Село Истье, Старожиловский район Рязанской области.
На территории села ещё в XII-XIII веках находилось поселение, в котором велась добыча железа. После монголо-татарского нашествия поселение было заброшено.
Доменная печь в Истье. Была построена в начале XVIII по указу Петра I, старейшая доменная печь в Восточной Европе.
Своему возрождению поселение обязано чугунолитейному заводу, построенному в 1716 году по указу Петра I компанейщиками Сидором Томилиным, Яковом и Панкратом Рюмиными. Использовалась для завода местная железная руда из села Залипяжье и деревни Ямы.
Из производимого металла катали проволоку и из неё делали иголки для шитья, булавки и спицы, но уже на других производствах в сёлах Столпцы и Коленцы, недалеко от Истья. Этим игольным фабрикам принадлежала монополия по всей России, другого игольного производства в России до 1870 года не было.
Механический цех (Игольная фабрика) завода XVIII века.
Невероятно, но факт: до того момента иголки, булавки и тому подобные мелочи завозились в нашу страну исключительно из-за границы, в основном – из Англии. Но рязанские иголки были хорошего качества и составили достойную конкуренцию импортному товару. К тому же Пётр I, чтобы поддержать отечественного производителя, издал в 1719 году Указ «О пошлинах с иностранных игл».
Как нельзя кстати пришелся и петровский указ от 18 января 1721 года, разрешающий покупку крепостных крестьян для нужд частных мануфактур.
В 1773 году завод купил генерал-аудитор Пётр Кириллович Хлебников. От него завод перешёл его дочери — Анне Петровне Хлебниковой и её мужу Дмитрию Марковичу Полторацкому, затем их сыну Сергею Дмитриевичу Полторацкому. Дмитрий Полторацкий пригласил в качестве инженера и управляющего имениями в Истье и Авчурино (в Калужской губернии) Георга Мина (1757—1830).
В 1877 году производство приобретает «Акционерное общество русского рельсового производства». С этого момента завод, в прямом смысле слова, встаёт на новые рельсы: в стране активно строятся железные дороги. В Истье налаживают выпуск рельсов, а ещё – вагонных колёс, стрелок и пр. В конце XIX века производство заметно разрастается: появляются новые корпуса рельсопрокатного, тормозного, механического и молотового цехов. Строят новую кузницу и домну, проводят железнодорожную ветку от станции Старожилово до Истья.
К началу нового ХХ века производство приходит в упадок.
Однако завод сумел пережить ещё немало трудных времён: и революцию, и годы Великой Отечественной войны, когда здесь выпускали корпуса для гранат и авиабомб. В послевоенные годы в Истье наладили производство машин для ремонта железнодорожных путей и тепловозов для узкоколеек.
А у старинной доменной печи, начиная с 2011 года, проводятся международные фестивали кузнецов, - как память о славных петровских временах.
Отредактировано Loconte (2022-11-19 23:55:11)