Елена Грицак "Мадрид и Толедо":
"Предназначенное для сакристии, "Эсполио" представляло собой огромную композицию, осветившую зал пламенеющими одеждами Иисуса Христа. Кстати, художник предпочитал скромную палитру и столь яркий красный цвет использовал единственный раз.
В картине практически отсутствует момент действия: срывание одежды с Бога обозначено лишь жестом одного из солдат. Находящаяся в центре, выделенная светом и цветом фигура Мессии окружена плотным кольцом персонажей, заполнивших все пространство полотна. При внимательном взгляде можно почувствовать целую гамму переживаний героев, объединенных ощущением скорой гибели. Картина была закончена художником в 1579 году, вызвав недовольство капитула. Последовал судебный процесс, на котором художник говорил через переводчика и отказывался отвечать на некоторые вопросы".
Заказчикам, как указывалось, не понравилось изображение толпы выше Христа, а также изображение на переднем плане трех Марий, о присутствии которых, якобы, не говорится в священных текстах. Художник был с этим не согласен. Специально назначенная комиссия квалифицированных экспертов признала исключительные художественные достоинства произведения, которым, но существу, нет цены. Но цена была мала, Эль Греко не захотел отдавать свое творение за малую цену. И началась длительная тяжба. Но потом церковники изменили свое мнение, картина была водружена на самое главное место в зале. Эта ситуация принесла художнику огромный успех в Толедо.
За раму для «Эсполио», которую в 1582 году капитул заказал Эль Греко, мастер получил значительно большую сумму, чем за саму картину.
Отредактировано Неслучайные гости (2020-05-12 13:16:49)