Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Музей Тропинина и его флигель - два особняка и три выставки.


Музей Тропинина и его флигель - два особняка и три выставки.

Сообщений 1 страница 10 из 35

1

Музей Тропинина  и его флигель - два особняка и три выставки.

Информация и отдельные фото отсюда :
https://museum-tropinina.ru
https://tweedhat.ru/article/stepan-vish … e-gatherer
http://museums.znanie-sila.su/muzey-tro … iews/kolle
https://dzen.ru/a/YR-S6WswhjXKLZaH
https://prorus.ru/interviews/kolle

2 декабря в музее Тропинина открылась новая выставка «Мода на чай» — живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из музейных и частных собраний.Она продлится до 29 января.

Там же в музее с 4 Ноября по   26 Февраля проходит выставка  «Василий Тропинин. Удача гения», на которую привезли 9 шедевров В.Тропинина из Русского музея.

Москвичи , я уверена, бывали в музее Тропинина, в этом милом особнячке в  Замоскворечье.
Собрание работ Тропинина, сменяющие друг друга выставки - повод побывать здесь искать не надо.  Последний раз я была в этом музее, если не ошибаюсь, на выставке коллекции Нелли Кобзон. 
В этом раз меня привели сюда не только две выставки в самом музее, но и предаукционный показ икон во флигеле музея, про который мало кто знает. Ведь флигель - это частный особняк и  история его владельцев, прошлых и нынешних, очень интересна.

0

2

Не была в этом музее, с интересом посмотрю!

0

3

Ксения написал(а):

Не была в этом музее, с интересом посмотрю!

Будете в Москве -советую посетить.

Сначала расскажу про историю этого домовладения по адресу Щетининский переулок, дом 10.
Щетининский переулок был назван по фамилии домовладельца XVIII века князя Андрея Михайловича Щетинина, которому в этих местах принадлежало несколько домов.
Дом с мезонином, в котором размещается музей, является историко-архитектурным памятником XIX века, одним из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня образцов купеческих усадеб Замоскворечья.

https://i.postimg.cc/Z5cJs597/001.jpg

При купце-домовладельце Ф.А. Пуговищникове в конце XVIII в. фактически определились границы современного владения, которые впервые были зафиксированы на плане города Москвы 1793 г.
Перед войной 1812 г. усадьбу приобрёл купец 2-й гильдии С.А. Бородин. Во время московского пожара 1812 г. выгорела часть Замоскворечья. Пострадавшую усадьбу построили заново в последующие годы.
Послепожарная застройка состояла из каменного с деревянным мезонином дома, постав¬ленного по красной линии Малого Екатерининского переулка и хозяйственной деревянной постройки. За домом, в глубине владения, был сад. На плане 1836 г. в глубине двора появился деревянный дом.
С 1845 по 1870 гг. усадьба принадлежала вдове московского купца У.Т. Бородиной, которая в 1860-е гг. прикупила часть территории соседнего владения вдоль северной границы.

Хотя для застройки послепожарной Москвы, здание это достаточно типично и его едва ли можно назвать уникальным, но – что важно! – оно очень характерно для усадьбы купеческой, со своими особенностями и отличиями от усадьбы дворянской. И усадеб таких сохранилось немного – долгое время к таким постройкам относились пренебрежительно, не придавая им значения как историческим памятникам. Большую часть тех домов, которые сохранились на Большой Ордынке и в прилегающих переулках, составляют как раз дома, принадлежавшие дворянским фамилиям, причем достаточно знатным. Так что именно купеческая усадьба, сохранившаяся в Замоскворечье до нашего времени, – явление достаточно редкое.
В 1883 г. вместо деревянного дома был построен двухэтажный деревянный же флигель на каменном фундаменте. В главном доме проживали владельцы усадьбы, флигель сдавался внаем под жильё.
Таким образом, на протяжении ХIХ века эта усадьба сменила нескольких владельцев, постепенно расширяясь. Она состояла из нескольких построек, в том числе и хозяйственных.

Достоверно известно о четырех зданиях, которые составляли усадьбу. Основное здание, дом, в котором жили владельцы (нынешнее здание Музея Тропинина), затем деревянный флигель, в котором сейчас живут потомки Феликса Евгеньевича Вишневского ( о нем чуть ниже пойдет речь). Еще существовали две хозяйственные постройки, но они до нашего времени не сохранились. Постройки окружал большой фруктовый сад, который сохранился лишь частично.

Но уже более подробно историю этой усадьбы можно проследить с 1885 года, когда она перешла в собственность купеческой семьи Петуховых.
Фирма "Братья Н. и Г. Петуховы" была учреждена в 1878 году в Санкт-Петербурге купцами Николаем и Григорием Ивановичами Петуховыми, позже переехавшими в Москву. Они занималась производством готовой одежды и меховых изделий. Это семейное предприятие стало одним из первых крупнейших московских оптово-розничных фирм конфекциона, т.е. производства готового платья на продажу.
Первоначально, после переезда в Москву, младший брат Петухов Г.И. с семьей арендовал дом в Якиманской части  Москвы, а вскоре купил участок, о котором идет речь,  в Малом Екатерининском (сейчас Щетининский) пер. с домом и садом.
Женой Григория Ивановича Петухова была Елена Сергеевна, урожденная Хомушенникова (1863 - 1937 гг.), которая славилась своей  благотворительной деятельностью. Она являлась попечительницей ремесленого гор. училища им. бр. Бахрушиных, а также попечительницей при их доме бесплатных квартир, а также была попечительницей Пятницкого 3-го гор. училища.
В семье Петуховых родилось шестеро детей, двое сыновей (один из них, видимо, умер в детстве) и четыре дочери.

Петуховы – культурная, просвещенная московская купеческая семья, семья меценатов. У них было много друзей из художественной среды, из числа художников, музыкантов, литераторов тогдашней  Москвы.
В доме Петуховых устраивали музыкальные вечера с участием народных сказителей, в  их организации принимал участие знаменитый фольклорист Ю.М. Соколов, собиравший северные песни и сказки. В этом доме часто бывал А.В. Средин – художник и критик. Через Средина и художника Кошелева, ученика И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского, Петуховы познакомились с В.Э. Борисовым-Мусатовым, который стал бывать у них в 1900–1904 годах, после окончательного переезда из Саратова.
Композитор А. Н. Скрябин, который обучал музыке детей Петуховых . Обе семьи дружили домами. В Музее А.Н. Скрябина и сейчас хранится знаменитый красный рояль, который прежде стоял в доме у Петуховых и на котором играл Скрябин.
Словом, дом этот был одним из центров культурной жизни Замоскворечья рубежа XIX-XX веков.

   Пожалуй, наиболее яркой личностью из рода Петуховых являлся один из их сыновей, Николай Григорьевич Петухов (1879 - 1965 гг.) — этнограф, исследователь-полярник, историк, экономист, профессор Института народного хозяйства им. Плеханова.

https://i.postimg.cc/Jn98Hygn/001.jpg

                    Н.Г.Петухов

Родился он в 1879 году(судя по годам жизни матери и сына, получается, что Елена Сергеевна родила его в 16 лет).
Учился в трех университетах: Московском и двух европейских – Гейдельбергском и Фрайбургском . С 1902 года участвовал в управлении фирмой, которая стала называться «Братья Н. и Г. Петуховы и сын». Причем он явно был включен в название не просто номинально. Так, Елизавета Олюнина, автор написанной в 1910-1914 годах основательной монографии о портновском промысле в России, на которую до сих пор опираются историки швейной промышленности и моды, указывает его первым в списке благодарностей за содействие при обследовании фабрик и мастерских.
В 1910 г. Николай Петухов  участвовал в экспедиции Г. Я. Седова на Новую Землю. Правда, экспедиция снаряжалась в Петербурге, а в дневниках Седова в качестве участников экспедиции упоминается только сам Седов и семеро рабочих, поэтому неясно, в каком статусе там был Петухов.

Кроме того, Николай Григорьевич являлся страстным коллекционером. И  чем старше он становился, тем более утверждался в мысли, что его истинным призванием является собирательство, коллекционирование. Петухов собрал большую коллекцию произведений искусства, это живопись  и старинные предметы быта.

Во времена НЭПа Николай Петухов работал во Всероссийском текстильном синдикате (Главтекстиль, а с 1922 г. Всероссийский текстильный синдикат – головные структуры, управлявшие текстильной промышленностью страны) и участвовал в работе Совета съездов государственной промышленности и торговли СССР .
Н. Г. Петухов с 1928 года преподавал в МВТУ, а позже – в МИНХ им. Плеханова (бывшем коммерческом институте, основанном, кстати, отцом мужа сестры Николая Петухова Надежды Алексеем Вишняковым).

Самое удивительное, что удивительным, что после революции  новая власть оставила родовой особняк в собственности его бывших владельцев, хотя и не полностью.

В 1937 году умирает мать Николая и в  марте 1938 года наследует  здание будущего музея  вместе с флигелем и участком.
Домовладение на тот момент состояло из двух жилых - каменного и бревенчатого - строений (т.е. дом и флигель) общей жилплощадью 366 кв. м. и служебных построек. Правда, не обошлось без уплотнения – сам Петухов перебрался во флигель, где ему оставили только три комнаты, в них же  размещалась также его коллекция и библиотека. Но остальное пространство тоже занимали не чужие хозяевам люди, там поселились сестры Николая Григорьевича – Елена (Ноева) и Надежда (Вишнякова) с семьями. Остальное раздали под коммуналки. Однако, поскольку участок оставался в частной собственности, ответственным за состояние дома и его коммуникаций был собственник, что его очень напрягало – дом нужно было ремонтировать, отапливать, а возраст уже давал о себе знать.

И тут на сцене появляется представитель уже следующего поколения московских собирателей Феликс Вишневский ,  которому суждено было стать непосредственным основателем музея Тропинина. Судьба этого человека очень интересна.

https://i.postimg.cc/HxJHL06R/002.jpg

                  Ф. Е.Вишневский

Феликс Евгеньевич Вишневский (1903–1978) происходил из крупного рода московских потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Его дед и все предыдущие поколения Вишневских были военными в Царстве Польском, Речи Посполитой. А вот его отец Евгений Феликсович уже был предпринимателем, совладельцем фабрики бронзолитейных изделий.
Бронзолитейная фабрика (мастерская) купцов – братьев Вишневских: Евгения, Льва и Феликса Феликсовичей находилась по адресу: Ладожская улица, 12. Это район Лефортово, неподалеку от нынешнего метро «Бауманская».
Фабрика просуществовала до 1917 года, занимаясь изготовлением самых разных предметов из бронзы: люстр, канделябров, часов, церковной утвари.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже фабриканты Вишневские были удостоены золотой медали, а в 1903 году представили свою продукцию на выставке архитектуры и художественной промышленности в Москве. В начале XX века получили звание поставщиков Императорского двора.
Изделия фабрики Вишневских украшали Ливадийский Дворец, Московскую Консерваторию, особняк Морозова. Произведения этой фабрики до сих пор очень высоко ценятся на различных аукционных торгах. А одна люстра из числа тех, что были на фабрике созданы, – сейчас украшает собой Спасо-Хаус, резиденцию американского посла на Спасопесковской площади.
В Лефортово недалеко от фабрик у Вишневских был большой каменный дом — но это всё забрали после революции.

+1

4

После революции фабрика не прекратила свое существование, а превратилась в «Трудовую художественно-кустарную мастерскую братьев Е., Л. и Ф. Вишневских» и участвовала в реставрации предметов из хранилищ созданного Национального музейного фонда.
Кроме всего, Евгений Феликсович Вишневский был архитектором, крупным специалистом по декоративно-прикладному искусству, последним председателем Московского художественного общества и, конечно, коллекционером.  Он имел Охранные грамоты от Комиссии по охране памятников искусства и старины, начиная с 1919 года. Свое увлечение он передал сыну – уже к 1920 году, после окончания училища, Феликс имел коллекцию из ста вещей, на которую тоже получил Охранную грамоту. А одним из первых предметов в ней стал портрет князя Сергея Михайловича Голицына кисти Василия Тропинина, подаренный ему отцом на восемнадцатилетие. Вот так и зародился у Феликса интерес к этому художнику, результатом чего стала находка нескольких считавшихся потерянными картин Тропинина и, в конце концов, создание музея его имени.

Но еще до того Вишневский успел поучаствовать в организации Первого Пролетарского музея, открытого к первой годовщине революции в бывшем особняке виноторговцев Леве (Б. Дмитровка, 24). А с июня 1919 года он работал в Коллегии по делам музеев Наркомпроса, в отделе по охране московских памятников . Но наряду с заботой об интересах государства Феликс не забывал и о себе – в то голодное время многие владельцы ценностей меняли их на продукты, чтобы выжить, а он пополнял за их счет свою коллекцию.
Интерес к музейной работе и углублённое изучение истории искусства привели к тому, что в 1925–1928 годах Вишневский работал в Государственном Историческом Музее младшим научным сотрудником под руководством профессора В.К. Клейна и учился в Московском университете на факультете изобразительного искусства, параллельно овладевая и другой практической для того времени профессией в Московском лесотехническом институте.

В советское время происхождение Феликса Евгеньевича Вишневского явилось причиной неоднократных репрессий. Поэтому и закончить  учёбу  в высших учебных заведениях ему не удалось, потому в 1928 году он был лишен избирательных прав и сослан в Кострому.
Значительная часть семейной коллекции была изъята и попала в Государственный исторический музей. В Кострому Феликс Евгеньевич перевёз небольшую часть из сохранившихся вещей и несколько ящиков с книгами, в том числе с комплектом журнала «Старые годы» и другой справочной литературой.
Но и там Феликс смог найти подходящую работу – это был период активной конфискации церковных ценностей, и местной «Чрезвычайке» требовались консультанты. Когда же ВЧК перестала нуждаться в его услугах, пришлось вспомнить свою вторую профессию и устроиться инженером на фанерный завод. Но даже в самых трудных условиях он не оставлял своих увлечений.  В Костроме он ищет, находит и сохраняет уникальные предметы быта, которые впоследствии попадут в его коллекцию.
В 1934 году, в период высылки крупных музейных деятелей, его связь с музеями прервалась почти на четверть века – Вишневского преследовали увольнения и репрессии, правда, кратковременные и без конфискации.

В  1946 году он снова репрессирован с частичной конфискацией имущества(прежде всего его собрания) и, пока разбиралось дело в апелляционных инстанциях, полтора года отсидел в лагере под Нерехтой. К счастью, все кончилось благополучно – в 1948 г. его реабилитируют с восстановлением в правах и почти полным возвращением коллекции. Причём каждая вещь разыскивалась им с упорством и настойчивостью по спецскладам МВД.

После этого Феликс Евгеньевич переезжает в Подмосковье, на станцию Лосиноостровская, где живет на даче. И при это Феликс не изменяет своему пристрастию – продолжал заниматься коллекционированием, приобретал вещи в комиссионных магазинах, скупках, у частных лиц, находя их на помойках и чердаках.

Замечу, что Вишневский существенно отличался от собирателей предыдущих поколений. Отличался тем, что стремился не столько пополнять личную коллекцию, сколько донести до людей заинтересованных, интересующихся то, что он нашел, собрал и сохранил. Ему было важно не столько самому наслаждаться произведениями искусства, сколько сделать их достоянием как можно большего числа зрителей.
Надо сказать, что в среде своих коллег собирателей и антикваров Вишневский слыл личностью легендарной, совершенно удивительной. Равных ему среди собирателей в то время попросту не было. Считалось, что он обладал каким-то шестым чувством, с помощью которого всегда находил уникальные вещи в заброшенных домах и даже на помойках. Иначе объяснить его постоянное везение было невозможно. Кстати, высокопоставленные искусствоведы тогда презрительно отзывались о коллекции Вишневского и называли ее «помоечной коллекцией». Что ж, в определенном смысле это справедливо.
Отлично владея техникой реставрации мебели и предметов из дерева, он сам занимался восстановлением своих антикварных находок. Колоссальная эрудиция и знаточеское чутьё помогали открывать подлинные шедевры. Одно из ключевых направлений в коллекции было  собрание русских портретов середины XVIII–XIX веков – произведения И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина.
Отмечу, что Василий Андреевич Тропинин с раннего возраста был любимым художником Феликса Евгеньевича Вишневского. Быть может, еще и потому, что портрет князя Сергея Михайловича Голицына, написанный Тропининым, был именно той картиной, которую отец Вишневского подарил сыну, и с этого подарка началась его активная собирательская деятельность. Возможно, если бы не было этого портрета, то не было бы и коллекции Вишневского.

Через шесть лет ( примерно в 1954г.) Вишневский договаривается с Николаем Петуховым о размещении своей коллекции в во флигеле его дома ( куда потом и сам перебрался на проживание),  а также первым из частных коллекционеров добивается ее постановки на государственный учет в 1964 году было поставлено на государственный учёт.

https://i.postimg.cc/fbRDGQmw/003.jpg

               Ф.Е.Вишневский

Во второй половине 1950-х годов коллекционер систематически принимает участие в выставках музеев Москвы и Ленинграда, а с 1958–1969 годов Феликс Евгеньевич работает старшим научным сотрудником в Государственном музее А.С. Пушкина. В этот период начинается и его меценатская деятельность безвозмездной помощи и даров российским музеям. С 1956 по 1972 годы Вишневский передал в дар 684 экспоната – произведения живописи, графики, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства России и Запада.
Вклад Вишневского в музейные собрания нашей страны огромен.
Это собрание старинных вееров в Останкинском дворце-музее, подлинная мебель из подмосковной усадьбы Вяземских Остафьево, которую Вишневский увидел в комиссионке и убедил музейщиков приобрести, и даже найденный чуть ли не на свалке, отреставрированный им лично и подаренный Музею изобразительных искусств им. Пушкина уникальный итальянский шкаф XVI века.

Произведения из коллекции Вишневского представлены сегодня в Останкинском дворце-музее, Государственном музее им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеях московского Кремля, Музее истории города Москвы, Музее-усадьбе «Кусково», Музее-усадьбе Архангельское, а также в региональных собраниях – Якутии, Рязани, Серпухова, Перми, Курска.
Начиная с середины 50-х годов, Вишневским овладела идея создания музея, посвященного, прежде всего, творчеству Тропинина, но также и некоторым другим московским художникам той эпохи. Сделать это было непросто, немало лет и усилий пришлось потратить, чтобы осуществить свою мечту.

В 1965 году умирает Николай Григорьевич Петухов и  по официальным сведениям он завещал свой дом Ф. Вишневскому для размещения его коллекций, а тот передал дом вместе с почти тремястами произведениями искусства XVIII – XIX веков городу Москве с условием.  что в главном усадебном доме будет открыт музей В.Тропинина. Так он не только осуществил свою давнюю мечту по созданию музея, но и сохранил усадебный ансамбль, прожив до конца жизни в мезонине каменного особняка.
Но еще несколько лет у Вишневского и его соратников ушло на подготовку открытия музея В.А. Тропинина.

Официально музей  был создан в 1969 году, но лишь в 1971 году музей Василия Андреевича Тропинина и московских художников его времени распахнул свои двери для посетителей. Долгое время музей не был самостоятельным учреждением, а лишь филиалом Останкинского музея, который тогда назывался «Музеем быта и творчества крепостных». Но постепенно музей приобретал все большую самостоятельность и в 1991 году стал полностью независимым от Останкинского музея.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1975 года Ф.Е. Вишневскому было присвоено Почётное звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

              https://i.postimg.cc/rpZMcZN5/004.jpg

Феликс Вишневский до конца жизни (он скончался в 1978 году) жил с женой на втором этаже особняка и занимал должность заведующего сектором хранения Музея.
В истории музея были весьма непростые времена. В 2001 году в соседнем здании произошла серьезная авария, и значительная часть музейного здания была затоплена водой. Лишь в марте 2011 года музей вновь официально открылся для посетителей.

0

5

Лена ГМ написал(а):

В 1965 году умирает Николай Григорьевич Петухов и  по официальным сведениям он завещал свой дом Ф. Вишневскому для размещения его коллекций, а тот передал дом вместе с почти тремястами произведениями искусства XVIII – XIX веков городу Москве с условием.  что в главном усадебном доме будет открыт музей В.Тропинина.

Ничего себе! И дом, и коллекция сохранялись в "личной собственности" до второй половины 20 века!

0

6

Лена ГМ написал(а):

В 1965 году умирает Николай Григорьевич Петухов и  по официальным сведениям он завещал свой дом Ф. Вишневскому для размещения его коллекций, а тот передал дом вместе с почти тремястами произведениями искусства XVIII – XIX веков городу Москве с условием.  что в главном усадебном доме будет открыт музей В.Тропинина.

Поразительны мировоззрение и  интеллект этих людей, которые, занимаясь коллекционированием, сделав это делом своей жизни, думали о музее и о людях, то есть, о стране. Лена, спасибо за подробные  биографии,  с интересом прочла.
И мне очень радостно, что музей достойный, он такой уютный! И выставки в нем интересные.

Отредактировано Неслучайные гости (2022-12-24 21:04:06)

0

7

Неслучайные гости написал(а):

Поразительны мировоззрение и  интеллект этих людей

Меня тоже поразили эти биографии, и снова частные коллекции,  снова меценатство вопреки репрессиям. Азартные увлеченные люди. И "раскопать" всю эту историю домовладения и людей, с ним связанных, меня подвигло посещение именно флигеля, к чему я перехожу в рассказе.

А что же случилось с флигелем ? Если главный дом Феликс Евгеньевич передал городу, то  флигель после его кончины перешел в собственность его потомкам, но долгое время продолжал разрушаться, хотя и жителей коммуналок сменили мелкие арендаторы.

Сейчас флигелем владеет правнук Феликса Вишневского, Степан Вишневский.

Cтепан Вишневский —,художник, сооснователь архитектурного бюро «Вишневский и Ко» и Аукционного дома Клуба коллекционеров Графики.

https://i.postimg.cc/sXtTp68R/005.jpg

                        С.Вишневский

В 2019 году, когда Степан Вишневский решился на тотальную реконструкцию деревянной постройки, она пребывала в аварийном и весьма плачевном состоянии. Ремонта здесь не было 120 лет, ни разу со дня строительства, поэтому требовались самые решительные меры.
К тому моменту у Степана уже было свое архитектурное бюро Vishnevsky&Co, и вряд ли можно считать случайностью, что наследник прапрадеда-архитектора и прадеда - коллекционера и реставратора предметов искусства,  начал специализироваться на реставрации, переосмыслении и включении в современную жизнь исторической архитектуры (усадеб, доходных домов, церквей и общественных зданий), а также на современной архитектуре, деликатно работающей с историческим и культурным контекстом.
Реконструкция усадьбы в Замоскворечье стала одним из таких проектов приспособления исторической архитектуры для служения человеку и искусству, хотя в силу родственных связей с домом история получилась в большей степени больше семейной и домашней, нежели сугубо профессиональной.
Реставрационные работы велись год. В 2020-2021 годах был восстановлен весь нижний венец, подняты внутренние несущие стены, восстановлены внутренние элементы уцелевшего убранства. Анфиладу второго этажа было решено сохранить в том виде, в котором она была здесь при жизни Феликса Вишневского.

Интересно, что после реконструкции первый этаж флигеля сдали в аренду, как это было сначала при Петухове, а потом и при Феликсе Вишневском. А сам Степан вместе со своим архитектурным бюро «поселился» на втором этаже. Но на этом история «приспособления» не закончилась.

Очевидно, Степан Вишневский чувствовал, что вновь засверкавшему сокровищу XIX века не хватает внутренней наполненности жизнью. К полотнам собственной кисти Вишневский-младший начал добавлять и другие картины — в нем тоже проснулась тяга к собирательству. А пару лет назад  произошла и судьбоносная встреча с еще одним коллекционером — Сергеем Подстаницким, основателем неформального объединения российских и зарубежных коллег, так же, как он, зараженных любовью к графике.  Сергей Подстаницкий -известный коллекционер, несколько его выставок проходили в  Царицыно.

Сначала у них со Степаном были небольшие совместные проекты, каталоги, погружение в тему. А потом Степан предложил Сергею устроить у него в особняке небольшую выставку, собраться тесной компанией, посмотреть на работы в антураже воссозданных интерьеров XIX века и — может быть — провести пробный аукцион. Сергей согласился, первый аукцион прошел успешно, и с этого момента началась новая страница в жизни усадьбы.
Степан Вишневский и Сергей Подстаницкий  оказались основателями новой институции — Аукционного дома «Клуба коллекционеров графики», а флигель усадьбы Петуховых-Масленниковых — его штаб-квартирой.
Попасть в этот дом можно во время проведения каких-то выставок или предаукционных показов.

Это бывает нечасто. И вот как раз недавно , 17 декабря здесь проходил аукцион Икон XVI-XIX веков из «Нарядной» коллекции рок-музыканта Александра Липницкого   и неделю до аукциона шел предаукционный показ.
Иконы - не моя тема, но это была возможность побывать в таком старинном доме, так что воспользовалась случаем и вместе с подругой  мы отправились в гости к Степану Вишневскому в его уютный особняк, найти который не так просто.
Надо пройти мимо здания музея Тропинина, обогнуть стоящий рядом пятиэтажный дом № 12, зайти за него во двор, повернуть направо , там забор, за которым и находится флигель (Щетининский пер. д 10 стр 2)  среди остатков усадебного сада.

0

8

Лена ГМ
интересно про чай, жду продолжения  :yep:

0

9

Лена ГМ написал(а):

Иконы - не моя тема, но это была возможность побывать в таком старинном доме, так что воспользовалась случаем и вместе с подругой  мы отправились в гости к Степану Вишневскому в его уютный особняк, найти который не так просто.

Молодцы! А фото Степана из инета?

0

10

Ксения написал(а):

А фото Степана из инета?

Да, ссылки привела в начале. Уж мы не стали приставать к нему с фото. Но он так и выглядит - высокий,  интересный,  породистый. Там еще его брат был, они очень похожи.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Музей Тропинина и его флигель - два особняка и три выставки.