Особняк Шелаевых - новая доступная красота.
Последнее время в Москве обретают новую жизнь старые особняки, в них открываются галереи, культурные центры, новые интересные пространства, музеи. Я недавно писала о таких новых объектах
Особняк Орлова в Елоховском пр.Галерея Смирнова. Двери открывают редко
Музей Тропинина и его флигель - два особняка и три выставки.
Елоховская галерея - новое арт-пространство в Елоховском проезде.
И вот новое приятное открытие, новый всем доступный особняк.
Источники информации
https://creador-artcenter.ru
https://dzen.ru/a/YUsEqKa8eQj7NeCN
https://um.mos.ru/houses/dom_kuptsov_shelaevykh
https://dmrog.livejournal.com/304884.html
У метро "Электрозаводская" на площади Журавлева под боком у "Дворца на Яузе" есть симпатичный особнячок . (Пл.Журавлева, д.6)
Это бывший дом купцов Шелаевых, он стоит на пригорке, посреди собственного двора. Окружение меняется, а двор этот вот уже 300 лет все также располагается особняком...
Не так давно, осенью прошлого года с нем открылся Центр современного искусства "Креадор".
https://creador-artcenter.ru
В нем проходят выставки, спектакли, концерты, аукционы, мастер-классы и поэтому особняк с редкими по красоте потолками стал доступен для всех.
Он открыт ежедневно с 12 до 22 час. Вход на выставки платный.
Каждый четверг в 19 час проходит экскурсия по дому. Тоже платно.
Я побывала в этом доме на двух выставках, их тоже покажу.
Вот эта выставка мне даже понравилась и она еще продолжается,
а эта уже закончилась и вместо нее другая.
Но сначала про сам особняк, а про выставки уже в конце.
Совсем недавно этот дом стоят в очень плачевном состоянии и медленно разрушался.
Это выявленный объект культурного наследия, тесно связанный с петровской эпохой и Немецкой слободой.
В списках вновь выявленных памятников культурного наследия Москвы здание по этому адресу фигурирует как «Семеновский слободской дом, XVIII-XIX вв.» Однако на этот счет есть и иное мнение: у дома гораздо более древняя история, чем указано в официальных документах.
В XVII веке эти места облюбовали охотники, назвали Соколиной горой. Сюда запросто мог заезжать Алексей Михайлович, государь Московский и всея Руси, который страстно отдавался соколиной охоте.
Место, где стоит дом - это центр бывшей Семеновской солдатской слободы. Семёновская солдатская слобода, как и соседняя Преображенская, была спланирована регулярно, с параллельными улицами (сохранились под названиями Мажорова, Барабанного, Медового переулков; во второй половине XVIII века они значались как улицы, а на рубеже XVII—XVIII веков были «номерными» (Первая улица и т. п.) — очевидно, по ротам Семёновского полка). Центр Семёновской солдатской слободы в XVIII веке определяли Семёновский приказ, Введенская церковь и «Семёновский дом» князя Меншикова.
Восемь одноэтажных каменных покоев «глаголем» соединялись с главными воротами, которые образовывали такой же по размерам «глаголь» с конюшнями, сараями и другими службами. За палатами был вырыт прямоугольный пруд. По всей вероятности, этот дом – последний остаток усадьбы Александра Меншикова.
Светлейший князь Александр Данилович Меншиков, закончивший дни свои в сибирской ссылке, начинал их в Семеновском. Когда после 1689 года положение царского приближенного позволило Меншикову заиметь собственную усадьбу, он выстроил ее в родном селе, между нынешней площадью Журавлева и Большой Семеновской улицей. Несколько раз возобновлявшаяся после пожаров, она слыла «увеселительной». Царь Петр, живший по соседству в скромном дворце-избе, пользовался домом Меншикова для светских развлечений.
Поначалу усадьба Меншикова была скромна, но с годами расширялась и становилась все более роскошной. Здесь были два каменных корпуса в стиле «петровского барокко», включившие палаты 1708 года, каменные ворота с дорическими колоннами, деревянная башня с часами и даже декоративный «заливец» – водоем.
В 1706 году двор Меншикова горел, и Пётр предоставил ему взамен бывший Лефортовский дворец.
Опись 1728 года, когда Меншиков попал в опалу, фиксирует в его семеновском доме хрустальную и китайскую посуду, коллекцию оружия и доспехов и даже медные и чугунные пушки. Пушки Меншиков оставил себе на память от созданного им в 1708 году при своем дворце оружейного завода: за несколько месяцев здесь отлили 3089 пушек и мортир, которые отправляли в действующую армию.
Усадьбу эту обычно считают несохранившейся, отмечая, что на ее территории в послепетровскую эпоху располагался Прачечный двор дворцового ведомства и пруд в низине близ речки Хапиловки, а позднее – здание Покровской (Лефортовской) полицейской части.
На пруд выходили дворы Семеновской слободы, где жили петровские гвардейцы. В 1797 году по приказу Павла I пруд спустили, на его месте образовалась площадь, названная по полковому храму Введенской. Она называлась по Введенской церкви, что стояла на месте школы за нынешним Дворцом на Яузе.
Вот это только что упомянутое здание Покровской полицейской части в 1870-е годы и было перестроено для купцов Степана и Тихона Шелаевых.
В основе дома сохранились палаты начала XVIII века. По всей вероятности, это и есть последний остаток усадьбы Меншикова. Их показывают в ходе экскурсии по дому.
А еще в середине 1920-х годов историк церковной Москвы Михаил Александровский обнаружил по соседству, на Лаврентьевской улице, еще несколько корпусов меншиковского дворца. Их разобрали в конце 1920-х.
Но вернемся к "нашему" дому, к тому моменту, когда он стал собственностью купцов Шелаевых.
Шелаев Тихон Павлович – купец, богородский голова (1867 – 1870), на его средства украшен Сергиевский придел Тихвинской церкви в Богородске (1888 – 1897).
Первые отечественные шелкоткацкие фабрики появились в начале XVIII века, на них делали легкие шелковые ткани— тафты. Купавинская и Фряновская фабрики Богородского уезда (сейчас Ногинский район) первыми освоили производство богатых бархатов, атласов и лент.
О братьях Шелаевых известно не так много. Тихон был купцом первой гильдии, его брат Алексей — второй. В Богородске (сейчас это Ногинск) они владели несколькими шелкоткацкими предприятиями. Но уже в те далекие времена купцы Шелаевы знали толк в рекламе, а розничный магазин у них был в самом центре Москвы (да в каком!) – в пассаже Солодовникова на Кузнецком мосту, который, увы, не сохранился. Пассаж купца Гаврилы Солодовникова ничуть бы не уступал знаменитому лондонскому «Хэрродс». Он занимал целый квартал. Как бы сейчас сказали, очень хороший маркетинговый ход, поскольку это был не только торговый центр, но и место светских встреч и чаепитий.
До 1882 года шелкокрутильные фабрики развивались слабо, в Московской губернии их было только четыре и все в Богородском уезде. Они перерабатывали шелк-сырец в пряжу около 10–15 % от потребного количества. Положение изменилось с вводом в 1882 году таможенного тарифа, создавшего выгодные условия для отечественного производителя.
В уезде возникло несколько крупных специализированных предприятий, в том числе шелкокрутильная фабрика Сопова в Богородске.
Братья Шелаевы, которые приехали в Ногинск во второй половине XIX века и занялись шелкоткацким производством, знали, что делали. В то время на шелк был очень, ну очень большой спрос. В 1852 году при Московском обществе сельского хозяйства учредили Комитет шелководства, который стал пропагандировать производство шелка в России.
Дела пошли в гору, братья Шелаевы открыли магазин в самом центре Москвы, а свой новый дом на Яузе обустроили по высшему классу — с белыми бальными залами, колоннами с ионическим ордером, богато украшенными золотом лепными потолками, полихромными гостиными с торжественными каминами...
Так и видится, как в белых залах кружились пары, а в цветных — играли в карты, обедали и обсуждали новейшие культурные течения. Публика у купцов собиралась образованная, прогрессивная, легко подхватывающая направления искусств, гремящие в столичном Санкт-Петербурге.
Неподалеку построился купец Носов, у него модный особняк в стиле модерн. А Соколиная гора, Преображенское и весь этот околоток Яузы стали вполне респектабельным районом.
О важности этого района говорит тот факт, что в 1875 году Введенскую площадь соединили с центром линией конки — одной из трёх первых линий в Москве.