Ксения написал(а):Не была в этом музее, с интересом посмотрю!
Будете в Москве -советую посетить.
Сначала расскажу про историю этого домовладения по адресу Щетининский переулок, дом 10.
Щетининский переулок был назван по фамилии домовладельца XVIII века князя Андрея Михайловича Щетинина, которому в этих местах принадлежало несколько домов.
Дом с мезонином, в котором размещается музей, является историко-архитектурным памятником XIX века, одним из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня образцов купеческих усадеб Замоскворечья.
При купце-домовладельце Ф.А. Пуговищникове в конце XVIII в. фактически определились границы современного владения, которые впервые были зафиксированы на плане города Москвы 1793 г.
Перед войной 1812 г. усадьбу приобрёл купец 2-й гильдии С.А. Бородин. Во время московского пожара 1812 г. выгорела часть Замоскворечья. Пострадавшую усадьбу построили заново в последующие годы.
Послепожарная застройка состояла из каменного с деревянным мезонином дома, постав¬ленного по красной линии Малого Екатерининского переулка и хозяйственной деревянной постройки. За домом, в глубине владения, был сад. На плане 1836 г. в глубине двора появился деревянный дом.
С 1845 по 1870 гг. усадьба принадлежала вдове московского купца У.Т. Бородиной, которая в 1860-е гг. прикупила часть территории соседнего владения вдоль северной границы.
Хотя для застройки послепожарной Москвы, здание это достаточно типично и его едва ли можно назвать уникальным, но – что важно! – оно очень характерно для усадьбы купеческой, со своими особенностями и отличиями от усадьбы дворянской. И усадеб таких сохранилось немного – долгое время к таким постройкам относились пренебрежительно, не придавая им значения как историческим памятникам. Большую часть тех домов, которые сохранились на Большой Ордынке и в прилегающих переулках, составляют как раз дома, принадлежавшие дворянским фамилиям, причем достаточно знатным. Так что именно купеческая усадьба, сохранившаяся в Замоскворечье до нашего времени, – явление достаточно редкое.
В 1883 г. вместо деревянного дома был построен двухэтажный деревянный же флигель на каменном фундаменте. В главном доме проживали владельцы усадьбы, флигель сдавался внаем под жильё.
Таким образом, на протяжении ХIХ века эта усадьба сменила нескольких владельцев, постепенно расширяясь. Она состояла из нескольких построек, в том числе и хозяйственных.
Достоверно известно о четырех зданиях, которые составляли усадьбу. Основное здание, дом, в котором жили владельцы (нынешнее здание Музея Тропинина), затем деревянный флигель, в котором сейчас живут потомки Феликса Евгеньевича Вишневского ( о нем чуть ниже пойдет речь). Еще существовали две хозяйственные постройки, но они до нашего времени не сохранились. Постройки окружал большой фруктовый сад, который сохранился лишь частично.
Но уже более подробно историю этой усадьбы можно проследить с 1885 года, когда она перешла в собственность купеческой семьи Петуховых.
Фирма "Братья Н. и Г. Петуховы" была учреждена в 1878 году в Санкт-Петербурге купцами Николаем и Григорием Ивановичами Петуховыми, позже переехавшими в Москву. Они занималась производством готовой одежды и меховых изделий. Это семейное предприятие стало одним из первых крупнейших московских оптово-розничных фирм конфекциона, т.е. производства готового платья на продажу.
Первоначально, после переезда в Москву, младший брат Петухов Г.И. с семьей арендовал дом в Якиманской части Москвы, а вскоре купил участок, о котором идет речь, в Малом Екатерининском (сейчас Щетининский) пер. с домом и садом.
Женой Григория Ивановича Петухова была Елена Сергеевна, урожденная Хомушенникова (1863 - 1937 гг.), которая славилась своей благотворительной деятельностью. Она являлась попечительницей ремесленого гор. училища им. бр. Бахрушиных, а также попечительницей при их доме бесплатных квартир, а также была попечительницей Пятницкого 3-го гор. училища.
В семье Петуховых родилось шестеро детей, двое сыновей (один из них, видимо, умер в детстве) и четыре дочери.
Петуховы – культурная, просвещенная московская купеческая семья, семья меценатов. У них было много друзей из художественной среды, из числа художников, музыкантов, литераторов тогдашней Москвы.
В доме Петуховых устраивали музыкальные вечера с участием народных сказителей, в их организации принимал участие знаменитый фольклорист Ю.М. Соколов, собиравший северные песни и сказки. В этом доме часто бывал А.В. Средин – художник и критик. Через Средина и художника Кошелева, ученика И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского, Петуховы познакомились с В.Э. Борисовым-Мусатовым, который стал бывать у них в 1900–1904 годах, после окончательного переезда из Саратова.
Композитор А. Н. Скрябин, который обучал музыке детей Петуховых . Обе семьи дружили домами. В Музее А.Н. Скрябина и сейчас хранится знаменитый красный рояль, который прежде стоял в доме у Петуховых и на котором играл Скрябин.
Словом, дом этот был одним из центров культурной жизни Замоскворечья рубежа XIX-XX веков.
Пожалуй, наиболее яркой личностью из рода Петуховых являлся один из их сыновей, Николай Григорьевич Петухов (1879 - 1965 гг.) — этнограф, исследователь-полярник, историк, экономист, профессор Института народного хозяйства им. Плеханова.
Н.Г.Петухов
Родился он в 1879 году(судя по годам жизни матери и сына, получается, что Елена Сергеевна родила его в 16 лет).
Учился в трех университетах: Московском и двух европейских – Гейдельбергском и Фрайбургском . С 1902 года участвовал в управлении фирмой, которая стала называться «Братья Н. и Г. Петуховы и сын». Причем он явно был включен в название не просто номинально. Так, Елизавета Олюнина, автор написанной в 1910-1914 годах основательной монографии о портновском промысле в России, на которую до сих пор опираются историки швейной промышленности и моды, указывает его первым в списке благодарностей за содействие при обследовании фабрик и мастерских.
В 1910 г. Николай Петухов участвовал в экспедиции Г. Я. Седова на Новую Землю. Правда, экспедиция снаряжалась в Петербурге, а в дневниках Седова в качестве участников экспедиции упоминается только сам Седов и семеро рабочих, поэтому неясно, в каком статусе там был Петухов.
Кроме того, Николай Григорьевич являлся страстным коллекционером. И чем старше он становился, тем более утверждался в мысли, что его истинным призванием является собирательство, коллекционирование. Петухов собрал большую коллекцию произведений искусства, это живопись и старинные предметы быта.
Во времена НЭПа Николай Петухов работал во Всероссийском текстильном синдикате (Главтекстиль, а с 1922 г. Всероссийский текстильный синдикат – головные структуры, управлявшие текстильной промышленностью страны) и участвовал в работе Совета съездов государственной промышленности и торговли СССР .
Н. Г. Петухов с 1928 года преподавал в МВТУ, а позже – в МИНХ им. Плеханова (бывшем коммерческом институте, основанном, кстати, отцом мужа сестры Николая Петухова Надежды Алексеем Вишняковым).
Самое удивительное, что удивительным, что после революции новая власть оставила родовой особняк в собственности его бывших владельцев, хотя и не полностью.
В 1937 году умирает мать Николая и в марте 1938 года наследует здание будущего музея вместе с флигелем и участком.
Домовладение на тот момент состояло из двух жилых - каменного и бревенчатого - строений (т.е. дом и флигель) общей жилплощадью 366 кв. м. и служебных построек. Правда, не обошлось без уплотнения – сам Петухов перебрался во флигель, где ему оставили только три комнаты, в них же размещалась также его коллекция и библиотека. Но остальное пространство тоже занимали не чужие хозяевам люди, там поселились сестры Николая Григорьевича – Елена (Ноева) и Надежда (Вишнякова) с семьями. Остальное раздали под коммуналки. Однако, поскольку участок оставался в частной собственности, ответственным за состояние дома и его коммуникаций был собственник, что его очень напрягало – дом нужно было ремонтировать, отапливать, а возраст уже давал о себе знать.
И тут на сцене появляется представитель уже следующего поколения московских собирателей Феликс Вишневский , которому суждено было стать непосредственным основателем музея Тропинина. Судьба этого человека очень интересна.
Ф. Е.Вишневский
Феликс Евгеньевич Вишневский (1903–1978) происходил из крупного рода московских потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Его дед и все предыдущие поколения Вишневских были военными в Царстве Польском, Речи Посполитой. А вот его отец Евгений Феликсович уже был предпринимателем, совладельцем фабрики бронзолитейных изделий.
Бронзолитейная фабрика (мастерская) купцов – братьев Вишневских: Евгения, Льва и Феликса Феликсовичей находилась по адресу: Ладожская улица, 12. Это район Лефортово, неподалеку от нынешнего метро «Бауманская».
Фабрика просуществовала до 1917 года, занимаясь изготовлением самых разных предметов из бронзы: люстр, канделябров, часов, церковной утвари.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже фабриканты Вишневские были удостоены золотой медали, а в 1903 году представили свою продукцию на выставке архитектуры и художественной промышленности в Москве. В начале XX века получили звание поставщиков Императорского двора.
Изделия фабрики Вишневских украшали Ливадийский Дворец, Московскую Консерваторию, особняк Морозова. Произведения этой фабрики до сих пор очень высоко ценятся на различных аукционных торгах. А одна люстра из числа тех, что были на фабрике созданы, – сейчас украшает собой Спасо-Хаус, резиденцию американского посла на Спасопесковской площади.
В Лефортово недалеко от фабрик у Вишневских был большой каменный дом — но это всё забрали после революции.