Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
А во-вторых, отсюда открываются прекрасные сельские пейзажи на речку Каменку и поля вдоль неё. Недаром сюда приходят художники в поисках живописной натуры (одну из них с её разрешения я заснял за работой).
Вот через этот мостик мы сейчас перейдём речку и отправимся к Покровскому монастырю:
Если где-то здесь оглянуться назад, то можно увидеть, как отражаются в реке стены Спасо-Евфимиева монастыря, в котором мы только что побывали:
Ещё один взгляд...
... и идём дальше!
Сейчас мы снова находимся на Заречной стороне - так называется та часть Суздаля, что расположена на правом (а если смотреть на карту - на левом) берегу речки Каменки. Не знаю, кто здесь жил раньше, но сейчас, судя по состоянию домов и ухоженности прилегающих к ним территорий, этот район, мягко говоря, не бедный:
* * * * * * * * * *
Покровский женский монастырь - практически ровесник Спасо-Евфимиева: он был основан всего на 12 лет позднее, в 1364 году. Разумеется, от тех далёких времён никаких сооружений не сохранилось, поскольку все они были деревянными, а нынешний ансамбль сложился в основном в первой половине 16 столетия, когда Великий владимирский и московский князь Василий III пожертвовал монастырю большие средства на новое строительство.
Правда, он же положил начало традиции, которая в те времена была вполне обыденной: в Покровский монастырь ссылали постриженных в монахини представительниц знатных родов (некоторые здесь же и упокоивались навеки), и началось всё с супруги Василия III Соломонии Сабуровой, которая после двадцати лет брака так и не смогла родить наследника. На этот счёт существуют разные предания: согласно одним, княгиня всячески сопротивлялась постригу, по другим, более "державным", Соломония проявила "государственное мышление" и, понимая важность "прямого" престолонаследия, сама упросила мужа развестись с ней и отправить в монастырь, дабы тот мог сочетаться новым браком с женщиной, способной подарить ему законного преемника на княжеском троне. Как бы то ни было, развод состоялся, хотя и не без противления отдельных церковных иерархов, Сабурова приняла постриг под именем София (легенду о том, что в это время она уже была беременна и в Покровском монастыре родила царевича Георгия, я опускаю - каждый, кому это покажется интересным, может ознакомиться с ней сам, благо информации в интернете хватает) и провела остаток своей жизни - 17 лет - в суздальском Покровском монастыре и в нём же была похоронена (впоследствии канонизирована под именем Софии Суздальской). А Василий III вскоре женился на Елене Глинской и, хоть и не сразу, у них родился сын, ставший известным всему миру как Иван Грозный.
В последующее время узницами монастыря были дочь Ивана III Александра, пятая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова, дочь Малюты Скуратова Екатерина Шуйская, вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская, дочь Бориса Годунова Ксения, первая супруга Петра I Евдокия Лопухина - и это только по самым "верхам"...
Но... то были "дела минувшие", а сейчас поговорим о более приятном - о самом Покровском монастыре как архитектурном памятнике тех не очень гуманных времён.
Одно из самых примечательных и интересных сооружений - Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью, построенные в 1515 году (собственно, они имели и третью "роль" - крепостной башни). Они не раз подвергались переделкам, но реставрация 1958 года вернула им изначальный вид. Скажу сразу, что мне не удалось сделать фотографии, которые передавали бы всю красоту "ворот-храма", поскольку их главное украшение – кокошники-закомары в виде отогнутых цветочных лепестков, обрамляющие нижнюю часть барабана основной главы так, что кажется, что он (барабан), как настоящий цветок, вырастает из них - полноценно видны только на снимках, сделанных либо сверху, либо примерно с той же высоты. Если приглядеться, их можно увидеть и у меня, но всё же снизу они не раскрывают себя во всей красе.
Это (на последней фотографии) мы уже прошли через ворота и оказались на монастырской территории. А прямо перед нами - главное сооружение монастыря: Покровский собор, возведённый в 1510-х годах на месте более древнего деревянного храма:
С трёх сторон собор окружён открытой галереей, на которую ведут две крытые лестницы с крыльцами:
Главный вход в собор украшен многоцветной стрельчатой аркой:
В 1515 году рядом с собором была построена шатровая колокольня, в нижней части которой находится церковь Происхождения Древ Креста. Позднее её соединили с собором двухарочной крытой галереей с красивым каменным декором.
В середине 16 столетия, в 1551 году, чуть в стороне была возведена немного похожая на польский костёл Трапезная палата с Зачатьевской церковью с шестигранной звонницей:
В 1970-х годах на месте обветшавших старых домов были сооружены несколько деревянных изб-келий для монахинь. Эта красочная благодаря множеству цветников территория закрыта для посещения (поскольку монастырь действующий), но прекрасно просматривается с главной аллеи:
Прямо напротив Святых ворот Покровского монастыря расположен типичный для Сузаля "парный" комплекс приходских церквей: летняя - большая, красивая, но холодная, Петропавловская (её колокольня была снесена после революции) и зимняя - совершенно простая, маленьшая, низенькая, но тёплая Никольская.
Первой, как водится, была сооружена летняя Петропавловская - в 1694 году. А Никольская появилась рядом с ней в начале 18 столетия.
Наша "большая" прогулка по Суздалю подходит к концу, мы возвращаемся в центральную часть города и снова переходим речку Каменку, которая, как кажется, здесь везде
Касательно едальных мест... мы не нашли здесь такого, какое бы я, как это было в Астрахани, Ялте, Рыбинске, рекомендовал двумя руками. Мы зашли в несколько "точек", которые имеют хорошие отзывы, но они не сподобили нас остаться надолго: где-то обстановка показалась не очень душевной, где-то меню не привлекло... В итоге получилось так, что, зайдя в вечер приезда в расположенное недалеко от отеля ресторанчик "Старый Суздаль", мы там и "остались" до самого отъезда. Хотя, повторюсь, ничего суперзапоминающегося там тоже не было.
Видите, я даже из еды ничего, кроме закуски, не сфотографировал: значит, каких-то "открытий" не случилось. Но вкусно было
..........
И ещё один ансамбль "сдвоенных" храмов, расположенный между Торговыми рядами и Каменкой, мы посмотрели по дороге на дневной отдых в отеле. Красиво декорированная летняя церковь Входа Господня в Иерусалим (или Входо-Иерусалимская) с пятью главами на тонких высоких барабанах была построена в 1702-1707 годах в характерном суздальском стиле (даже в этом рассказе мы уже не раз видели ей подобные). Ближе к концу того же столетия, в 1772 году, рядом с ней поставили скромную приземистую тёплую церковь Параскевы Пятницы (Пятницкую).
* * * * * * * * * *
Сейчас я сделаю единственную хронологическую "рокировку" в своём рассказе и прежде чем перейти ко второй прогулке по городу, покажу Васильевский монастырь - пятый и последний из тех, что есть в Суздале (напомню, ранее я уже рассказал про Ризоположенский, Александровский, Спасо-Евфимиев и Покровский), который мы посетили утром следующего дня по дороге в Кидекшу.
По преданию, на месте, где стоит монастырь, ещё в конце 10 века построили деревянную церковь, в которой жители тогдашнего Суздаля приняли христианство. А поскольку "крестивец всея Руси" князь Владимир при крещении принял имя Василий, то, увязывая эти события, образованный впоследствии монастырь был назван Васильевским. В 13 столетии здесь, на важной дороге, ведущей в процветающую тогда Кидекшу, была сооружена крепость, которая позже превратилась в монастырь (точная дата в истории не сохранилась, кроме того, что это произошло в том же 13 веке).
Сегодняшний белокаменный архитектурный ансамбль, который буквально сверкает в лучах яркого солнца, в основном появился во второй половине 17 столетия.
В 1660-х годах на месте прежней деревянной церкви был возведён одноглавый (первоначально задуманный как трёхглавый, но потом, видимо, "что-то пошло не так": скорее всего, как обычно, не хватило денег) собор Василия Великого, простой, но величественный. Долгое время он стоял "в гордом одиночестве", и лишь в 19 веке к нему пристроили трёхъярусную колокольню (стилистическая разница между ними очевидна).
Другой монастырский храм - двухэтажная Сретенская трапезная церковь была сооружена следом за собором, в конце 17 столетия. На её первом этаже находились поварня, хлебня и другие хозяйственные помещения, а на втором - сам храм и трапезная палата. Со стороны, обращённой к собору, расположена деревянная галерея, поддерживаемая каменными столбами.
Ещё один живописный, хоть и современный, уголок монастыря:
Васильевский монастырь находится на самой окраине, дальше него - только поля, среди которых где-то вдали видна церковь Михаила Архангела в Михалях (так называлась Михайлова слобода, позже ставшая селом Михайлова сторона).
А если немного пройти вдоль реки (не спускаясь к ней), то можно обнаружить... местный конный клуб:
* * * * * * * * * *
Одна из туристических "приманок" (помните, "сыыыыыыр!" - вот именно так ) для меня - музеи деревянного зодчества. Сам не понимаю, почему, поскольку дачу (которой у меня, к счастью, нет) и вообще деревенскую жизнь я на дух не переношу, а вот посмотреть отдельно взятые "теремки", привезённые в "цивилизацию", очень люблю. Оказался такой музей и в Суздале, и мы его, конечно, посетили и получили большое удовольствие, компенсировав себе таким образом облом, случившийся годом раньше в новгородских "Витославицах", которые больше, чем наполовину были закрыты по причине реставрации.
Если сравнивать "деревянный" музей Суздаля с подобным в Костроме (поскольку других в этом регионе, да и вообще вблизи Москвы, не считая в целом слабенького Василёво близ Торжка, больше нет), то я бы сказал так: суздальский более интересный, поскольку представленные в нём храмы побольше и побогаче (а это, как ни крути, самые эффектные "экспонаты": всё же избы и сараи - это всего лишь всё же избы и сараи), а костромской более живописный благодаря водоёму с мостиками и лесопарковой зоне (суздальский находится практически "в чистом поле"). Так что каждый хорош сам по себе, но если бы мне по какой-то причине предстояло выбрать один из них, я, скрепя сердце, всё же отдал бы предпочтение Костромской слободе.
Суздальский Музей деревянного зодчества (вся информация по его посещению представлена на сайте https://vladmuseum.ru/ru/geografiya-muz … zodchestva , так как он, как и бывший Спасо-Евфимиев монастырь, входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника) был создан ещё в советские времена, в 1960-х годах. В его состав вошли более 20 деревянных построек - избы, амбары, овины, бани, мельницы, колодцы и, конечно же, храмы - из деревень и сёл Владимирской области.
Музей находился очень удачно: совсем рядом от нашего отеля, практически - в прямой видимости от него.
По пути мы проходим мимо трёх расположенных на самом берегу реки за пределами музея, но входящих в число его экспонатов, свайных (то есть стоящих на сваях) амбаров, сооружённых в 19 веке - этаких "русских ореос", если кто был на севере Испании. Я их уже показывал в "обзорном" фотосете в самом начале рассказа, но теперь приведу уже более "тематически":
Кстати, одна из больших церквей - Преображенская - хорошо видна с улицы, так что если кто не хочет тратить деньги и время, может полюбоваться ей из-за ограды и, получив самое общее представление, отправиться дальше
Но мы на территорию музея всё же войдём:) Первой сразу за входом посетителей встречает маленькая круглая ("типа ротонды", как гласит табличка рядом с ней) часовня - так и хочется написать: часовенка - постройки конца 19 столетия из деревни Бедрино:
Здесь же, у входа, висит официальная карта Музея деревянного зодчества:
Но мне больше нравится вот такая, она понагляднее будет:
"Деревянный музей" устроен так, что самые интересные его экспонаты расположены уже в самом начале - это две большие церкви: Преображенская и Воскресенская. Потрясающей красоты многоярусная, похожая на пирамиду, Преображенская церковь (та, что лучше всего видна снаружи) из села Козлятьево датируется 1756 годом. Архитектурно она представляет собой очень сложную конструкцию: с восточной стороны находится алтарная апсида, с южной и северной - приделы, а с западной - окружённая открытой галереей трапезная.
Великолепное зрелище, жаль только, что для внутреннего посещения Преображенская церковь закрыта (думаю, тому есть "уважительные" причины, дерево есть дерево...).
Зато изнутри можно осмотреть Воскресенскую церковь конца 18 столетия из села Патакино, тоже очень красивую, но всё же немного уступающую в "блеске" своей соседке. Впрочем, это объясняется её менее выигрышным архитектурным устройством - она вытянута не ввысь, а вдоль, будучи построена "кораблём", когда все её части - алтарь, основной храмовый зал, трапезная, колокольня и крыльцо расположены друг за другом на одной оси.
Внутри церкви воссоздан типичный интерьер сельского храма 18-19 веков. Скромная трапезная использовалась не только по прямому "заглавному" назначению, но и предназначалась для общественных собраний, сельских сходов, оглашения земских указов, а иногда - и для устройства свадеб.
В основной - собственно "церковной" - части установлен трёхъярусный иконостас.