Вот боюсь, что нам какое-то время придется "наслаждаться" этими псевдо-Голландиями и псевдо-Италиями.
Боюсь, что не "какое-то", а с учетом нашего возраста, уже пожизненно. Даже за детей наших не уверена, что им что-то более светлое достанется.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » По всему миру...не выезжая из Москвы.
Вот боюсь, что нам какое-то время придется "наслаждаться" этими псевдо-Голландиями и псевдо-Италиями.
Боюсь, что не "какое-то", а с учетом нашего возраста, уже пожизненно. Даже за детей наших не уверена, что им что-то более светлое достанется.
На это я завершаю сюжет про Италию в ТЦ "Вегас Кунцево".
Дальше будем искать в Москве Нью-Йорк.
А Рим Острова Мечты ты не покажешь?J
А Рим Острова Мечты ты не покажешь?J
Покажу обязательно и даже в отдельной теме. Там много.
МФК Пресня Сити
Как я обещала, начинаю искать в Москве Нью-Йрк, следы которого у нас не в одном месте . И начну с "Манхэттена на Пресне". Так называют Многофункциональный комплекс "Пресня Сити", построенный вокруг бывшего хлебозавода № 5 им. Зотова. Так что не только погуляем среди небоскребов, но и познакомлю вас с историей хлебозавода, потому что тема бывших промпредприятий мне интересна, надеюсь, что и вам тоже, как показала тема про фабрику Высоцкого.
Источники информации и некоторых фотографий :
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хлебозавод_имени_Зотова
https://www.the-village.ru/city/where/presnya-city
https://puteshestvyie.ru/hlebozavod-no-5
https://dmitry-sasin.livejournal.com/216855.html
https://foto-history.livejournal.com/128
https://tatlin.ru/articles/zabytyj_inzhener
Где находится этот "Манхэттен" - на пересечении улиц Пресненский вал и Ходынская. От метро "Улица 1905г" 10 минут ходу. Здесь круговое движение и за ним предстает этот комплекс.
Для пущей схожести с Нью-Йорком подождала желтых такси.
На переднем плане видно здание бывшего хлебозавода в стиле конструктивизм. Мне немного не повезло , когда я сюда пришла, там еще шла прокладка коммуникация и вокруг здания хлебозавода шли земляные работы. Поэтому фото здания взяла из разных источников.
Вот так сейчас выглядит отреставрированное здание. Хорошо, что его сохранили, как сохраняют многие бывшие промзоны и отдельные заводы, пытаясь приспособить их под что-то другое.
Хлебозавод имени Зотова — бывшее московское предприятие хлебобулочной промышленности в Пресненском районе. Построен в рамках первой промышленной пятилетки , пущен в эксплуатацию в 1931 году под наименованием Хлебозавод № 5, первый из пяти московских хлебозаводов , которые были построены на основе жёсткого кольцевого конвейера разработки инженера Георгия Марсакова.
Площадь территории завода составляла примерно 2 га.
Так он выглядел в те времена, когда носил имя Н.С.Хрущева
Давайте разберемся, что это такое - кольцевой конвейер, который и определил круглую форму основного производственного здания, кто его придумал и зачем.
В начале 1930-х годов индустриализация и разорение крестьянства привели к резкому росту населения в крупных городах. За предшествующие 16 лет население Москвы увеличилось в два с половиной раза, до 3-х миллионов. Этим людям надо было где-то жить и что-то есть. В Москве, Ленинграде и других крупных промышленных городах выросли многочисленные конструктивистские кварталы - новый тип жилья.
Нечто новаторское требовалось реализовать и в пищевой промышленности. Особое внимание уделялось хлебу, ибо он всему голова. Производство должно было стать массовым, высокопроизводительным при низких затратах. Компактность, механизация и автоматизация должны были сыграть в решении этой задачи главные роли. В 1931 году вышло постановление партии и правительства о полном переходе Москвы на механизированную выпечку хлеба и обязывающее потребкооперацию приступить к строительству такого количества заводов, которое может обеспечить население новой Москвы хлебом. Во второй половине 1920-х новые хлебозаводы оснащались импортным оборудованием - немецким, английским. Но его надо было покупать за золото. Попытки скопировать успехов не принесли.
И тут как нельзя кстати подвернулся талантливый инженер Георгий Марсаков с идеей кольцевого конвейера.
Георгий Марсаков — инженер-механик, с середины 1920-х годов конструировавший технологические линии выпечки хлеба.
Георгий Петрович Марсаков родился в 1886 году в семье кузнеца в казачьей станице Наслединской под Верхнеуральском. С 1905 года он учился в гимназии города Троицка в Оренбургском крае.
Затем Марсаков закончил Томский технологический институт сразу по двум специальностям ("силовые установки" и "холодильное дело"). Будущий инженер прославился тем, «что сдал за два месяца двадцать один экзамен. За это он получил институтскую стипендию (300 рублей в год).
Проходя производственную практику на судостроительном заводе «Наваль» в городе Николаев, Марсаков оказался единственным из 156 учащихся, кому главный инженер Каменев предложил остаться после окончания вуза на заводе.
Георгий Петрович Марсаков
С 1924 года Марсаков работал в акционерном обществе "Мельстрой". Под его руководством была построена хлебопекарня в Царицыне, для которой он разработал электропаровую печь собственной системы. После этого Марсакова пригласили работать техническим консультантом в акционерное общество "Электрохлеб". Там ему поручили строительство аналогичного хлебозавода в Иваново. Для этого завода Марсаков разработал разнообразное опытное оборудование. В дальнейшем, после конфликта с "Электрохлебом" Марсаков покидает общество и строит пекарню в Иваново по своему проекту силами кустарей.
В конце 20-х годов было решено строить хлебозаводы с импортным оборудованием. Однако Марсаков предложил свой собственный проект с использованием кольцевого конвейера, которая обеспечивала непрерывное автоматическое производство хлеба по вертикали сверху вниз. Эта система была настолько простой и при этом высокопроизводительной, что поначалу натолкнулась на недоверчивое противодействие специалистов.
Свой проект он разрабатывал в Днепропетровске, где организовал КБ за собственные средства, полученные при расчете с "Электрохлебом".
Проект не понравился функционерам "Центросоюза", но к счастью, его поддержал заведующий Институтом гражданского строительства Герман Борисович Красин (младший брат наркома внешней торговли Леонида Красина).
Отчаянное упорство и самозабвенное трудолюбие Марсакова, готового порой спать на стройплощадке и вкладывать собственные деньги в производство оборудования, позволили ему пробить путь своей идее.
Благодаря поддержке Г.Красина, Марсакову для отработки идеи выделили третий этаж пекарни на Большой Семёновской ул. (не сохранилась). Там же, в пекарне он и жил.
В результате созданная им технология позволила увеличить производительность по сравнению с немецкими машинами в 5 раз. Оценив результаты, Коллегия рабоче-крестьянской инспекции приняла решение о строительстве заводов в Москве по технологии Марсакова.
Было построено 5 заводов в Москве :
№ 5 - им. Зотова на Ходынской улице
№ 7 - в Замоскворечье
№ 8 - им. Горького в Черкизово
№ 9 - им. 17-го партсъезда на Новодмитровской улице
№ 11 - им. Микояна на нынешнем Звёздном бульваре
и 2 завода в Ленинграде - Левашовский и Кушелевской
Сам Марсаков в 1933 году был награжден орденом Ленина. Однако позднее его то ли отстранили от работ по проектированию новых злебозаводов (он был достаточно конфликтной личностью), то ли он сам решил от греха подальше перебраться в город Билимбай на местный чугунолитейный завод. Там Марсаков использовал свое свободное время для создания разнообразных проектов, также основанных на кольцевом конвейере, начиная от металлургического завода и кончая соцгородом.
Без сомнения Марсаков был хорошо знаком с проектами Ле Корбюзье , Михаила Бархина и другие ведущих архитекторов того времени. Посмотрите, как эффектно выглядит его проект
металлургического комбината "Азовсталь". Разрез. 1930-е годы.
Марсаков расположил все цеха «Азовстали» между двумя конвейерными кольцами. И оказалось, что площадь завода сократилась сразу более, чем вдвое. При этом железная дорога, прошедшая по внешнему кольцу завода, увеличила свой фронт погрузки и разгрузки на 40 60_
Вообще, Марсаков разработал немало авангардных проектов, среди них, например, фабрики-кухни. тоже кольцевые. Такие кухни были феноменом советской архитектуры 1920 х годов, а в начале 1930 х годов их эволюция пошла в сторону укрупнения до «комбинатов питания».
Фабрика-кухня в идеальном городе Г.П. Марсакова. 1930-е годы.
Такова фабрика-кухня № 1 в Москве, имеющая секторную форму в плане. Не менее известна и огромная фабрика-кухня в Самаре по проекту Е. Н. Максимовой, план которой напоминает серп и молот.
Проект социалистического города Г.П. Марсакова. 1930-е годы.
Вернемся к хлебозаводам Марсакова и рассмотрим технологию.
Начиналось всё с подвала, куда привозили муку. Мука поступала в мешках, их требовалось распаковать и пересыпать муку в приёмный бункер, за которым стояло механическое сито. Учитывая среднюю производительность хлебозавода 250 тонн в сутки, в смену в бункере перегружалось не менее 30 тонн муки. Из сеялки мука по трубам подавалась на верхний этаж в силосные бункера. Скорее всего делалось это при помощи сжатого воздуха. Из бункеров уже при помощи питательных шнеков мука подавалась в смесительные ёмкости. Туда же подавалась вода из водомерных бачков и закваска. Вода для производства поступала из артезианской скважины.
Повсеместно пишут, что заводы были полностью автоматизированы, что ручной труд на них отсутствовал, но это не совсем так. Механизация да, была, а вот автоматизация была лишь частичная, участие людей требовалось. И это подтверждают старые фотографии.
Готовая опара поступала на третий этаж в чаны тестомесильного отделения, состоявшего из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения.
После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда - в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение. Хлеб выпекался в трех вращающихся кольцевых печах.
Вот они на фото
После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже. Обратите внимание на размер батона. Я помню такие , они в моем детстве стоили 28 копеек. Завод выпекал черный и белый хлеб.
Дальше хлеб поступал в погрузочное отделение, где укладывался на тележки с деревянными лотками и развозился по магазинам.
На фото дебаркадер погрузки
Марсаковым было применено два революционных технических решения:
1. Конвейер двигался за счёт роликов с электроприводом, вмонтированных в пол, а по ним уже двигались рельсы с ёмкостями и поддонами.
2. Конвейер был замкнут в кольцо. Это позволяло освободившейся ёмкости сразу же попадать под загрузку следующей порцией, исключая порожний пробег к началу конвейера. Это существенно экономило как площадь, так и энергозатраты.
Если кратко, то продукт непрерывно двигался по своеобразной спирали. Наверху эта спираль принимала ингредиенты, а внизу — выдавала готовые булки.
Именно эти решения позволили достичь небывалой в то время производительности. Один такой завод мог накормить хлебом 400 тысяч человек. Соответственно 5 заводов кормили два миллиона ртов, больше, чем прирост населения столицы за 15 лет.
Первым по такой технологии был построен как раз хлебозавод № 5.
Архитектурное решение производственного корпуса приписывают мастерской Александра Никольского. Здание характеризуется как образец конструктивизма — оформление подчинено в первую очередь функциональности. К одной стороне цилиндрического производственного корпуса примыкала котельная с трубой, ко второй — трёхуровневое прямоугольное в плане крыло вспомогательных помещений.
Если посмотреть на сохранившееся ныне здание сверху, то видно, что к основному цилиндру примыкают сначала два ризалита (в плане как трапеции) — это объемы лестничных клеток. А уже к одному из них примыкает вспомогательное прямоугольное здание, по всей видимости, заводоуправление.
Фасад сложен из красного кирпича, по всему периметру выполнено круговое остекление. В процессе эксплуатации к основному корпусу добавлялись пристройки, которые исказили оригинальный облик здания.
На протяжении более 70 лет завод ежедневно выпускал свежую выпечку, часть которой продавалась непосредственно рядом с заводом в принадлежащей ему небольшой лавке.
Имя Хрущева с завода сняли, надо полагать, с приходом Брежнева.
В 1968 году завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1978 году получил имя Василия Зотова — одного из основных организаторов массового строительства хлебозаводов в Москве в начале 1930-х годов.
10 августа 2004 года Правительство Москвы внесло завод в список объектов культурного наследия, подлежащих принятию под государственную охрану.
Завод был остановлен в 2006г. Вот так завод выглядел в конце его существования.
Что же случилось дальше ?
В мае 2006 года компания Алишера Усманова и Василия Анисимова Coalco выкупила у государства земельный участок завода и 17 сохранившихся на нем строений. 27 июля 2006 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о сносе здания и выводе производства на окраину столицы. В начале января 2007 года на хлебозаводе произошёл сильный пожар, тушением которого занималось 20 пожарных расчётов. Здание не получило значительных повреждений, однако ради остановки огня пришлось пробить кровлю. СМИ озвучивали версию о поджоге с целью освободить территорию под новое строительство.
7 сентября 2009 года Комитет государственного строительного надзора города Москвы выдал разрешение на застройку участка бывшего завода. По проекту Coalco, к 2010 году на его территории должен был быть возведён бизнес-центр «Хрустальные башни» с 378 тыс.м² офисных помещений. Финансовый кризис 2010-х заставил компанию пересмотреть проект: решено было сменить концепцию и построить комплекс апартаментов (пригодных для проживания многоквартиных домов, формально не подпадающих под жилой фонд) под наименованием «Пресня Сити». Летом 2013 года Мосгорнаследие подало в суд иск о возврате зданий завода и его земельного участка в собственность города. Судебное разбирательство окончилось мировым соглашением, по которому Coalco обязалось сохранить попадающий под государственную охрану основной производственный корпус и к 2016 году провести реставрацию этого здания параллельно со строительством комплекса апартаментов.
В 2016 году стройку выкупили структуры группы компаний ВТБ.
В 2017 году в СМИ появилась информация о планах создать в корпусе завода музей современного искусства совместно с Пушкинским музеем. Планируется, что площадь музея составит 6 тыс.м².
К 2019 году на территории завода построены 3 дома высотой 44 этажа, здание основного производственного корпуса сохранено.
При реставрации зданию вернули оригинальные цвета фасада и шрифтовую композицию.
Оригинал и то, что с ним со временем стало, можно сравнить по приведенным выше фото, ведь сплошь красным фасад был не всегда.
Так что исторический облик ему вернули. Любопытна цветовая гамма фасадов хлебозавода. Сочетание кладки из красного кирпича и оштукатуренных и побеленных фрагментов было одним из самых распространенных отделочных решений авангарда. Такая гамма близка к эстетике двадцатых. Она вызывает ассоциации с красным знаменем, кумачовыми транспарантами или, скажем, картинами Малевича и плакатом «Красным клином бей белых».
Однако, если мы вспомним, какого цвета большая часть московской архитектуры — мы вновь обнаружим сочетание красного и белого. В такой гамме выполнен Кремль, церкви московского узорочья и нарышкинского барокко и так далее. Оказывается, авангард использует наиболее традиционную цветовую гамму Москвы.
Про заводя все рассказала, и теперь перехожу улицу , чтобы попасть непосредственно к комплексу.
Отделка фасадов высоток имеет цветовой переход от более темного внизу к более светлому наверху.
МФК "Пресня Сити" спроектирован с ведущим российским архитектурным бюро SPEECH
Лена ГМ
Где находится этот "Манхэттен" - на пересечении улиц Пресненский вал и Ходынская. От метро "Улица 1905г" 10 минут ходу. Здесь круговое движение
видела я недавно этот комплекс, стояла в пробке как раз на этом кругу перед ним
Отредактировано Loconte (2022-04-01 07:59:45)
В начале января 2007 года на хлебозаводе произошёл сильный пожар, тушением которого занималось 20 пожарных расчётов. Здание не получило значительных повреждений, однако ради остановки огня пришлось пробить кровлю. СМИ озвучивали версию о поджоге с целью освободить территорию под новое строительство.
О, пожары это наше "всё"! Как только нужно освободить территорию под новое строительство - сразу пожар.
Знакомый хлебозавод... немало вокруг него бывал и всегда любовался...
Если хотите сегодняшний его облик мне не нравится - слишком много белого, а не сочетание б/к...
В плане современной архитектуры симбиоз получился не такой страшный...
Но вся история завода и конструктора навевает горькие мысли... Здесь не буду ими делиться, думаю и так понятно...
А упоминание фабрики-кухни сразу напомнило мне Тулу...
https://www.google.ru/maps/@54.1953536, … 312!8i6656
Там, где надпись Сбера, всегда (кажется даже до последнего визита) было написано "Фабрика-кухня"... Уж не знаю по похожему ли проекту она возведена или просто совпадение, но здание это тоже постройки годов 20-30-х...
Старинные палаты Москвы | Россия и экс-СССР | 2022-10-15 |
Москва -открываем закрытые двери-2 | Рассказы: Россия | 2019-02-21 |
Северное оборонное кольцо Москвы | Рассказы: Россия | 2009-02-02 |
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |
Остров мечты - московский Диснейленд | Рассказы: Россия | 2022-05-11 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » По всему миру...не выезжая из Москвы.