Еще я съездил в Севастополь. Самостоятельное перемещение общественным транспортом из Гурзуфа в Севастополь довольно заморочно и отнимает много времени. Поэтому пришлось за 2 тыс. руб. взять экскурсию.
Для начала нас повезли в Балаклаву. Балаклавская S-образной формы, окруженная горами чрезвычайно красива.
При советской власти Балаклава была закрытым городом. За десять лет с 1953 по 1963 гг. гора на западном берегу бухты была выдолблена изнутри, и там был построен завод по ремонту подводных лодок «Объект 825 ГТС», а также «Объект 820», в котором хранились ядерные заряды. В 1994 году завод покинула последняя лодка, и как нам рассказал паренек, катавший нас на катере, три крупнейшие банды Украины объединились и в течение пяти лет деребанили завод, вывозя все, что можно было вывезти. Сейчас там открыт музей, в который нас не повели из-за нехватки времени.
Это вход.
Это канал для прохода подводных лодок.
На набережной стоит Куприн. Писатель приехал в Балаклаву в 1904 году и прожил здесь год. Куприн ходил с местными рыбаками в море, и даже был принят в рыбацкую артель. Удачный улов праздновали в местных кабаках. Одним прекрасным днем чад кутежа достиг такой степени, что Куприн решил отправить на имя государя-императора телеграмму: «"Балаклава отделяется от Российской империи, становится самостоятельной республикой, вводит свою армию и флот, а также свои денежные знаки и законы. Подпись: Свободные жители Балаклавы." В ответ пришла телеграмма от Столыпина: «"Куприн, когда пьёшь - закусывай!»
На восточной горе у входа в бухту генуэзцы заложили крепость Чембало. На вершине горы находилась цитадель – город Святого Николая, на склоне располагался город Святого Георгия, в котором проживало гражданское населения. От крепости не так уж много осталось, что не удивительно, учитывая бурную историю этих мест.
За 600 рублей с носа нас покатали на катере.
Со стороны моря вход в бухту почти не заметен. Немцы во время войны так и не смогли его обнаружить, и им пришлось наступать на Балаклаву с суши.
Вот этот уродец на заднем плане построен еще во времена незалежной Украины для размещения в нем отеля, но даже украинская госприемка не позволила сдать его в эксплуатацию из-за многочисленных нарушений, допущенных в ходе строительства. В 2018 году суд постановил его снести, но вот так и стоит до сих пор.
Это так называемые «Дома Януковича». В 2010 году фирма "Маринсервис", принадлежавшая старшему сыну президента Януковича Александру, получила в собственность комплекс из пяти зданий начала XX века на набережной Назукина в центральной части Балаклавы для устройства там элитного гостинично-развлекательного комплекса и яхт-клуба. После Крымской весны младший Янукович лишился этой собственности, а потом и вообще, как известно, утонул в Байкале. В 1915 году тогдашний губернатор Севастополя Меняйло обещал найти комплексу применение, но, вроде, до сих пор так и ищут.
Где-то возле этих скал в Крымскую войну потерпел крушение британский парусно-винтовой транспорт «Принц», он же известный как «Черный принц». Множество подводных экспедиций пыталось обнаружить его обломки, ведь считалось, что «Принц» вез 200 тыс. фунтов золотом – жалование экспедиционного корпуса. Искали, искали золото, но в результате нашли лишь семь золотых монет. Современные историки полагают, что если судно и везло золото, то выгрузило его в Стамбуле, где находилось интендантство экспедиционного корпуса. Остатки корабля были найдены в 2010 году, но никакого золота, разумеется, среди них не оказалось.
А еще в Балаклаве можно полюбоваться вот такими яхтами. Данная, носящая имя «Espresso», была построена на Тайване в 2009 году. По словам друга, который занимается продажей судов, такая яхта может стоить миллионов двадцать, а недельная аренда доходить до ста тысяч долларов.