Особняк Лемана в Гороховском переулке - новый доступный объект.
Не так давно в Москве стад доступным еще один небольшой старинный особняк. Находится он по адресу Гороховский переулок д. 19. И не надо путать его с особняком Леман в Гранатном переулке.
Особняк Лемана в Гороховском переулке находится сразу за особняком, в котором расположена Школа акварели Андрияки, я про нее не раз рассказывала. Так вот особняк Лемана сразу за ней в глубине садика.
Я была в особняке Лемана дважды - осенью, когда он только открылся для свободного осмотра и 5 января, когда в нем проходил Рождественский маркет. Поэтому фото будут с обоих посещений.
История дома началась с 1885г. , когда швейцарский гражданин и московский купец Яков Яковлевич Лерх который, по всей видимости, по служебным, а может быть по личным целям прибыл в Российскую империю, обратился в Городскую управу за разрешением построить в своем владении новый жилой дом и «каменное одноэтажное жилое строение, назначаемое для прачечной…, каменное одноэтажное нежилое строение для служб». То есть речь идет о доме и подсобном флигеле.
Проект разработал московский архитектор Владимир Алексеевич Гамбурцев.
Дом имел симметричный фасад с двумя ризалитами по краям.
История дома периода 1887-1889 годов связана с Евангелическим приютом, чьи воспитанники находились здесь вплоть до возведения специально построенного для них здания по соседству- в Гороховском переулке, 17. Его то и занимает сейчас Школа Андрияки.
Боковой фасад школы хорошо виден с участка Лемана.
В 1894 году участок со всеми постройками был приобретен семьей Леман, потомственными почетными гражданами Василием Адольфовичем и его супругой Софьей-Аделаидой Карловной.
Василий Адольфович Леман - купец, потомственный почётный гражданин, банкир, председатель правления Банкирского дома «И.В. Юнкер и Ко», который позже и до самой революции стал назваться Московский промышленный банк, только в этот период Василий Леман уже не был председателем его правления.
Оформлен дом был на Софью Карловну, он так и числился за ней вплоть до революции.
Традиция записывать все на жен была достаточно распространена в среде московского купечества и предпринимательства. Случай, довольно утилитарный, смысл которого - остаться с домом, если вдруг произойдет банкротство и имущество начнут продавать в счет долгов.
Для новых владельцев в том же году архитектор Адольф Эрнестович Эрихсон приступил к перестройке главного дома, выполнив две двухэтажные пристройки по краям, а также сделав внутреннюю перепланировку комнат.
Сейчас перед фасадом выросли большие деревья и снимать его немного проблематично.
Фасад дома также был переделан, его эклектичное оформление стало более ярким.
Основной стиль неогрек. Боковые оси низкого растянутого фасада оформлены парами каннелированных коринфских колонн.
Терраса на противоположном фасаде особняка выходила в сад (не сохранился). Окна выделили треугольными фронтонами,
а кариатиды на втором этаже представляют собой женские головы с локонами - капителями ионических колонн.
Композиция в планировке владения с постановкой главного дома в глубине участка, за палисадником, а также с расположением проезда вдоль служебного флигеля, соответствует традиционной планировке усадьбы.
При перестройке был снесён деревянный дом, выходивший ранее на красную линию переулка. В 1898 году флигель , построенный Гамбурцевым, был продлён по проекту Эрихсона до переулка. Сохранившаяся с тех пор металлическая ограда – также выполнена по проекту Адольфа Эрихсона.
Вот на фото торец флигеля и ограда