиндрический объем Радиотеатра с залом на 618 мест не был реализован (на его месте сейчас - фонтан и памятник "Красное знамя"). В течение строительства автору пришлось декорировать фасады пилонами, подчеркнувшими тектонику, что парадоксально усилило конструктивистский образ здания.