Amigossanches написал(а):Это про " Артефакт "?
Нет, у них свой отдельный проект "Моя Третьяковка", может и на "Артефакте" есть, не проверяла. На выставке их QR коды открывались мгновенно.
Amigossanches написал(а):с удовольствием почитаю/посмотрю у вас
Стало быть, приступаю к рассказу.
Вернемся к выставке. На ней представлены разделы портрет, пейзаж, иконы (немного), а в самом конце Павел Корин и вот прямо с него и начну.
Павел Дмитриевич Корин (1892, Палех, Владимирская губерния — 1967, Москва) — русский и советский художник-живописец, монументалист, мастер портрета, реставратор, педагог. Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1963) и Сталинской премии второй степени (1952).
Биография художника Павла Корина кажется невероятной: знакомство с Романовыми и портреты Ленина, Вера в Бога и Сталинскяа премия, работа в метро, дружба с Горьким и похороны Патриарха...
Родился будущий художник в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. Будущее было ясным: обучение в иконописной школе и долгие мирные годы впереди, полные духовного и художественного поиска.
Отец умер, когда Павлу было 8 лет. В 1903—1907 годах Павел учился в Палехской иконописной школе у Е. И. Стягова, после окончания которой был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря, руководил которой К. П. Степанов.
А дальше было судьбоносное сотрудничество с М.Нестеровым, который пригласил его помогать расписывать церкви; через много лет в письме от 26 июля 1935 года Павел Корин писал своему учителю: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником».
По настоянию М. В. Нестерова в 1912 году Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак.
Первая масштабная и ответственная работа -участие в росписи Марфо-Мариинской обители, где он участвовал и в росписи нефа, и оформлял подземную крипту. В это время два человека оказывают огромное влияние на формирование художника и человека: Нестеров, научивший относится к искусству как к духовному подвигу , и Великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница обители, покинувшая светский высший свет ради служения людям.
Портрет Павла Корина работы Михаила Нестерова. 1930. ГТГ
Там же, в обители Павел познакомился со своей будущей женой. Прасковья Тихоновна Петрова была привезена девочкой в Москву из чувашской деревни в Марфо-Мариинскую обитель для обучения ремеслу сестры милосердия. Ей хотелось научиться рисовать, и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна обратилась к Павлу Корину с просьбой взять ученицу. Когда через три года, в 1919 году Павел Дмитриевич сделал девушке предложение, она просто убежала. От смущения, от странных его слов. Венчались они только через семь лет, в 1926 году, в церкви на Арбате.
Почему так долго не решался судьбоносный вопрос? Ему, 34-летнему художнику, нечего было предложить любимой девушке при ее здравом уме. Но он нашел выход. Он талантливо придумал позвать ее на подвиг. Аскетический... Жить вместе на чердаке многоэтажного дома. Без возможности иметь детей, которые, как известно, требуют заботы, много внимания к себе, часто бывают шаловливыми и проблемными… Без гарантии на благосостояние. Скорее с гарантией на частое безденежье, бесконечные долги в течение 20 лет, уничижительную критику в печати, стрессы, болезни. Он и не лукавил перед сиротой:
"Душечка, зову тебя на подвиг вместе со мной! Я хотел бы стать таким художником, как Александр Иванов, написавший картину «Явление Христа народу». Но путь художника-подвижника очень труден...Помоги мне стать художником».
Данную миссию женщина считала для себя главной при жизни художника и добросовестно исполняла еще четверть века после его кончины. Она прославляла художника, увековечивала память, организовывала музеи, явилась главной хранительницей его наследия и подарила его государству.
Всю свою жизнь она хранила этюд часовни, который они рисовали вместе, голова к голове – она, юная послушница, и молодой красивый художник, расписывающий усыпальницу в Марфо-Мариинской обители.
Павел и Прасковья Корины.
В 1916 году Павел Корин окончил училище и в соответствии с пожеланиями великой княгини Елизаветы Фёдоровны отправился в Ярославль и Ростов изучать фрески древних русских церквей.
Но в ясный и светлый путь художника ворвется кровавым вихрем революция. В это время он в смятении, как и вся страна. На всю жизнь он останется верующим, православным человеком, но путь художника перестает быть для него ясным.
Что писать ? В какой манере ?
Художник решает за эти годы отточить свою мастерство: с 1919 по 1922 год работал в анатомическом театре МГУ, изучая тела. В это же время день за днем делает огромное количество рисунков в ГМИИ с лучших образцов античной скульптуры. До этого он пару лет успел поработать преподавателем . Государственных свободных художественных мастерских, созданных на базе реорганизованного Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Вместе с В. В. Маяковским работал в Окнах сатиры РОСТА, писал революционные лозунги, рисовал плакаты, участвовал в оформлении праздничного убранства улиц. Панорамный пейзаж — излюбленный жанр в живописи художника. В его творческом наследии немало пейзажей Италии, средней полосы России, Крыма.
Свой ориентир, мечту о главной работе в жизни Корин нашел в 1925 году, когда в Донском монастыре собралась вся православная Россия на похороны патриарха Тихона.
Корин потрясен, сила духа присутствующих, осознанно выбранный ими путь дают ему идею главной картины его жизни. Он задумывает изобразить крестный ход во время похорон патриарха. Вскоре началась работа над этюдами к картине, которую Корин назвал "Реквием".
Картина должна была быть масштабной: 4,5 на 9,5 метров. Для сравнения : Иванов "Явление Христа народу 5.4 х 7,5 м. Репин "Торжественное заседание Государственного совета" 4х 8,77 м . То есть по площади больше репинской картины.
Работа над этюдами заняла 10 лет. Годы в анатомическом театре не прошли бесследно: он в этих этюдах создал уникальную портретную галерею, где сила духа будет доминировать над физической слабостью. Эти этюды и представлены на выставке, но о них и о всей картине продолжу позже.
В 1927 году акварель «В мастерской художника» была приобретена в собрание Третьяковской галереи, что явилось первым общественным признанием таланта мастера.
В 1931 году начинается новый этаж в жизни художника -"дружба" и покровительство со стороны Буревестника революции -Максима Горького. Именно Горький посоветует изменить название картины -"Русь уходящая", чтобы хоть как-то защитить слишком дерзкий замысел художника в советском богоборческом государстве.
В это время Корин пишет портреты, и одновременно пытается спасти фрески их Храм Христа Спасителя, который большевики готовятся уничтожить.
В 1933 году Павел Дмитриевич переезжает в мастерскую на Малой Пироговской улице (дом № 16), где жил и работал до конца жизни и где теперь расположен Дом-музей П. Д. Корина.
А затем пришла война, и именно она дает художнику увидеть свой путь. Теперь можно воспевать героику, подвиг, силу духа, мужество. В еще в военные годы стало возможным обращаться к истории и прекратились гонения на церковь.
Работы было много: в 1942 г. Корин руководит реставрацией плафона и фойе Большого театра, пострадавшие от бомбардировок.
После войны руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи, возглавлял реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Во Владимирском соборе Киева реставрировал фрески и лично восстанавливал роспись В. М. Васнецова и М. В. Нестерова.
В 1960—1964 годы был художественным руководителем Государственной центральной художественной реставрационной мастерской (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря) в Москве.
Занимался активной преподавательской деятельностью в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова , где был профессором.
Он создает эскизы декоративного оформления пяти станций метро. И это одни из лучших станций : Комсомольская кольцевая, Новослободская, Смоленская, Павелецкая, Арбатская.
Мозаики станции "Комсомольская кольцевая" по эскизам П.Корина
Панно на станции "Новослободская"
Витражи "Новослободской" тоже по эскизам Корина
Фрагмент фриза на станции метро "Смоленская"