Пройдя по улице Горького, в конце ее сворачиваем налево, и вот уже перед нами то, что осталось от генуэзской крепости Каффа.
Феодосия была основана греками в IV в. до н.э. Генуэзцы обосновались на этом месте в середине XIV века. Цитадель была построена в 1340-1343 гг. Каффа была процветающим торговым городом, административным центром генуэзской колониальной империи в Причерноморье. Население города превышало 70 тыс. человек.
В 1475 году Каффа попала под власть Османской империи, а в 1771 году русские войска под водительством князя Василия Долгорукова взяли город приступом, после чего он вошел в состав Российской империи и ему было возвращено древнее имя.
Феодосия была основана греками в IV в. до н.э. Генуэзцы обосновались на этом месте в середине XIV века. Цитадель была построена в 1340-1343 гг. Каффа была процветающим торговым городом, административным центром генуэзской колониальной империи в Причерноморье. Население города превышало 70 тыс. человек.
В 1475 году Каффа попала под власть Османской империи, а в 1771 году русские войска под водительством князя Василия Долгорукова взяли город приступом, после чего он вошел в состав Российской империи и ему было возвращено древнее имя.
Вообще, Феодосия сыграла свою, пусть и невольную, роль в мировой истории. Именно из Каффы пришла в Европу в XIV веке эпидемия чумы, известная как «черная смерть», и которая кардинальным образом сказалась на ходе европейской истории. В 1346 году войска ордынского хана Джанибека осадили город. Когда среди осаждающих началась эпидемия чумы, Джанибек был вынужден снять осаду, но напоследок приказал с помощью катапульт забросать город трупами умерших от чумы. Так болезнь попала в город, а далее генуэзские моряки разнесли ее по средиземноморским портам.
Феодосийская крепость пребывает в гораздо худшем состоянии, нежели та, что в Судаке. Никаких следов хоть какой-то музеефикации, а прямо за стеной упираешься в частный сектор с заборами и кривыми улицами. Можно сказать, что стены и башни стоят посреди деревни.
Эта башня носит имя Святого Климента.
Эта называется Криско.
Под крепостным холмом стоят две небольшие церквушки.
Храм Иверской иконы Божьей Матери.
Церковь Иоанна Богослова.
Обе церкви были когда-то армянскими. Церковь Иверской иконы носила имя Св. Ованеса Мкртыча, то бишь Иоанна Крестителя и была построена в XIII веке, в то же время, когда на этом месте возникла Армянская слобода. В XIV веке для защиты от татар армяне обнесли свое поселение стеной, остатки которой можно увидеть на предыдущем фото. Укреплённый район получил название Айоц берд (армянская крепость)). В 1778 году по приказу императрицы Екатерины Суворов переселил армян в Азовскую губернию в низовья Дона. В середине XIX века в Армянской крепости устроили проивочумной карантин, с тех пор место так и называется – Карантин. В 1875 году церковь была передана в ведение Православной церкви и была освящена под своим нынешним именем.
Церковь Иоанна Богослова построена примерно в XIV – XV вв. Внутрь не попасть. Пишут, что только с экскурсией.
То, что я увидел под этим резным камнем, заставило поморщиться.
В красивый резной проем засажена пошлая железная дверь, из тех, которые так мозолят глаз в родном городе. Ну хотя бы покрашена не суриком. Но это, конечно, позорный колхоз.
Рядом с Храмом Иверской иконы можно обнаружить памятник жертвам большевистского террора в 1920 году.
Тут же стоит памятник Афанасию Никитину, чей путь домой из Индии пролегал, в том числе, через Каффу.
Если обойти церковь вокруг, пройти по мосту из старого военного понтона, подняться на пригорок, то можно осмотреть, тоже только снаружи, еще одну церковь XIV века, носящую имя Святого Георгия Победоносца.
Оттуда можно наблюдать еще вот такую картину.
Наверно, подумал я, судно, наполненное несметными сокровищами, было атаковано пиратами, которые потом спрятали захваченные богатства на необитаемом острове, капитана повесили на рее, экипаж заставили пройти по доске, а судно затопили. Реальность оказалась куда прозаичнее: турецкий сухогруз «Berg», шедший под молдавским флагом, направлявшийся из Азовского моря в Турцию с грузом отрубей, получил в ночь на 1 февраля 2018 года в водах возле Феодосии пробоину. Экипаж спасли, судно отбуксировали к берегу, посадили на мель, и с тех пор оно так и торчит посреди залива, являя собой новую городскую достопримечательность.